В 2022 году наметился тренд прихода в провинциальные регионы крупных федеральных инвесторов, в том числе и в Алтайский край
В 2022 году в Алтайском крае появился "призрак" больших денег и входа в регион корпораций, которые до недавнего времени значимого интереса к провинции не проявляли. Можно лишь предполагать, что громадные инвестиции, применение которым до 24 февраля находилось и без отдаленной сибирской периферии, теперь частично смогут пойти и к нам. В плюсах Алтайского края – близость к азиатским рынкам, продовольственная специфика, туристический потенциал. Но местному бизнесу придется "двигаться", а выгода для населения – пока отдалена и приблизительна.
Территория элитного туризма
В чем причина интереса. Туристическая привлекательность Алтая для больших инвестиций стала очевидна еще до СВО – в пандемию. Многие страны для бомонда и элиты страны, привыкшим к комфорту и красотам, вдруг оказались закрыты из-за ковидных ограничений. Спрос повернулся внутрь России, которая, как оказалось, прекрасна от морей до самых до окраин. Но вот с предложением и его качеством вышла заминка. Многие места оказались не готовы к такому спросу – не хватало ни отелей, ни сервиса, ни банальных удобств. На Алтае в том числе.
На этом фоне как нельзя "кстати" пришлись давно и трудно развиваемые площадки "Бирюзовая Катунь" и "Белокуриха горная" (она же Белокуриха-2). Обе расположены на въезде в Горный Алтай, по соседству с уникальными природными объектами, почти оснащены инфраструктурой, уже есть какие-то места размещения и понятны проекты на будущее. Красота.
Кто заходит. Теперь туркластером "Белокуриха горная" управляет госкорпорация Туризм.рф: распоряжается участками, привлекает инвесторов, составляет мастер-план (что-то вроде генплана и плана застройки территории).
Соглашение с корпорацией о том, что Туризм.рф займется туркластером, в ноябре 2021 года подписал губернатор края Виктор Томенко при участии вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, в свое время возглавлявшего оргкомитет "Сочи-2014", команда которого частично вошла в корпорацию. В ноябре же аналогичные соглашения с Туризм.рф подписали главы еще девяти туристических регионов России.
В случае с Алтайский краем важен фактор того, что ранее в течение долгих лет фактически кластером управляла компания "Курорт Белокуриха" – изначально инициатор создания этой площадки и до недавнего времени ее ключевой инвестор. Идея создания новой премиум-площадки курорта принадлежала руководителю компании Александру Бенгардту. Задумку поддержали тогда губернатор Александр Карлин, советник президента страны Игорь Левитин. "Белокуриху-2" включили в госпрограмму – построили дорогу-серпантин, подвели инженерные сети. Стали подтягиваться инвесторы. В площадку вложены миллиарды рублей.
В 2022 году по факту компанию отодвинули от проекта – уже созданного, с готовой площадкой и пулом перспективных резидентов. Корпорация будет привлекать в нее уже новых инвесторов, участвуя в проектах финансово, затем – после увеличения капитализации – продавать свою долю, чтобы инвестировать средства в новые площадки и развивать их.
Все, что по этому поводу думают в компании "Курорт Белокуриха", "Толку" рассказывал сам Александр Бенгардт.
А у госкорпорации, по данным редакции, есть своя логика: в площадку вкладывались госсредства, она за счет этого повышала капитализацию, а бизнес-интерес при этом имела частная компания. Дескать, нечестно.
Предварительная концепция мастер-плана от Туризм.рф предполагает снижение уровня "элитности" площадки по сравнению с тем, что предполагалось изначально. Глава краевого управления по туризму Евгений Дешевых, однако, подчеркивает: изначально идея создания Белокурихи-2 преследовала несколько целей.
Первая и главная — расширить номерной фонд действующего курорта, создать современные объекты для размещения:
"В этом сезоне от ряда санаториев я слышал, что им приходилось отказывать желающим, в отдельных случаях объем отказов доходил до 15% из-за отсутствия мест".
Во-вторых, сказал он на недавней пресс-конференции, концепция отдыха в объектах разных ценовых категорий якобы закладывалась в проект изначально:
"Акцент делался на то, что все услуги должны предоставляться на более качественном и современном уровне, но вне зависимости от категории отелей".
В-третьих, по словам Дешевых, необходимо учитывать то, что в развитие инфраструктуры направлялись средства из разного уровня бюджетов, а это предполагает доступность курорта для потребителей.
Еще одним инвестором федерального уровня в туриндустрию края можно назвать компанию "Новые вершины", входящую в структуру активов крупного российского предпринимателя Аркадия Ротенберга. Она зашла на "Бирюзовую Катунь" еще в 2020 году с проектом горнолыжного комплекса.
