Почему бояться психологов - глупо: интервью о здоровье души со специалистами

Почему бояться психологов - глупо: интервью  о здоровье души со специалистами
Почему бояться психологов - глупо: интервью о здоровье души со специалистами Фото: Анна Меньшикова

Интервью с психоневрологом Алексеем Зотовым и клиническим психологом Викторией Денико о психическом здоровье

По статистике, каждый пятый нуждается в помощи психотерапевта, но до сих пор люди боятся врача-психиатра. На Алтае в настоящее время на диспансерном учете в краевой клинической психиатрической больнице им. Юрия Карловича Эрдмана состоят 5,5 тысяч пациентов с теми или иными психическими расстройствами – это средний показатель заболеваемости по стране. Наиболее распространенным заболеванием среди населения, по словам главного врача алтайской психиатрической больницы Владимира Нарожнова, является невроз. Опасно это состояние тем, что если его не замечать и не обращаться за помощью специалистов, оно может развиться в депрессию. Наиболее уязвимыми в этом плане являются граждане среднего возраста с высоким уровнем образования. Что касается тяжелых психических заболеваний, таких как шизофрения, здесь речь идет о наследственном факторе. 

"ТОЛК" решил выяснить, что такое психическое здоровье, как беречь его смолоду и укреплять, и что делать, чтобы вырастить счастливых детей. Для этого мы пообщались с директором центра "Милосердие" психоневрологом Алексеем Зотовым и Викторией Денико, клиническим психологом центра.

– Алексей Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, что такое психическое здоровье?

Алексей Зотов: Психическое здоровье в первую очередь рассматривается с точки зрения некой целостности и гармонии психических процессов внутри, которые позволяют вести себя адекватно, определять какую-то деятельность целенаправленно и избирательно и при этом чувствовать комфорт внутри себя. Это цельность и гармония внутри, которая позволяет чувствовать себя комфортно. Определяется она разными поступками и поведением в разных сферах и возрастной категории. Признаков здоровья много, ВОЗ описал их довольно подробно. Например, это характеристики взаимоотношений, гендерные или возрастные; определение своих собственных поступков и их оценка – то есть способность критически мыслить. Это физическое здоровье и все понятия, связанные с его укреплением.

– Если с физическим здоровьем все понятно: болит – значит, надо лечить, то как понять, что с психическим что-то не так? 

Алексей Зотов:  Это уже вопрос критичности – он связан с тем, насколько я критичен к себе, насколько правильно делаются выводы.  У Фрейда, например, вопрос здоровья описан намного проще: это умение человека любить и работать. Принципы формирования психического здоровья – это целостность и гармония человеческой природы. Они позволяют отвечать ему на некоторые вопросы, когда у него появляются проблемы. И если он отвечает на них правильно внутри себя, то и поступает он после этого правильно. Далее – это адекватность поведения. Если человек ведет себя не так, как принято в обществе, то его поведение характеризуют как ненормальное. Например, подростки часто демонстрируют девиантное поведение. Затем по гендерной позиции видно – по-другому одеться уже будет отклонением. Но эти признаки учитываются только в комплексе. Ведь в наше время очень много таких вещей расходятся в каких-то категориях, где мы соприкасаемся с границами "правильно – неправильно, дозволено – не дозволено". И болезнь требует лечения, а отклонение в пределах нормы – это всегда вопрос обсуждаемый. А главное – хочет ли человек этого "лечения". И здесь уже главное – это критичность и согласие самого пациента. 


– А как быть с детьми? Они ведь не осознают, что им нужна помощь, не могут себя критически осознать.

