В BlaBlaCar рассказали, как "воюют" с автобусами и когда сервис станет платным

В BlaBlaCar рассказали, как "воюют" с автобусами и когда сервис станет платным
В BlaBlaCar рассказали, как "воюют" с автобусами и когда сервис станет платным Фото: Пресс-служба сервиса BlaBlaCar

Руководитель компании в России Ирина Рейдер в интервью "ТОЛКу" объяснила, как и зачем сервис начал сотрудничать с автобусными перевозчиками

Сервис BlaBlaCar пока остается бесплатным для россиян, но это вопрос времени. Об этом рассказала "ТОЛКу" руководитель компании в России Ирина Рейдер. По ее данным, сервисом пользуются 25 млн россиян. Ежедневно они совершают около 100 тысяч поездок. Алтайский край в плане пользования сервисом является "плотным середнячком".

Поездка с попутчиком и на автобусе – не конкуренты

– Ирина, легальные пассажирские перевозчики жалуются, что сервис BlaBlaCar отнимает у них клиентов, а водителей называют нелегалами. Согласны ли вы с таким статусом? Как вы реагируете на попытки конкурентов законодательно или как-то иначе ограничить работу сервиса?

– Ответ на этот вопрос нужно разделить на две части: до 2019 года и после. До 2019 года BlaBlaCar во всем мире и в России развивался как сервис поиска попутчиков. Такая деятельность в международной практике получила название “карпулинг”. Мы не сотрудничали с автобусными перевозчиками, а только позволяли простым автовладельцам находить попутчиков и за их счет частично компенсировать расходы на топливо, но не получать прибыль.

Ни уехать, ни приехать: почему похоронили автобусное сообщение на Алтае

Жители жалуются, что нельзя доехать из одного села в другое, а из деревни в город

Такая деятельность не противоречит законам ни одной из 22 стран, в которых мы работаем, в том числе России, потому что закон не может водителю запрещать подвозить друзей, родственников или просто знакомых, если эта деятельность не направлена на извлечение прибыли.

Ровно по той причине, что эта деятельность не противоречит законодательству РФ, мы выиграли несколько судебных исков у перевозчиков.

– И что изменилось с 2019 года?

– В 2019 году глобальный BlaBlaCar сменил стратегию развития и теперь стремится стать маркетплейсом автодорожных поездок. Это значит, что мы на одной платформе объединяем несколько транспортных опций: поездки с попутчиками и на автобусах.

Если говорить конкретно про Россию, то в прошлом году мы купили компанию Busfor – крупнейшего дистрибьютора онлайн-билетов на автобусы в Центральной и Восточной Европе. Сегодня на нашей платформе можно купить билеты у более чем 7 тысяч перевозчиков. Практически все автовокзалы России сегодня имеют возможность продавать билеты на нашей платформе.

Обращаю внимание, что это именно легальные регулярные автобусные перевозчики. Для всех остальных перевозчиков – например, тех, которые оказывают перевозки “под заказ”, – использование нашей платформы запрещено. Мы следим за соблюдением наших правил, пользователей с подозрительной активностью блокируем.

– Сейчас можно увидеть, что перевозчики выставляют свои поездки на вашем сервисе. Это происходит в рамках новой стратегии?

– Мы хотим дать пассажирам возможность выбирать, каким образом им удобнее ехать – с попутчиком или на автобусе.

Тут важно понимать, что карпулинг и автобус не конкурируют друг с другом, а дополняют. Нашему сервису 14 лет, и еще ни одна автобусная компания из-за деятельности нашей компании не пострадала. Потому что пассажиры всегда будут предпочитать автобусные поездки, когда они едут из одного крупного города в другой, когда у них большой багаж, когда они едут большой компанией людей или когда предстоит длинная ночная поездка. В этих случаях автобус всегда удобнее карпулинга.

Небезопасно? Перевозчики требуют запретить BlaBlaCar в России

Несмотря на риск и возможные неудобства, такие приложения, как BlaBlaCar, пользуются большой популярностью

Поездки с попутчиками выбирают люди, которым приходится делать сложносоставные маршруты. Например, приехать из небольшого населенного пункта в другой, там сделать пересадку на вокзале, а потом ехать в третий населенный пункт. Это тяжело, неудобно, нерационально.

Также бывает неудобное автобусное расписание между населенными пунктами. Например, автобус идет только утром и вечером. А пассажиру удобно ехать днем. Тогда он тоже выбирает поездку с попутчиками.

К приложению на Алтае подошли "спустя рукава"

– Пару лет назад перевозчики Алтайского края пытались разработать собственное приложение BlaBlaBus. Как считаете, почему этот проект не удалось реализовать?

– Начнем с того, что как минимум это название им бы не досталось, потому что оно нарушает наши права на товарный знак. С юридической точки зрения они к этому вопросу подошли спустя рукава. Но это другая тема.

Есть миллион и одна причина, почему тот или иной сервис запустился, а другой нет. Мне сложно прокомментировать конкретно этот случай. Возможно, не хватило экспертизы, технических навыков, бюджетов. Мы не следили за этим проектом, хотя слышали про него.

