Диадема, принцесса, древняя мастерская. Что находили археологи на Алтае?

Общество, 8:25, 15.08.2019

Подборка редких археологических находок, сделанных на Алтае

День археолога отмечают 15 августа. Это наука о древностях, изучение быта и культуры древних народов. Вся история пишется по находкам ученых. Алтайский край и Республика Алтай всегда были интересны для археологов – здесь находили экспонаты, прогремевшие на весь мир. Подборка самых любопытных находок – в обзоре "ТОЛКа".

1

Денисова пещера и палец

Пожалуй, одна из самых заметных находок, которая заинтересовала ученых со всего мира, – фрагменты людей, обнаруженных в Денисовой пещере в Солонешенском районе Алтайского края.

Там нашли фрагменты черепа одного из ее обитателей. Ранее ученые находили фаланги пальцев и зубы. Денисовский человек, считают археологи, жил на территории современной России примерно 300 тысяч лет назад. Впервые о находке написали в журнале Sapiens со слов палеоантрополога из университета Торонто Бенсе Виола.

Первая находка в Денисовой пещере была зафиксирована 11 лет назад – в 2008 году. Обнаружили фалангу пальца девочки 7–12 лет древностью 50 тысяч лет. Тогда результаты секвенирования ее генома в немецком Институте эволюционной антропологии прогремели как настоящая сенсация. И не удивительно: экспертизы показали, что жители Денисовой пещеры были совершенно отдельным подвидом человека.

2

Косторезная мастерская

В предгорьях Алтая обнаружили косторезную мастерскую возрастом две тысячи лет. Об этом писали на сайте Института археологии и этнографии (ИАЭТ) Сибирского отделения РАН.

Мастерскую обнаружили на городище Черемшанка, относящемся к майминской культуре. Тогда были найдены отходы интенсивного косторезного производства. Это костяные накладки на лук и наконечники стрел, а также косторезный нож и точильный камень.

Рядом с так называемой мастерской находились музыкальные инструменты, похожие на костяные гребни для волос. Неизвестные мастера сделали их из ребра копытного животного. Возраст находок – примерно две тысячи лет.

3

Диадема из бивня

Еще раз о находках в Денисовой пещере. В 2018 году СМИ писали, что в Солонешенском районе археологи обнаружили фрагмент древней диадемы из бивня мамонта. Ученые заявили, что этот экспонат относится к эпохе палеолита. Возраст диадемы оценили примерно в 45-50 тысяч лет.

Ученые считают, что древний человек носил ее как обруч, чтобы поддерживать волосы. Своеобразное украшение использовали в повседневной жизни. Об этом говорит состояние диадемы – обнаружено много потертостей и царапин от частого ношения. Кроме того, обруч не был украшен орнаментом.

4

Принцесса Укока

Конечно, самая громкая находка, которую сделали на Алтае, – это Принцесса Укока. Обнаруженное археологами захоронение прогремело не только на всю Россию – на весь мир. В 1993 году новосибирские ученые нашли захоронение женщины. Предположительно, возраст могилы составил V-III вв. до нашей эры.

От разложения могилу спасли климат, глубина погребения и лед. Археологи несколько дней растапливали лед, чтобы изучить находку. В ритуальной камере они нашли шесть коней под седлами со сбруей, колоду из лиственницы с бронзовыми гвоздями и мумию молодой девушки. Позже было сказано, что на момент смерти "принцессе" было примерно 25 лет. Мумия хорошо сохранилась. На ней были парик, шелковая рубашка, шерстяная юбка, а также войлочные носки и шуба. С того момента начались (и не утихают до сих пор) споры о родословной найденной особы. Одни ученые говорят, что она была из знати, другие считают, что она принадлежала к среднему слою пазырыкского общества.