На старт, внимание, мост!
Как механизм инфраструктурных кредитов запустил большие стройки в Барнауле
Мост на проспекте Ленина и развязка на Змеиногорском тракте – масштабные и капиталоемкие проекты, реализация которых могла остаться под вопросом без нового инструмента финансирования в виде инфраструктурного кредита
Новый механизм регионального развития появился в России в 2021 году. Алтайский край вошел в число субъектов РФ, воспользовавшихся финансовым трамплином для взрывного развития. Благодаря этому в Барнауле уже в текущем году будет запущен новый современный мост через железнодорожные пути, а в следующем – трехуровневая транспортная развязка на въезде в город. Рассказываем, как с помощью нового инструмента финансирования в форме ИБК буквально на глазах меняется и преображается дорожно-транспортная отрасль краевой столицы.
Финансовый ликбез: что такое ИБК
Инфраструктурный бюджетный кредит (ИБК) стал одним из удобных инструментов финансирования развития регионов. Он выдается на срок не менее 15 лет по ставке в 3%. Выплачивать его нужно с третьего года после получения. Заявки рассматриваются на конкурсной основе.
Планируется, что введенная мера господдержки увеличит объемы строительства жилья, социальных объектов, дорог и объектов дорожной инфраструктуры. Все это поспособствует достижению главной цели нацпроекта "Жилье и городская среда" по улучшению качества жизни россиян.
В период с 2021 по 2023 год из федерального бюджета в качестве инфраструктурных кредитов только на объекты дорожного строительства регионов страны было выделено 144 млрд рублей, а это 131 объект, получивший господдержку.
В то же время на объекты транспортной инфраструктуры субъекты РФ получили 147 млрд рублей, чтобы вложить в 51 проект. В их числе две масштабные стройки в Алтайском крае, которые были запущены во многом благодаря планомерной работе краевого правительства и механизму ИБК.
Один механизм – две знаковые стройки
В прошлом году жизнь Барнаула кардинально изменилась. Весной на реконструкцию закрылся мост на Новом рынке (он соединяет две части города, разделенного ж/д путями), началась подготовка к строительству транспортной развязки на въезде в город. Стоимость каждого проекта составила миллиарды рублей.
Двум историческим событиям предшествовала подготовительная работа в части поиска финансирования. Так, решение о том, что строительство будет вестись на деньги инфраструктурного кредита, предоставленного Алтайскому краю в рамках федерального проекта, было принято в 2021 году.
Заявки на ИБК от региона представил и успешно защитил на заседании президиума правительственной комиссии по региональному развитию губернатор Алтайского края Виктор Томенко. В итоге наш регион получил возможность вложить в развитие дорожной инфраструктуры свыше 3,5 млрд рублей кредитных средств. И это было только начало.

Всего до конца 2024 года за счет инфраструктурных бюджетных кредитов будут профинансированы 25 проектов и мероприятий в дорожно-транспортной отрасли на сумму 12,3 млрд рублей. Так, будут созданы и получат финансовый импульс для развития важные для края объекты транспортной и инженерной инфраструктуры. Это поможет привлечь в регион более 38,3 млрд рублей внебюджетных инвестиций, а общий объем инвестиций составит более 50,6 млрд рублей.
Мнение эксперта
В ходе июньского заседания АКЗС председатель профильного комитета Антон Васильев отметил, что Алтайский край продолжает наращивать долю собственных доходов. Но при этом привлекает из федерального бюджета больше ресурсов, чем другие регионы Сибирского федерального округа. А это свидетельствует "о значительной работе по лоббированию своих интересов на федеральном уровне".
Мостостроители взялись за дело
Реконструкция путепровода на Новом рынке началась весной 2022 года. Для этого в районе стройки пришлось перекрыть, а потом и вовсе полностью демонтировать часть проспекта Ленина: почти 400 метров дороги одной из главных транспортных артерий города проходило по мосту советской постройки, который в 2000-х был признан аварийным.
Тендер на реконструкцию важного инфраструктурного объекта выиграло известное на Алтае предприятие – Барнаульское ДСУ-4. Подрядчик хорошо себя зарекомендовал на не менее важных объектах на территории Алтайского края. В частности, его специалисты занимались реконструкцией коммунального моста через Обь, известного в городе как Старый мост.
  • Николай Данилин

    "За всю историю существования наша компания ни разу не затягивала строительство объектов, уверен, такого не предвидится и в ближайшем будущем. Старый мост через Обь мы завершили даже раньше запланированного срока", – заверил руководитель ДСУ-4 Николай Данилин еще в мае прошлого года.

Мост и пробки: работа на опережение
Тем временем стройка переменила жизнь большого города и его жителей. Пришлось изменить маршруты общественного транспорта, перенести трамвайные пути. Наряду с этим поменялись пешеходные и автомобильные пути. Город замер в ожидании транспортного коллапса.
Городские и краевые власти совместно с экспертами в дорожных вопросах сработали на опережение. Чтобы ситуация на дорогах не ухудшилась, был продуман и постепенно введен пул мер по стабилизации дорожно-транспортной ситуации.
В их числе:

– введение выделенных полос для общественного транспорта;
– устройство разворотных колец для электротранспорта в районе стройки для обеспечения трамвайного сообщения;
– расширение списка категорий граждан, имеющих право на льготный проезд.
  • Николай Петряшин

    "Для нас выделенные полосы, появившиеся на улицах Челюскинцев и Советской Армии, стали настоящим спасением. И это отмечают не только вагоновожатые, но и сами пассажиры. Во-первых, это очень здорово отразилось на нашем расписании. Раньше трамваи, как и все участники движения, в часы пик долго стояли в пробках. Сейчас люди проезжают эти участки буквально с ветерком. Уверен, внедрение выделенных полос можно отнести к пулу наиболее удачных и быстродействующих мер, способствующих развитию общественного транспорта", – отметил тогда руководитель МУП "Горэлектротранс" Николай Петряшин.

При этом эксперты не раз отмечали, что меры оправдали себя: часть горожан пересели на общественный транспорт, больших заторов не наблюдалось, работа общественного транспорта быстро стабилизировалась.
"Оказалось все не так плохо. Ожидание в пробке не занимает каких-то астрономических временных затрат, более или менее проехать можно. Конечно, ситуация ухудшилась как по проспекту Калинина, так и по Павловскому тракту, проспекту Строителей, но, скажем так, не катастрофически", – дал свою оценку заместитель завкафедрой организации и безопасности движения АлтГТУ Сергей Павлов.
Мост: стройка для будущего
Сегодня вместо аварийного моста выросли новые опоры. На них уже уложили бОльшую часть балок для будущих пролетов, мостостроители обустраивают подъездные пути и готовятся к укладке основы для проезжей части. Ее выполнят с использованием специальных железобетонных плит производства алтайских предприятий: Барнаульского комбината ЖБИ №1 имени В.И. Мудрика и Бийского завода железобетонных конструкций. Вдобавок 140 переходных плит для устройства сопряжений моста с подходами барнаульским коллегам помогут изготовить на Новоалтайском заводе мостовых конструкций и Майминском заводе ЖБИ.
За ходом строительства знакового для города объекта пристально следят краевые и городские власти. Губернатор Виктор Томенко лично не раз приезжал на объект на ключевых стадиях ведения работ. Один из таких визитов прошел, когда полным ходом велся монтаж металлических конструкций самого протяженного пролета путепровода. На тот момент готовность объекта специалисты подрядной организации оценили в 75%.
Визит губернатора Виктора Томенко на стройку будущего моста на Новом Рынке
"Учитывая, что на сегодня все идет по графику, реконструкция должна быть завершена к концу ноября. Все ресурсы для своевременной и качественной реализации проекта – есть. Это и все необходимые стройматериалы, и специальные конструкции, и специализированные субподрядчики, и средства инфраструктурного бюджетного кредита, который мы на краевом уровне привлекли для проведения всего комплекса работ", – отметил в ходе визита на объект Виктор Томенко.

Напомним, речь идет о сумме более 2 миллиардов рублей. На сегодняшний день объем освоения этих средств (с учетом аванса) составляет 1,3 млрд рублей. Тем временем до завершения строительства остается три месяца. Подрядчик планирует сдать объект в ноябре 2023 года.
Развитие южных направлений
Второй по очереди, но не по значимости стала трехуровневая развязка на Змеиногороском тракте. Это не менее капиталоемкий проект, стоимостью почти 3 млрд рублей. Его реализация также стала возможна благодаря полученным инфраструктурным бюджетным кредитам.

"Дорожное строительство – одна из определяющих сфер для развития всей экономики края. Нам есть чем гордиться: при самой обширной сети дорог среди регионов страны мы ежегодно приводим в порядок около 800 километров", – заметил в ходе одного из выступлений Виктор Томенко.
Предполагается, что развязка с полутоннелем, эстакадой и расширенным перекрестком с круговым движением значительно разгрузит дороги Барнаула от "лишнего" транспорта и обеспечит транспортную доступность во все, даже самые отдаленные, районы города. Она соединит Южный и Змеиногорский тракты, а также федеральную трассу А-322. Обход будет трехуровневым и в перспективе сможет пропускать до 62 тысяч автомобилей в сутки.
По словам губернатора Виктора Томенко, объект положительно повлияет как на развитие южной части краевой столицы, так и на развитие всего юга нашего региона.
Дорожная стройка года
Подготовка к строительству началась еще в 2022 году, а непосредственно строительные работы стартовали весной 2023-го. Тендер на реконструкцию выиграл московский подрядчик – "Региональная строительная компания". Это крупная дорожно-строительная фирма, которая исполняет большие госконтракты по всей стране. После аукциона предприятие оперативно взялось за подготовку.

Важное место заняло обустройство свободных участков дорог действующей развязки для обеспечения беспрепятственного транспортного сообщения. Дело в том, что подрядчику пришлось перекрыть часть дорожного полотна на Змеиногороском тракте и старое кольцо, так как они попали в пятно застройки.
В этой связи встал серьезный вопрос организации движения в этом месте. Как не раз отмечал министр транспорта Алтайского края Антон Воронов, оно находится на особом контроле региональных властей. Особенно в свете параллельной работы по реконструкции моста на проспекте Ленина. Чтобы избежать заторовых ситуаций на выезде из города, совместно с АлтГТУ была разработана и согласована с Госавтоинспекцией новая транспортная схема. Ее корректируют в зависимости от ситуации и по мере расширения пятна застройки, отметили спикеры.
  • Антон Воронов

    "На сегодняшний день развязка – это один из самых масштабных объектов в регионе. Проект реализуется на средства инфраструктурного бюджетного кредита. Стоимость строительства составляет 2,9 млрд рублей. На данный момент на выполнение работ израсходовано чуть более 100 млн рублей, еще 60 млн рублей будут освоены в августе. В плане этого года направить на строительство развязки в общей сложности более 1 млрд рублей", – сообщил в ходе одного из летних совещаний глава регионального Минтранса.

Развязка: все идет по плану
Строительство развязки также идет по графику. На сегодняшний день выполнено бетонирование свай, идут работы по устройству конструкций для строительства левоповоротного съезда полутоннеля. Продолжается масштабное переустройство инженерных коммуникаций: напорной канализации, газопровода и сетей связи.
В границах проведения работ идет вырубка зеленых насаждений вдоль шоссе Ленточный Бор. Снос деревьев завершится до конца августа. После сдачи объекта будет проведено компенсационное озеленение. Участок освобождают от деревьев не только для выноса сетей. Дополнительные площади нужны для строительства первой и второй опоры будущего путепровода.
  • Сергей Никитин

    "На данный момент работы идут в соответствии с графиком: сложностей нет, все этапы выполняются в рабочем порядке. Благодаря современным технологиям зимой реконструкция развязки продолжится", – рассказал во время визита на объект главы краевого Минтранса замруководителя проекта компании "РСК" Сергей Никитин.

До конца осени этого года (в октябре-ноябре) планируется завершить возведение опор для эстакады, приступить к монтажу пролетов и возвести часть туннельного проезда. Уже сейчас решается вопрос поставок металлоконструкций, которые изготовят на одном из предприятий Омска.
Завершить строительство трехуровневой развязки подрядчик планирует до конца следующего года. Вместе с мостом на проспекте Ленина он встанет в ряд стратегически важных для развития Алтайского края объектов.
Made on
Tilda