Первый «космический»
Как строят новый терминал Барнаульского аэропорта имени Германа Титова
Новый терминал для аэровокзального комплекса Барнаула стал одной из ключевых и самых заметных строек Алтайского края. За неполный год она выросла из котлована в почти готовую "коробку" здания. Футуристический и почти космический дизайн терминала барнаульцы и гости города оценят уже этой осенью. Строители планируют до конца уходящего года смонтировать тепловой контур, который станет внешним фасадом красивого терминала. Таким образом, основной пласт масштабных работ будет закончен. С чего начинался новый терминал, какую роль в этом сыграло сотрудничество властей и бизнеса и при чем здесь ракетоноситель? Рассказываем о рождении самой масштабной "воздушной" стройки Алтайского края.

«В ДОБРЫЙ ПУТЬ!»

Меньше года назад на территории Барнаульского аэропорта им. Германа Титова заложили символический камень, знаменующий старт строительства нового аэровокзального терминала. Выступая перед собравшимися, глава региона Виктор Томенко тогда отметил знаковость этого события и напутствовал: «В добрый путь!»
С этих слов стартовала реализация проекта, промежуточные итоги которой уже видны невооруженным глазом, – коробка здания почти готова и возвышается над бетонным забором и летным полем. И сегодня мало кто вспомнит, с чего же все начиналось.

Тем временем впервые о расширении аэровокзального комплекса всерьез заговорили почти 5 лет назад – в 2019 году. Авиапредприятие «Алтай» тогда подготовило варианты реконструкции воздушной гавани и представило наработки на встрече с руководством регионального министерства транспорта.

Уже тогда предполагалось, что стройка будет масштабной, а терминал — ультрасовременным. Было понятно, что реализация проекта потребует не только больших ресурсов, но и новых подходов. Было решено реализовать задуманное в рамках инвестиционного соглашения между правительством региона и компанией «Новапорт Холдинг».

Сказано — сделано. В марте 2022 года государственный и частный собственники ударили по рукам – губернатор Алтайского края Виктор Томенко и гендиректор компании Сергей Рудаков подписали важный для развития региона документ. Причем это был не самый благополучный для страны период экономической нестабильности. Несмотря на новые условия, планы по строительству никто корректировать не стал.
Проектирование решили не откладывать. Как рассказал после подписания соглашения Сергей Рудаков, на подготовку проекта может уйти до 1,5 лет.

"У нас все есть, чтобы начать проектирование, даже учитывая внешние ограничения и обстоятельства. Если ситуация будет меняться, так мы находимся в постоянном взаимодействии. И оперативные решения будем принимать совместно", – добавил тогда губернатор Виктор Томенко.

За подготовку проекта взялась компания "Спектрум" из Москвы. Столичные специалисты разработали уникальное для Барнаула объемно-планировочное решение с футуристическим и в чем-то космическим дизайном фасадов. Неудивительно, ведь разработчики вдохновлялись идеей движения космического тела по орбите. Этим и продиктована концепция фасадов здания с плавными линиями, обширным остеклением и минимумом деталей.

"Все общественные зоны с постоянным пребыванием людей имеют естественное освещение. Освещение общественных пространств осуществляется через светопрозрачные конструкции в фасадах здания. В зону ожидания вылета дневной свет попадает через остекление со стороны перронного и боковых фасадов", – сказано в разъяснениях к проекту.

ДУХ КОСМОНАВТИКИ И РАКЕТОНОСИТЕЛЬ

В конечном итоге здание получилось трехэтажным с обширным атриумом. Площадь нового терминала составит примерно 10 тыс. кв. метров. По последним расчетным прогнозам, пропускная способность нового терминала достигнет рекордной цифры, превышающей 600 пассажиров в час и 1 млн человек в год.
Кстати, внутренние интерьеры также отразят «космический» дух аэропорта, имя которому дали в честь знаменитого земляка жителей Алтая, советского космонавта Германа Титова – первого человека, совершившего длительный космический полет, длившийся более суток. Не исключено, что на первом этаже появится «космическое» панно и макет ракетоносителя.

Между тем новое здание рассчитано на обслуживание внутренних авиарейсов. В будущем их число, как и количество направлений, может увеличиться. Что отразится и на развитии туризма в регионе.

«Сейчас регулярные рейсы организованы в аэропорты Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Казани, Красноярска, Иркутска, Сургута, Новосибирска, Перми, Екатеринбурга. А международные направления представлены маршрутами в Таиланд и Турцию. Уверен, что завершение работ в новом терминале станет дополнительным стимулом и для расширения сети маршрутов», – сообщил на одной из недавних рабочих встреч на объекте глава региона Виктор Томенко.

ЧТО ЕЩЕ ИЗВЕСТНО О ФУТУРИСТИЧЕСКОМ ТЕРМИНАЛЕ?

Аэровокзальный комплекс оборудуют лифтами и эскалаторами, на территории создадут доступную среду для маломобильных групп граждан.
На первом этаже здания запроектировали зоны входного досмотра и регистрации пассажиров, зону обработки и получения багажа, оборудованную двумя конвейерами.
На втором этаже воздушной гавани должны появиться: зона предполетного досмотра, блок служебных помещений, комната матери и ребенка.
Третий этаж используют для залов ожидания вылета, повышенной комфортности, зоны коммерции и общепита.
Комплекс запроектировали рядом с перроном в юго-восточной части воздушной гавани. Пока планируется, что между ним и пассажирской платформой появится аванперрон с сервисной дорогой, зонами посадки/высадки в автобусы и зоной для размещения спецтехники.
Кроме того, будет пересмотрено пространство приаэровокзальной территории. Здесь появятся парковки для сотрудников аэропорта и посетителей, благоустройство с газонами, зоны отдыха со скамейками и т. д.

МОНТАЖ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ФАСАДОВ

Но вернемся на стройку. Подрядчик для реализации столь интересного и перспективного проекта нашелся быстро. Итоги открытого конкурса подвели в середине августа 2023 года. На участие в нем заявились два претендента, одного из которых не допустили к торгам. Тендер выиграла московская группа компаний «МСУ-1». А итоговая стоимость строительства составила 6,4 млрд рублей.
Подрядчик быстро взялся за дело. Перед этим на будущей стройке как раз и заложили символический камень, знаменующий начало большого проекта. Ключевое событие для истории авиасообщений Алтайского края состоялось 14 ноября 2023 года.

«Мы хорошо знаем и любим наш аэропорт. Уверен, что в результате проделанной работы по созданию нового комплекса эта любовь к нашей воздушной гавани только усилится», – заметил в ходе торжественной церемонии Виктор Томенко.
Любопытный факт
Для строительства нового терминального комплекса используются преимущественно алтайские материалы и оборудование
После церемонии у строителей начались трудовые будни. Рабочие очистили пятно застройки от сооружений (на месте нового здания стоял старый терминал прилета), подготовили площадку, обустроили котлован, заложили фундамент и начали возводить на нем «коробку» будущего терминала. На сегодняшний день она почти закончена, завершены монтаж стен из газобетонных блоков и кирпичная кладка перегородок. До конца осени строители планируют уложить кровлю, провести тепловой контур и установить оконные блоки.
Один из важнейших этапов – обустройство теплового контура – намерены закончить уже в ноябре уходящего года. Как не раз пояснял подрядчик, это сложная конструкция, которая не только утеплит здание, но и сформирует его внешний облик.

Параллельно ведется реконструкция котельной, продолжается монтаж нового инженерного оборудования, устройство ливневых и очистных сооружений, парковочных площадок, строительство насосной станции пожаротушения и контрольного пункта пропуска на территорию аэропорта.

Работы идут в графике и должны завершиться уже в 2025 году.

После запуска нового терминала начнется новейшая история развития авиасообщений в Алтайском крае.