Станет ли BlaBlaCar платным для россиян?

– В октябре 2018 года сообщалось, что сервис BlaBlaCar ввел монетизацию в России. Тогда говорили, что вводится абонентская плата для пассажиров. Но сервис остается бесплатным. Это надолго?

– Мы регулярно проводим разные тесты, перед тем как запустить ту или иную фичу. Так было перед запуском функции верификации пользователей по паспортам, так было перед началом работы с автобусными перевозчиками. 

Меры предпримут из соображений безопасности пользователей

В 2018 году мы тестировали монетизацию в некоторых регионах России, но в итоге решили отложить полноценный запуск на поздний срок. Монетизация – очень важный и сложный шаг, к которому нужно подойти аккуратно и взвешенно. Спешка тут ни к чему.

Сегодня BlaBlaCar монетизирован в половине из 22 стран своего присутствия, при этом Россия – крупнейший рынок. Так что запуск монетизации – это вопрос времени.

Алтайский край – плотный середнячок

– Сколько сейчас пользователей у сервиса BlaBlaCar в России? Как эта цифра соотносится с другими странами? 

– Я сейчас говорить буду про попутчиков. В России у нас 25 млн пользователей. Каждый день сервисом пользуется более 100 тысяч россиян. Первые несколько лет мы росли по экспоненте. Сейчас, когда у нас уже такая огромная база пользователей, рост чуть замедлился, что естественно. Но все равно это не менее 30% новых пользователей в год.

Что касается автобусных перевозок, то у компании Busfor до того, как мы ее купили, в месяц было около 7 млн пользователей в Центральной и Восточной Европе, где Россия – крупнейший рынок. Предполагаем, что после нашей сделки это число по итогам года также увеличится.

– Есть ли отдельная статистика по Алтайскому краю?

– Мы не раскрываем данные по конкретным регионам, это коммерческая тайна. Но могу сказать, что ваш край – это “плотный середнячок” в нашей статистике.

Кто гарантирует безопасность

– Случается, что автомобили сервиса BlaBlaCar попадают в серьезные ДТП. Какие меры безопасности предусмотрены в компании?

– За водительские навыки автовладельца и правила соблюдения ПДД в нашей стране отвечает ГИБДД.

В России эта идея будет реализована в ближайшие два года

Мы как платформа гарантируем удобство связи между автовладельцем и его попутчиками. Следим за тем, чтобы все пользователи были верифицированы, чтобы в случае чрезвычайной ситуации полиция могла быстро установить фактическое имя каждого участника поездки.

Также мы создали удобную систему взаимных отзывов и рейтингов. Соответственно, бронируя место у водителя, пассажир может почитать, какие отзывы ему оставили предыдущие попутчики, и принять решение, ехать или нет. Водитель также по отзывам пассажиров может решить, кого брать в попутчики, а кого нет.

– Если трагедия уже произошла и доказано, что в ДТП попала машина сервиса BlaBlaCar, родные погибших или пострадавшие могут рассчитывать на какие-либо компенсации?

– Государство обязывает каждого автовладельца оформлять полис ОСАГО, который страхует всех участников поездки.

Что касается BlaBlaCar, то в некоторых странах, где мы монетизированы, мы дополнительно страхуем пользователей, но в России пока не можем позволить себе такую опцию.

– Есть какие-либо ограничения для водителей и пассажиров, которые никогда не смогут пользоваться сервисом, условный "черный список"?

– Каждый автовладелец, которому государство выдало водительские права, имеет право зарегистрироваться на нашей платформе. Но, безусловно, у нас есть определенные ограничения.

Например, мы позволяем совершать поездки только на легковых автомобилях категории B. Также мы за различные нарушения правил использования сервиса можем заблокировать аккаунт. Например, если водитель завышает рекомендованную нами цену или если пассажиры жалуются на его манеру вождения. Эти пользователи попадают во вполне конкретный "черный список".

Грузовикам с 1 апреля запрещено ездить по дорогам Алтайского края

Такие ограничительные меры ежегодно принимаются весной для сохранения покрытия дорог

"По пути к теще на блины"

– Заинтересованы ли в более четком законодательном регулировании работы вашего сервиса?

– Конечно, заинтересованы! Если к автобусной части нашего бизнеса ни у кого нет вопросов, то законность карпулинга нам уже несколько раз приходилось отстаивать в суде, и все суды мы безоговорочно выигрывали.

Проблема в том, что сегодняшнее законодательство в области пассажирских перевозок сильно отстает от текущих реалий. Это нормально, законодательство не может идти впереди инноваций. Прямо сейчас правительство занимается вопросом по актуализации закона. Министерство транспорта уже подготовило проект закона о поездках с попутчиками, который в данный момент проходит межведомственное обсуждение.

Как только закон будет принят (надеемся, это случится в этом году), будет проведена четкая граница между простыми автовладельцами и коммерческими перевозчиками – такси, автобусы и т. д. Закон защитит не только компании, предоставляющие услуги карпулинга, но и простых автовладельцев, которые за символическую компенсацию раз в полгода подвозят попутчиков по пути к теще на блины.

Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей