Несколько недель небольшая группа сотрудников Алтайского государственного медицинского университета ведет информационную войну против руководства вуза. В ход пошли социальные сети, СМИ, сбор подписей в интернете за отставку ректора. Руководство АГМУ долго хранило молчание, однако на прошлой неделе ректор Игорь Салдан дал интервью телеканалу «Наши новости», а «ПОЛИТСИБРУ» удалось получить комментарии нескольких руководящих сотрудников вуза и выяснить, что же на самом деле происходит в медуниверситете.
Пять тезисов оппозиции
Для начала разберемся, какие проблемы поднимают оппоненты ректора.
1. С кафедры патфизиологии преподавание клинических дисциплин убрали на клинические кафедры.
2. Ряд кафедр АГМУ объединили.
3. Из вуза ушли ведущие профессора.
4. Задерживается выплата стипендий.
5. В АГМУ перестала развиваться наука.
Теория и практика
На кафедре пафизиологии студенты третьего курса обучаются теоретической дисциплине. Также на кафедре обучали клиническим дисциплинам - ультразвуковой и функциональной диагностике - интернов, ординаторов и врачей, получающих дополнительное профессиональное образование. Преподавание клинических дисциплин убрали на клинические кафедры. Заведующий кафедрой патфизиологии профессор Владимир Куликов - теперь один из главных критиков руководства вуза.
Как сообщил проректор по учебной работе АГМУ Игорь Бабушкин, ученый совет вуза, согласно требований федеральных документов, единогласно принял такое решение. «Ультразвуковая диагностика, которая раньше преподавалась на кафедре патфизиологии, являющейся теоретической кафедрой, должна преподаваться клиницистами, ежедневно занимающимися врачебной практикой, - говорит Бабушкин. - Вопрос решен на законной основе и, по-моему, закрыт. В поддержку этого решения выступил, например, профессор Валерий Брюханов, много лет возглавлявший университет. Он сказал, что нужно было давно это сделать, но были субъективные факторы, которые мешали принять решение. В поддержку выступили советник ректора, профессор Владимир Федоров, членкоры РАН Яков Шойхет и Валерий Киселев».
Объединение - требование времени
Ряд кафедр АГМУ объединили. Аналогичные процессы в последние годы идут в других алтайских вузах и в вузах Российской Федерации. Оппоненты руководства АГМУ считают объединение чуть ли не катастрофой. В ректорате объединение объясняют требованиями Министерства образования и необходимостью прохождения аккредитации вуза.
«Некоторым профессорам нужно привыкнуть к новым реалиям. Мы приводим вуз к тому состоянию, которого требует современная нормативная база. Есть требования Министерства образования и науки, которые мы обязаны выполнять. Минобр поставил вопрос об увеличении численности профессорско-преподавательского состава кафедр. Небольшие вузы, а АГМУ – это небольшой вуз по численности, вынуждены объединять кафедры», - говорит проректор по учебной работе Игорь Бабушкин.
Бабушкин приводит примеры. Объединены две родственные дисциплины – психиатрия и нервные болезни. Эти небольшие циклы в медицинском образовании объединили организационно, и объединение не означает, что психиатр будет преподавать неврологию, а невролог – психиатрию.
«Нужно сказать, что объединение дало очень интересные эффекты, - продолжает Бабушкин. - Так, образовалась очень большая кафедра педиатрии, которая берет студентов на четвертом курсе, доводит их до выпуска и еще отвечает за непрерывное образование. То есть, фактически образовался департамент, который объединил всю педиатрию. То же самое произошло с хирургией. Одна кафедра ведет студентов с четвертого курса до конца обучения и осуществляет постдипломное образование».
В АГМУ также образована новая кафедра специализированной хирургии. «Есть общая хирургия, и есть специализированные виды хирургии в урологии, травматологии, глазных болезнях, - объясняет Бабушкин. - Эти дисциплины объединились в одну кафедру также организационно, потому что у них общие проблемы. И это не наша выдумка: таким путем пошли все медуниверситеты, которым численность не позволяет иметь самостоятельные кафедры».
«Хорошо это или плохо – покажет время, - отмечает проректор. - Какие-то кафедры состоятся, я уже сказал, что есть положительные результаты. Где-то возникнут сложности. Но мы, в отличие от наших оппонентов, не категоричны в оценках и выводах. Мы наблюдаем, отслеживаем процесс. Организация медицинского образования – очень тонкий вопрос, в нем разбираются далеко не все».
Молодым - дорогу, учителям - почет
Бывший завкафедрой психиатрии, профессор Борис Пивень недавно высказался о том, что действия руководства АГМУ привели к вынужденному уходу с должностей заведующих кафедрами профессоров за семьдесят.
«АГМУ, как и другие университеты страны, периодически подходит к своим критическим рубежам. Случается, что целое поколение профессоров задерживается, и заведующие кафедрами переходят критический возраст – 70 лет. В этом возрасте только единицам удается сохранить творческую активность. Но самое главное даже не в этом. Дело в том, что их ученики стареют, - комментирует ситуацию председатель профкома сотрудников АГМУ Павел Воронцов. - Заведующих кафедрами старше 70 лет призвали уйти с заведования и передать кафедры своим пятидесятилетним ученикам. Бывшие заведующие остались работать на кафедрах профессорами и были единодушно избраны на эти должности ученым советом университета. В результате мы обновили корпус заведующих кафедрами, им сейчас от 48 до 57 лет. Это обязательно нужно было сделать, потому что каждое поколение приносит что-то новое, свежие идеи».
Ведутся разговоры, что из вуза ушло около десятка лучших преподавателей. «Это неправда. За время работы нового ректора ушли три-четыре человека, - говорит Павел Воронцов. - Например, больше не работает профессор Борис Пивень. Он добровольно ушел с заведования кафедры, так как ему было 75 лет, а профессором его единственного ученый совет университета не избрал. Решение коллегиального органа не может изменить и оспорить никто».
Стипендии: проблемы были
«В начале 2016 года были задержки в выплатах стипендий ординаторам и интернам на две-три недели два раза, - комментирует председатель профкома студентов, интернов и ординаторов АГМУ Константин Лунев. Именно тогда Павел Трегуб, не работающий в вузе, выступил в роли социального защитника. В апреле с ординаторами и интернами полностью рассчитались. Больше задержек стипендии в течение года не было».
Константин Лунев также сообщил, что по поступавшим жалобам АГМУ проверяла прокуратура. Но никаких нарушений в вузе не было: как только деньги из Москвы приходили на счет, они перечислялись на карточки тех, кто должен был их получить.
«Тогда была сложная ситуация в стране – еще больше упали цены на нефть, стоял вопрос о секвестре бюджета. Премьер-министр Дмитрий Медведев говорил, что задерживаются некоторые социальные выплаты, - вспоминает председатель студенческого профкома. - Я считаю, что ректор Игорь Салдан в той ситуации вел себя достойно. Он встречался с обучающимися, писал письма в министерство, и никогда, в отличие от многих других ректоров, не показывал пальцем наверх. Он вел себя по-мужски, всю ответственность за происходящее брал на себя».
«Был также сбой финансирования по выплатам господдержки сиротам, - рассказывает Лунев. - Это продолжалось два месяца – сентябрь и октябрь. Чтобы помочь этим студентам, ректор начал выплачивать им ежемесячную материальную помощь – 50 процентов государственных обязательств. Потом, в ноябре деньги пришли, студентам-сиротам все выплатили. Полученную материальную помощь, конечно, никто назад не потребовал».
Спросите у Хирша
Еще одна претензия оппонентов руководства вуза - в АГМУ перестала развиваться наука. По словам проректора по научной работе и инновациям Александра Жарикова, это утверждение абсурдно.
«За последние годы в АГМУ открыли научные центры – медико-биологических исследований и институт гигиены труда и промышленной экологии. В планах – институт инфектологии и эпидемиологии. Есть программа создания научных лабораторий на ближайшие два года. В 2017-2018 году начнем перестраивать виварий. Без хорошего вивария нет медицинской науки, потому что даже клиницисты многие исследования проводят не на людях, а на животных», - говорит Александр Жариков.
Сегодня и к отдельным ученым, и к кафедрам, и к вузам применяют наукометрические показатели. Эффективность оценивается при помощи различных уровней цитирования. «За последние два года в этом вопросе АГМУ существенно продвинулся вперед и продолжает дальнейшее развитие. Приведу простой пример. Один их основных наукометрических показателей - это индекс Хирша. За два года он у нашего университета увеличился более чем в два раза - с 27 до 55 единиц, - рассказывает Александр Жариков. - Преподавателям стали доплачивать из средств вуза за публикации в научных журналах. Для молодых ученых ввели гранты ректора. Студенты и преподаватели стали больше ездить на научные конференции».
Пиар - не медицинская профессия
Почему руководство АГМУ долго молчало и не отвечало оппонентам? Этот вопрос мы задали проректору Игорю Бабушкину.
«АГМУ никогда не участвовал, не участвует, и не будет участвовать в информационных войнах. Это против внутреннего состояния врачей, потому что профессия врача не склонна к пиару, - говорит Бабушкин. - Даже успехи, которые достигаются у операционного стола, у постели больного, вдруг через год-два могут обернуться неудачей. Поэтому врачи, в отличие от представителей многих других профессий, более осторожны в прогнозах, не категоричны в выводах, и уж, тем более, не любят пиара».
«Информационная война, которая развязана против медуниверситета, беспрецедентна. Она не затрагивает весь университет, а касается локального случая, но делается попытка создать у жителей края видимость, что весь университет ходит стенка на стенку, выясняет отношения, - продолжает проректор. - Несколько человек посчитали себя пострадавшими, начали жаловаться в разные инстанции, искажая действительность. А студенты ходят на занятия, профессора читают лекции. Люди заняты делом: учатся, ставят научные эксперименты».