Эксперт: почему в Барнауле пропали большие автобусы и есть ли шанс их вернуть

Эксперт: почему в Барнауле пропали большие автобусы и есть ли шанс их вернуть
Эксперт: почему в Барнауле пропали большие автобусы и есть ли шанс их вернуть Фото: Фото: Анна Меньшикова/ТОЛК

Участница барнаульского рынка пассажироперевозок уверена, что обновлять автобусы можно будет при цене проезда в 48 рублей, то есть стоимости литра солярки

Последний раз новые автобусы большой вместимости перевозчики Барнаула покупали в феврале 2014 года. Тогда "БарнаулПассажирТранс" приобрел "ЛиАЗы" стоимостью 2,3 млн рублей каждый. Сейчас такие же автобусы стоят 9-10 млн рублей. Президент некоммерческого партнерства "Автомобильные перевозчики Алтая" Николай Орлов убежден, что для транспортных организаций это неподъемные деньги, хотя именно большие автобусы должны курсировать по основным маршрутам города.

Новые автобусы перевозчикам не по карману

Эксперт пояснил "Толку", что раньше некоторые перевозчики покупали автобусы с пробегом в Европе, но после существенного повышения таможенных пошлин приобретать такую технику стало невыгодно.

Минтранс РФ объяснил промахи Барнаула и Бийска в заявках на новый транспорт

Алтайские города оказались во второй половине рейтинга заявок и пока не смогут претендовать на федеральные деньги для обновления пассажирского транспорта

Тогда перевозчики вынужденно повернулись в сторону отечественного производителя, но тот, говорит Орлов, ответил "благодарностью", постоянно повышая цены на свои автобусы.

Заводы диктуют свои условия, вынуждая предпринимателей сначала вносить предоплату и только потом запуская механизм производства. Как правило, между оплатой и получением нового автобуса проходит от трех до шести месяцев.

Орлов говорит, что срок эксплуатации больших автобусов  – 9-10 лет. Чтобы покрыть только его амортизацию, перевозчик должен иметь с одного автобуса 1 млн рублей доходности в год, а ведь еще есть основные расходы на заработную плату, ГСМ и запчасти. 

Финансовый директор компании "Вега-Транс" Ирина Зыгорева говорит, что на деле уже через пять лет после покупки в ЛиАЗах ничего, кроме кузова, от производителя не остается, менять приходится практически все. По ее словам, расходы на автобусы большой вместимости заметно выше в сравнении с ПАЗами.

Зыгорева говорит, что за сезон на большой автобус уходит 12 колес. Если в 2015 году колесо стоило 12 тыс. рублей, то сейчас – 19,8 тыс. рублей. Для сравнения, колесо на ПАЗ сейчас стоит 5 тыс. рублей.

Нужны контракты с муниципалитетами

По мнению Орлова, наиболее зримый механизм, который позволит заняться постепенным обновлением подвижного состава, – это переход на контрактную систему между перевозчиками и муниципалитетами.

При таком подходе перевозчики получают расчет не с пассажиров, а из муниципальных бюджетов за конкретный объем выполненной работы. Выручка с пассажиров передается в муниципалитет.

"В этих контрактах должны быть предусмотрены расходы на обновление подвижного состава хотя бы на 10-15% в год. Речь идет только о больших автобусах", – поясняет Орлов.  

По словам эксперта, сейчас такой опыт используется в Кемеровской области, в нашем регионе это пока только предложение.

"Чтобы перейти на эту схему, нужно провести невероятно большую работу, сделать ревизию всех городских маршрутов, в первую очередь в Барнауле", – продолжает Орлов.

Собеседник не исключает, что где-то по окраинам города, где есть частный сектор и пассажиров не так много, стоит запустить маленькие автобусы и предусмотреть пересадки в автобусы большой вместимости.

Эксперт считает необходимым приведение в оптимальное состояние автобусной схемы сообщения и не исключает, что придется избавиться от дублирующих маршрутов.

В контрактной схеме есть нюансы 

Однако Ирина Зыгорева называет подводные камни такого формата работы:

"По условиям брутто-контракта муниципалитет выплачивает определенную сумму за километр, если автобус не старше одного года. На момент заключения контракта у перевозчика должны быть новые автобусы. У нас на предприятии 30 автобусов, и чтобы их полностью обновить, нужно 300 млн рублей. То есть мы со своими автобусами будем ездить бесплатно".

Представитель компании "Вега-Транс" считает, что в Барнауле может сложиться похожая ситуация, как в Новокузнецке, где на городские маршруты зашла питерская фирма, у которой больше финансовых возможностей, чем у местных перевозчиков.

"Чтобы взять 300 млн в кредит, у перевозчика должна быть уверенность, что он отработает 10 лет. Но если через пару лет ты не сможешь выиграть контракт, возникает вопрос – чем рассчитываться", – продолжает Зыгорева.

Также она отметила, что сейчас их предприятие работает в ноль.  

Собеседница считает, что стоимость проезда в Барнауле должна равняться цене за литр солярки, сегодня это 48 рублей. Только тогда можно будет откладывать деньги на обновление парка. Поднятие проезда на один-два рубля, по ее словам, не спасет положение.  

С автобусами обещали помочь

Вице-премьер алтайского правительства Александр Климин в ходе расширенного совещания в региональном минтрансе 26 февраля отметил, что муниципалитеты края получат автобусы для пассажирских перевозок:

В мэрии Барнаула оправдались за провал с заявкой на новые автобусы

В мэрии рассказали, почему Барнаул не смог получить общественный транспорт по программе. В частности, часть документов они просто не успели подготовить

"Есть определенная роспись по типу автобусов и по конкретным населенным пунктам, также проработаны маршруты по этим муниципальным образованиям".

Чиновник заявил, что региональный минтранс активно занимается вопросом обновления подвижного состава.

На этом же совещании начальник отдела автотранспорта профильного ведомства Антон Блинов рассказал, что мэрия Барнаула совместно с региональным минтрансом рассматривает предложение госкорпорации ВЭБ РФ о комплексном развитии общественного транспорта Барнаульской агломерации.

Также он заявил, что по этому поводу прошло первое совещание, и уже появились решения, которые позволят улучшить ситуацию, но какие именно, он не уточнил. "Толк" направил по этому поводу  запрос в региональный минтранс.

Новости партнеров
Новости партнеров

Ага, 9..10 млн. для предприятий деньги не подъёмные, а 48 руб для пассажиров видимо будут подъёмными. Как говорится, поднимем благосостояние транспортников вместе. И прихода питерцев они, видите ли, боятся...

Сергей
Чучмек, сперва попробуй создать организацию в которой 100 человек заплати налоги отправь в отпуска людей заплати с этого компенсацию проведи периодический медицинский осмотр всех работников поставь тахографы по которым нужно в смену два водителя на каждый автобус пройди все эти процедуры застрахуй в ОСАГО застрахуй пассажиров а потом ещё выплати лизинг а этото 9 10 млн за автобус без процентов с процентами 15 миллионов естественно это все с кормана пассажира и посмотрел бы я тогда на того кто эту конструкцию потянет....
Ответить
Саня
Сергей, там шла речь о 2,3 кк, которые якобы были подарком, зелёным, убитым, ещё в процессе их рождения, подарком мля(круто ж ,подарить трупы), автобусы(это,кстати наименование подарка,которое к этому зелёному дерьму, нельзя применить),которые в подмётки не годятся, тем кто работал уже на линии и был минимум на 15, а то и 20 лет старше. Думаю это была не спланированная закупка, а принудительная, так сказать, демократически-российская. И, естественно, когда тебя вгонят в долги по шею,на ровном месте, можно и с 10-ю человек в организации, на дно пойти
Ответить

Лента новостей