Развитие проекта этого резидента, как и многих других этой турзоны, "упиралось" в строительство инженерной инфраструктуры на бюджетные деньги – процесс двигался медленно, с проверками и даже уголовным делом. 2022 год стал в вопросе завершения строительства сетей почти прорывными. Как неофициально говорят некоторые участники отрасли – здесь не обошлось без "пробивного" участия этого инвестора. Хотя системы канализации до сих пор еще доводятся до ума, писал "Банкфакс".
На фоне взлетевшего спроса на отдых на Алтае проекты "Бирюзовой Катуни" начали приобретать четкие очертания.
Проект "Новых вершин" включает в себя собственно горнолыжные трассы, несколько отелей разной "звездности", комплекс водно-спортивных развлечений, байк-парк, вейк-парк, детскую зону и т. д. Совокупно объем инвестиций может составить более 22 млрд рублей.
Летом Евгений Дешевых рассказывал, что инвестор провел необходимые изыскания и разрабатывает проектно-сметную документацию. Представитель компании Кирилл Светличный в августе сообщал премьер-министру России Михаилу Мишустину, что резидент совместно с "Газпромбанком" обращался в 2022 году в Ростуризм с заявкой о получении льготного кредита на строительство комплекса. В краевом профильном управлении "Толку" сообщили, что заявка одобрена.
Что с того жителям края. Учитывая уровень доходов населения и ориентацию туристских инвестпроектов с основном на премиум-сегмент, отдых в них будет рассчитан в основном на приезжую публику и окажется по карману совсем небольшой части жителей Алтайского края.
Тем не менее новые комплексы после запуска дадут работу сотням человек, привлекут тысячи небедных туристов, которые будут готовы потратить на отдыхе деньги на покупки, питание в ресторанах, оплату услуг экскурсоводов, на прокат инвентаря и т. д. То есть косвенно наполнят экономику края дополнительными средствами, часть из которых "перетечет" в бюджеты.
Деньги на мусор
В чем причина интереса. К 2030 году по поручению президента страны в России должно перерабатываться не менее половины твердых коммунальных отходов (ТКО). В Алтайском крае масштабной переработки фактически нет, мусор отправляют на полигоны, где благополучно и захоранивают. Но и свалки уже переполнены. Нужны новые – уже с перерабатывающими заводами.
Проблема в том, что до недавнего времени все попытки организовать новый полигон, определить место для него или спроектировать даже современный мусороперерабатывающий комплекс наталкивались на серьезное противодействие со стороны местного населения. И власти отступали. Однако не переставали говорить, что проблему решать все равно придется. Недавно глава краевого минстроя Иван Гилев заявил:
"Проблема ТКО всегда будет немного больной – все хотят выбрасывать мусор, но не рядом с собой. Но <…> куда-то этот мусор должен вывозиться".
Кто заходит. И вот в 2022 году вдруг власти анонсировали строительство в крае стазу пяти мусороперерабатывающих комплексов общей стоимостью в миллиарды рублей. В июне губернатор подписывает соглашение с Российским экологическим оператором – структурой Минприроды РФ "по формированию комплексной системы обращения с ТКО" – и коммерческой компанией "А-Групп" Сергея Абрамова, человека, ранее работавшего премьер-министром Чечни, в РЖД и до 2020 года – в Ростехе.
Как уже писал "Толк" связанные с ним компании, в том числе "А-Групп", активно работают в различных регионах и в разных направлениях, не только в "мусорной" сфере. При этом само юрлицо создано 2,5 года назад, относится к микропредприятиям и в 2021 году имело выручку в 12,5 млн рублей. При этом Абрамов является членом совета директоров двух крупных оборонных предприятий, включая "Уралвагонзавод", входящих в Ростех, свидетельствуют данные "Спарк Интерфакс".
Однако в декабре в минприроды сообщили, что в ведомство обратились четыре компании с предложением заключить концессионные соглашения по строительству и эксплуатации мусороперерабатывающих комплексов и полигонов. Как минимум три из них связаны с одним бенефициаром – Ильей Борматовым, имеющим бизнес в разных регионах России: две созданы в этом году, а одна не имеет собственного капитала, по данным "Спарк Интерфакс".
При этом ни одна из них формально не связана с "А-Групп", которая заявляла о намерении строить все пять заводов.
Тем не менее, по данным источников "Толка", все эти процессы вхождения инвесторов связаны с июньским соглашением и косвенно могут свидетельствовать о вхождении на рынок края крупных инвестиций на десятки миллиардов рублей еще одной из госкорпораций.