Виктория Денико: С детьми еще проще. Если взрослый осознает, что ему нужно обратиться за помощью к психологу или психиатру, то с детьми просто: педагоги наблюдают за малышами с точки зрения норм и границ пристальнее, чем сами родители, и первые звонки идут от них. Насколько адаптирован ребенок к детскому саду, какая у него успеваемость в начальных классах, как ведет себя – он может быть агрессивным, всех кусать и бить стулом, хватать ножницы в ответ на любое критическое замечание учителя – это уже идет неадекватность, учителю страшно находиться рядом, он не знает, как поведет себя ребенок, и осведомляет об этом родителя. Ведь нарушение поведения у ребенка обусловлено рядом причин. Одна из них – это воспитательная дисфункция. Если мы как специалисты видим, что причина именно в родительстве, то тогда помощь оказываем в большей степени мамам и папам, как бы учим их воспитывать своих детей. Но если налицо отклонение от нормы – а это видно зачастую не родителям, а педагогам, которые занимаются с детьми, – в этом случае мы занимаемся и ребенком, и родителем. Ну, например, в садике воспитатель собирает трехлеток в круг, а один в уголочек пошел. И так  каждый раз. Таких ребят видно со стороны. Это вопрос не с управлением, здесь модель поведения совсем другая. Паттерном в девиации являются одинаковые поступки, которые повторяются  в 90% эпизодов. То есть реакция одна и та же. Кусается, например. Тут надо смотреть на первопричину. Нарушения есть физиологические, есть психологические.  


– С чего начать родителям, что учитывать, чтобы ребенок рос здоровым психически?


Виктория Денико:  Мы говорим так: чтобы воспитывать счастливых детей, нужно самим быть счастливыми. То есть начать нужно с себя. Ведь дети – как лакмусовая бумажка поведения родителей. Поэтому все, что вас настораживает в поведении и эмоциях ребенка, – это уже повод обратиться к психологу. И специалисты уже разберутся, стоит ли беспокоиться в данном случае или нет. То есть поход к психологу – это профилактика. Ведь к дантисту мы ходим для профилактики, чтобы предотвратить заболевание. Так и с психологом.  


– Но ведь многие боятся психологов? Почему?


Виктория Денико: Именно россияне с опаской относятся к психологам, но это от отсутствия знаний. И страх существует, кстати, до первого визита. Первая консультация всегда разъяснительная, на ней специалист объясняет, чем занимается психолог, разграничивает понятия "психология", "психиатрия", "психотерапия", чтобы люди не боялись. И детям мы рассказываем о том, что психолог – это в первую очередь помощник. Это не врач, не учитель, не наставник и надзиратель, а помощник – он поможет разобраться в каких-то сложностях. И тогда все выдыхают.  

– А как правильно выбрать психолога?


Алексей Зотов:  Самое верное – это по рекомендациям. Второй момент – не нужно стесняться запрашивать документы. У врача должны быть диплом о высшем образовании в области клинической психологии или базовое психиатрическое образование, свидетельства о повышении квалификации – специалист должен каждые пять лет их проходить. И элементарно посмотрите на фотографию – нравится вам человек чисто внешне, приятен – неприятен, хочется открыть ему душу или не хочется. И двух встреч достаточно, чтобы понять, пойдет процесс или нет. А психологи спокойно относятся к тому, что специалистов меняют – совместимость здесь занимает главную роль.

 
- Дайте совет, как укреплять психическое здоровье свое и своих детей? 


Алексей Зотов: Самая простая рекомендация – будьте счастливы и будьте людьми. Попытка быть и тем и другим приблизит к пониманию того, что мы воспитываем адекватных детей. Важно воспитывать детей бескорыстными в семье. И развиваться самому, расти личностно, интересоваться, читать, посещать разные места. Если родители растут, они постоянно проводят работу над ошибками и видят, что они делают не так и в какую сторону им нужно идти, в каком возрасте как с ребенком нужно взаимодействовать. Есть такая концепция, что ребенок – это источник саморазвития для самого человека. Он приходит и указывает на недостатки.

Виктория Денико: Каждый человек должен научиться правильно отвечать на вопрос: как найти в себе то, что можно изменить? Даже если это события внешние. Можешь изменить – меняй и меняйся. Это самая главная задача. И это очень трудно.

Читать tolknews.ru в
Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей