Авторская реконструкция: архитектор Анисифоров о реставрации храма в селе Курья

Авторская реконструкция: архитектор Анисифоров о реставрации храма в селе Курья

Снимаю шапку перед специалистами тех времен: архитектор о сложностях реставрации церкви Знамения на родине Калашникова

К 100-летию известного во всем мире Михаила Калашникова на его родине, в селе Курья, откроют после реконструкции церковь Знамения, где крестили оружейника. Это одно из главных событий в череде праздничных мероприятий. Возможно, чин освящения совершит Патриарх всея Руси Кирилл.

Этот храм – памятник истории и культуры Алтайского края. Строительство началось более ста лет назад – в 1900 году. Здание из красного кирпича выполнено в русско-византийском стиле. Церковь Знамения достойна быть кафедральным собором даже в большом городе, для села это и вовсе небывалый размах.

За реконструкцию храма был ответственен председатель правления Алтайской организации Союза архитекторов России Петр Анисифоров. Известный архитектор рассказал, что было самым сложным в этой работе и почему уровень мастеров настоящих не дотягивает до коллег, работавших в прошлом веке.

Реконструкцию церкви Анисифоров называет авторской. Дело в том, что архитекторам не удалось найти чертежи здания. Сохранилось несколько фотографий 50-х годов. На снимках людей на фоне храма видны некоторые элементы нижних этажей. Есть описание внутреннего убранства, но нет чертежей.

"По последней информации, в 30-е годы прошлого века в какую-то бумагу заворачивали селедку или еще чего-то там, и вот, скорее всего, это и были чертежи. Мы все архивы пересмотрели. Может, они где-то и лежат, но нам не удалось найти. Находим исторические чертежи многих церквей, но здесь не удалось. Так что это авторская реконструкция", – говорит Анисифоров.

Здание много лет стояло разрушенным. Но стены и фундамент сохранились. Качество строительства, говорит архитектор, высочайшего уровня. Некоторые решения специалистов прошлого века достойны восхищения.

"Отапливалась церковь уникально: в кладке выполнены все дымоходы. Это как надо было рассчитать, чтобы по периметру горячий воздух проходил из нижней части, где была кочегарка, а вверх воздух выходил уже охлаждённый и его не было видно. Воздушные ходы по всем стенам сделать для горячего воздуха...

Если бы тем специалистам наши возможности, я не знаю, что бы они сделали. Честно говоря, чем больше я изучаю, тем больше шапку снимаю перед специалистами тех времен. И каменщики, конструкторы, архитекторы, и купцы были добротные. Но я не могу найти фамилии купцов. Они правильно делали: строили, а упоминать их не надо было, кто да откуда, чтобы без лишней славы", – рассказывает архитектор.

По словам Петра Ивановича, достичь уровня мастерства тех, кто работал в прошлом веке, практически невозможно. Но, по крайней мере, к нему можно приблизиться.

Сложно было найти кирпич для реставрации одного уровня с тем, из которого строили храм. Тогда мастера соорудили свой кирпичный цех на берегу речки. Этот материал до сих пор невозможно разбить и расколоть.  

"Когда выбирали кирпич на реставрацию, привезли заводской – дорогой, хороший. Я один кирпичик нечаянно оставил на улице. Через неделю были дожди. А он раз – и от воды раскололся.  А тот кирпич… Ни зима, ни ветер, ни вьюга, ни солнце не могут его разрушить. Представляете, как здорово делали! Сегодня утрачена великая культура строительства", – рассказывает Анисифоров.

Договоренности есть: кто приедет на Алтай на празднование юбилея Калашникова?

Договоренности есть: кто приедет на Алтай на празднование юбилея Калашникова?

Ожидается, что в регион приедут министр промышленности и торговли России Денис Мантуров и патриарх Кирилл

Но самым сложным, по словам архитектора, было найти мастеров, кому можно доверить эту работу. После долгих поисков и неудачных попыток команду все же собрали.

"Отличные мастера! И реставраторы нашлись, и кирпич хороший мы нашли, настоящий. Строители хорошие. Там, где они сами не владеют технологиями, привлекают адресных специалистов. Это правильно. Я благодарен команде. Уровень высокий, профессиональный. Конечный результат показывать будет очень даже не стыдно", – говорит Анисифоров.

Что касается бюджета, то здесь, говорит Анисифоров, надо было уложиться в разумные рамки. Когда первый раз проходили экспертизу, смету попросили уменьшить.

"Мы уменьшали, что возможно, чтобы не повредило архитектуре. Профессионалам этот вопрос не надо лишний раз задавать. Они не делают лишних затрат. Есть виды работ, на которых нельзя экономить. Категорически нельзя. И есть те, где можно упростить и сократить расходы. Это вечный ребус", – резюмирует Петр Иванович.

На сегодняшний день общая сумма ассигнований, затраченных на ремонтно-реставрационные работы, составляет 108 444,06 тыс. рублей, в том числе:

  • строительно-монтажные работы – 105 748,36 тыс. руб.,
  • технический надзор – 1 679,1 тыс. руб.,
  • авторский надзор – 1016,6 тыс. руб.
  •  Остаток средств по действующим контрактам – 22 135,61 тыс. руб.
  • Стоимость изготовления и монтажа иконостаса – 9 500,00 тыс. руб.

1000

Лента новостей

Лента новостей