При этом нет никаких официальных комментариев и том, как будет перестроен сам рынок обращения с отходами в регионе. А он вовсе не прост: в нем есть свои игроки, правила, налаженные связи, логистика перемещения отходов и т. д.
Что с того жителям края. Здесь ситуация близка к той, что и в сфере туризма – влияние федеральных вливаний будет, скорее, косвенным. Однако даже более ощутимым.
В случае, если заявленные проекты реализуют как положено, с соблюдением всех сроков, норм, требований закона к таким объектам, контролем за этим процессом, то в крае, наконец-таки, появится система переработки ТКО, что по само по себе можно будет считать экологическим прорывом. В цивилизованных странах налаживание процесса переработки мусора ведет в целом к росту культуры обращения с мусором, в том числе на уровне населения.
Это опять же дополнительные рабочие места, отчисления в бюджеты.
Однако пока не ясно, где именно разместятся эти объекты (кроме того, что в Алейской зоне), по каким критериям эти территории определены, как при этом будут учитываться интересы местного населения, повлияют ли такие инвестиции на размер тарифа на вывоз ТКО и другие вопросы.
Транзит зерна
В чем причина интереса. На государственном уровне объявлено, что теперь Россия стала ориентироваться на азиатские рынки. Войти в более масштабном объеме, чем раньше, не так-то просто. Препятствий этому — масса, и одно из них — логистика. В вопросе ж/д транспортировки продукции в Китай, помимо ограничений пропускной способности и дефицита подвижного состава, это еще и разница в колеях на территориях России и Китая.
В сентябре 2022 года в Забайкальском крае компания "Новый сухопутный зерновой коридор" (НСЗК) запустила сухопутный зерновой терминал Забайкальск — Манчьжурия, который решает эту проблему. Старт работе объекта давал президент Владимир Путин. Этот терминал, по мысли его инициаторов, стал частью большой инфраструктуры по кратному наращиванию производства зерна в Сибири и его поставок в Азию. НСЗК намерена построить для этого семь мощных элеваторов в Сибири, и первый из них — в Бийске Алтайского края.
Кто заходит. Инвестором является сама НСЗК, с руководителем которой Сергеем Пушкиным на Восточном экономическом форуме Виктор Томенко подписал соглашение.
По данным "Спарк Интерфакс", собственники НСЗК связаны со структурами РЖД или близкими к ней. СМИ, освещавшие запуск терминала, прямо писали, что "крупнейший в России специализированный международный проект реализуется совместно с ОАО "РЖД"" (цитата по chita.ru).
Однако недавно руководитель одной из крупнейших в крае группы агрокомпаний рассказал, что в проекте участвуют и структуры Ротенбергов.
Так или иначе речь идет о крупных инвесторах, поддержанных президентом страны.
Что с того жителям края. Если предположить, что расчеты инвесторов окажутся верными и производство сельхозпродукции за Уралом, в том числе в Алтайском крае, значительно вырастет и ее начнет активно скупать Китай, то можно будет говорить о перспективе глобального развития аграрного рынка региона со всеми вытекающими социально-экономическими последствиями. Но, во-первых, перспектива это пока отдаленная, а во-вторых, вызывает большие сомнения у участников рынка.
Ближайший же прогноз говорит, скорее, о возможном переделе на рынке зернотрейдинга, что глобально на жителях края вряд ли скажется.
Развитие или выхолащивание
Некоторые предприниматели в частных разговорах с "Толком" говорят, что экспансия федералов в регионы только начинается, и местному бизнесу в этой конкуренции не выиграть, за редким исключением. Один из представителей ретейла провел даже аналогию: много лет назад в города и районы края стали заходить торговые сети – со своими инвестициями, стандартами, объемами. Мелкая частная торговля на местах почти умерла. Какие-то магазины и точки остались, однако масштабы их "скукожились" в разы под натиском крупных ретейлеров.
Приход крупных корпораций в регионы чем-то может напомнить эту ситуацию – с такими ресурсами местный бизнес соперничать не сможет и часть рынков рискует потерять. А это, несмотря на казалось бы крупные вливания, может пагубно повлиять на региональную экономику, число и разнообразие участников которой может попросту сократиться.
Однако вместе с тем, федеральные игроки заходят в регионы не просто с деньгами, но и с технологиями, стандартами, которые без вариантов "подтягивают" за собой и весь местный рынок. Потребитель, как правило, только выигрывает.
Кроме того, крупные инвесторы делают вливания не просто в отдельно стоящие комплексы, предприятия и т. д. Но и, например, в образование (кадры нужны и им), в инфраструктуру – те же дороги.
По-настоящему крупные деньги также могут оказать влияние и на политическую ситуацию.