На пр. Космонавтов в Барнауле построят огромный завод на месте разрушенных зданий. У него будет нетипичная архитектура и уникальное благоустройство
В промышленной зоне Барнаула построят новый завод "Алтайлесмаш", который производит тяжелую вездеходную технику. Объект разместится на пр. Космонавтов, 8/4 (рядом с гипермаркетом "Маяк", "Алтай"), на месте снесенных корпусов моторного завода. Проект представил на градосовете 15 марта архитектор Павел Животягин.
В комплекс войдет несколько объектов от одного до трех этажей без подвалов. Это проходная, административно-бытовой и основной производственный корпуса, литейный цех, склад готовой продукции и перспективное здание. На предприятии смогут трудиться 150 человек.
В административном блоке предусмотрена столовая, гараж, охрана, раздевалки, душевые, прачечная, медицинский кабинет, гостевая, комната отдыха, ресепшен, кабинеты, конференц-зал.
В основном производственном здании планируются цеха: агрегатный, сварочный, малярный, сборочные, а также участок раскроя материала, мастерские, зоны отдыха, курительные, ремонтная, склады. В двух отдельных зданиях – только литейное производство и склад готовой продукции.
Также зарезервировано место и для перспективного производства – на нем предполагается одноэтажное здание площадью 16 тыс. кв. метров.
"Участок проектирования довольно большой, его площадь превышает 101 тыс. кв. метров. Размеры зданий тоже велики. Такие плоскости нельзя решать целиком – их нужно делить на участки. Мы применяем модульную сетку, которая задаст соразмерный человеку масштаб", – говорит архитектор.
Фонтан и сетка
Поскольку все здания являются частью общего комплекса, они решаются в единой стилистике. Но для разнообразия среды фасады решили выполнить в разных материалах: литейный цех – в металле, офис главного корпуса – в кирпиче, основное производство – в дереве. На всех предусмотрена архитектурная подсветка.
"Рамки на фасаде везде одинаковые, и чтобы он не смотрелся монотонно, вводятся дополнительные ребра жесткости – декоративные. Они везде монтируются под разным углом, поэтому на фасаде появляется такой ритм, нерегулярность, игра света и цвета", – объяснил свою идею автор.
Сетка используется авторами и в благоустройстве территории. Это создает уникальную среду за счет заполнения горизонтальных ячеек различными элементами: деревья, клумбы, травы, сухой фонтан. Архитектор поиграл и с материалами самих решеток, используя камень, металл или дерево в зависимости от той зоны, где она находится. Аналогичное решение принято и для материалов лавочек.
"На участке много старых деревьев, и мы по максимуму пытаемся их сохранить. Так мы делаем среду разнообразной и менее урбанистичной в противовес назначению территории. При этом сокращаем площадь твердых покрытий, что снижает нагрузку при расчете сточных вод", – пояснил докладчик.
На территории предусмотрено 164 парковочных места, но стоянки разделены на несколько зон, между которыми предусмотрены зеленые островки. Есть отдельное место для парковки грузовиков.
Автор также добавил, что заказчик установил очередность строительства. Первым возведут склад, затем административно-бытовой корпус, следом пойдут все остальные производства.
Чтобы не торчал автопоезд
Замдиректора МУП "Архитектура города Барнаула" Сергей Боженко в ходе обсуждений поинтересовался, как будет осуществляться связь между корпусами, которая играет важную роль на любом крупном производстве. На это архитектор ответил, что территория закрыта, а корпуса связаны открытыми пешеходными аллеями – подземных и наземных переходов нет.
Исполнительный директор "Союза архитекторов и проектировщиков Западной Сибири" Сергей Шадрин обратил внимание, что на фасаде из-за перепадов есть выступы, пороги, где будет скапливаться снег и лед. Автор пояснил, что эта проблема легко решается прокладкой греющего кабеля.
"Также бросается в глаза, когда на фасаде лестницы и лестничные марши торчат в окне. Тут даже на разрезе видно. Второе: административный блок прилеплен к основному производству. При этом один ниже, другой выше. Надо, чтобы архитектура была как-то завязана", – сказал Шадрин.
Автор проекта согласился с замечаниями и обещал их учесть.
Член градосовета Евгений Носенко предложил сдвинуть левый въезд на территорию внутрь участка. Чтобы все грузовики, ожидая открытия ворот, полностью съезжали с проспекта Космонавтов.
"Длина автопоезда 20 метров. Приехал грузовик, ему нужно заехать, ворота закрыть, он стоит. И, например, на шинном заводе такая ситуация, что 20%-я часть грузовика торчит на пр. Космонавтов и, соответственно, блокирует его. Также обратите внимание на вашу гостевую парковку. Представьте, как трудно заезжать и выезжать с нее на улицу с интенсивным движением. И пешеходный тротуар вы почему-то забыли подсветить", – высказался он.
Но в целом члены градосовета похвалили архитектуру и грамотный, научный подход к проектированию.
"Объект у нас идет, как инвестиционный проект, который сопровождается правительством Алтайского края, министерством промышленности. И мы тоже стараемся помочь в части оформления документации. Поэтому предлагаю одобрить его с учетом мнения членов градосовета. Объект интересный и подходы к проектированию достойные", – резюмировал председатель комитета по строительству, архитектуре и развитию Барнаула Антон Воробьев. Все присутствующие его поддержали.