Поколение героев: как алтайские железнодорожники приближали день Великой Победы
Героизм и отвага воинов-железнодорожников из Алтайского края, которые внесли свой огромный вклад в приближение Победы, навсегда останутся в сердцах и памяти потомков
Вся страна в 2025 году отмечает 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. За свою Родину воевали миллионы людей, в числе которых были и жители Алтайского края. Огромный вклад в Победу внес и сам регион, который стал крепким тылом, поставлявшим на фронт продукты, одежду, патроны, двигатели для танков и многое другое. Вместе с холдингом «РЖД» в рамках спецпроекта «Память сильнее времени» в канун 9 Мая «Толк» рассказывает героические истории об алтайских ветеранах, чья жизнь была связана с железной дорогой.
Железная дорога и война
Уже с первых дней войны из Алтайского края на фронт по железной дороге доставляли боеприпасы, подкрепления, технику, продукты питания, медицинское снаряжение. Не менее важной была задача вывезти оборудование заводов и фабрик из зоны боевых действий, а также эвакуировать людей и раненых бойцов.
Алтайский край за эти годы принял более 100 эвакуированных предприятий из западных районов страны, в том числе 24 завода общесоюзного значения. На территории Алтая они были отстроены в кратчайшие сроки и тут же приступили к производству военной техники, боеприпасов и оборудования для нужд РККА.
Полковой разведчик
Михаил Иосифович Трофименко родился 1 декабря 1924 года в Кулундинском районе Алтайского края. Он окончил семилетку общеобразовательной школы, а после сразу пошел работать в колхоз.
В Красную армию его призвали летом 1942 года. Сначала он был автоматчиком, а потом разведчиком в составе 9-й гвардейской Краснознаменной дивизии. Участвовал в освобождении Белоруссии, Прибалтики и разгроме Курляндской группировки противника.
На фронте дивизия Михаила Иосифовича оказалась 9 января 1943 года. Однако, как вспоминал он сам, первые бои начались для полка только весной:
«Первый бой помню плохо. Все бежали в атаку, стреляли, было страшно. Вроде бы подстрелил одного фашиста. В этом бою погиб мой друг Степан, с которым я учился еще в деревенской школе».
Михаил Иосифович во время войны получил два ранения – в ногу пулей навылет и осколком по шее. Про второй говорит так: «Повезло, что он не срезал голову». Кроме того, однажды мужчина попал под разрыв бомбы и поймал ее мелкие осколки. Тут уже все обошлось без госпиталя, так как они вышли сами через два-три года.
В конце 1943 года командир полка предложил ему перейти из автоматчиков в разведчики. Михаил Иосифович поначалу отказался, потому что считал, что в разведку должны идти силачи и богатыри, чтобы крутить в тылу врага «языков» (в войну так называли пленного, захваченного для получения важных сведений. – Прим. ред.).
«Сам я хоть и быстрый, и выносливый, но не велик ростом и не так силен. Но когда через пару дней разведгруппа нашего полка поредела еще на несколько человек, командиру удалось меня уговорить. Так я стал разведчиком», - вспоминал он.
Он рассказывал, как однажды дивизия готовилась к наступлению в направлении двух белорусских городов - Духовщина и Городок. Тогда штабу срочно требовались сведения о численности войск противника и о системе его обороны. Проще говоря, нужен был «язык». Группа полковых разведчиков, в числе которых был и Михаил Иосифович, прошла на задание.
«Нейтральную полосу преодолели успешно и вышли к фашистскому доту. Я его даже не заметил, просто почуял запах дыма немецких сигарет. Мы обошли огневую точку противника и двинулись дальше. Вдруг я уловил тихие голоса впереди группы - шли трое, и прямо на нас. Командир разведвзвода знаком отстранил меня в сторону, и навстречу немцам двинулась группа захвата. Короткая борьба, блеснули ножи, и двое фашистов без звука упали на землю. Третьего, в офицерской шинели, живо скрутили и заткнули ему рот его же рукавицей. Пленного офицера обыскали, забрали планшет с картами и бумагами. Ценный «язык», да еще из штаба с документами - это много стоит», - делился ветеран.
Когда группа повернула обратно, в небе появились осветительные ракеты, а в воздухе стали слышны автоматы гитлеровцев. Тревогу подняли, когда не дождались немецкого майора. В этот момент с нашей стороны ударили минометы. Михаил Иосифович с товарищами находился на нейтральной земле, но ползти к своим было опасно, поскольку любое движение могло стоить им жизни. Спастись бойцам на поле помогли трупы убитых ранее лошадей, за которыми они и укрылись.
«Перестрелка длилась больше часа, и все это время мы неподвижно лежали за раздувшимися тушами, задыхаясь от смрада. К утру благополучно, без потерь, вернулись в расположение полка, ведя с собой особо ценного «языка», - делился герой.
После демобилизации Михаил Иосифович вернулся работать в родную Кулунду. Сначала трудился в местной дистанции пути, потом секретарем профсоюзной организации Кулундинского отделения. До 1989 года значился секретарем райпрофсожа Алтайского отделения железной дороги.
Награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Кенигсберга» и другими. Почетный железнодорожник, почетный ветеран Западно-Сибирской железной дороги.
«На гитлеровские атаки отвечали контратаками»
Алексей Васильевич Парахневич родился 11 апреля 1925 года. В возрасте 17 лет его призвали в ряды Красной армии, когда тот учился в Новосибирском военно-пехотном училище.
Он был пулеметчиком, командиром минометного взвода на Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в битве на Курской дуге, освобождал Белоруссию, Польшу и штурмовал Берлин. За время войны был трижды ранен.
Свою первую боевую награду, орден Красной Звезды, он получил после боя за освобождение города Ковеля в Белоруссии.
«Попытались взять их в клещи - и сами попали в окружение. Выходили из него тяжело, с боями, с большими потерями. Многие солдаты побросали оружие и пытались прорваться к своим поодиночке или малыми группами. Мой же взвод оружие сохранил - не только автоматы и винтовки, но и минометы. Они-то нам очень пригодились в дальнейшем. Вырвавшись из кольца, взвод открыл ураганный огонь по преследовавшим нас фашистам. Те не выдержали и начали спешно отходить. Таким образом, мы сделали брешь в немецком кольце и поспособствовали выходу из окружения остальных частей нашего полка», - вспоминал он.
После освобождения города взвод вышел на польскую границу к реке Западный Буг. Задача была поставлена такая: форсировать реку. Однако прорвать мощную оборону немцев было очень непросто.
«Но наши командиры были не лыком шиты. Решили ввести врага в заблуждение. Весь личный состав полка ночью посадили в машины и увезли километров на сто южнее. Там находился немецкий укрепрайон. Но гитлеровцы атаки на этом направлении не ждали, а потому вели себя не очень осмотрительно. Рано утром мы ударили по фашистам, пока те завтракали, сходу выбили гитлеровцев из первой траншеи, захватили вторую. Те побежали, аж пятки засверкали, теперь уже они оставляли в окопах оружие и минометы. Тем временем через реку переправились остальные подразделения нашего полка. Мы закрепились во вражеских траншеях и стали ожидать неприятельской контратаки. Она не замедлила начаться, но силы все же были неравны, и немцы опять отступили», - говорил ветеран.
Новым приказом командования было готовить плацдарм для широкомасштабного наступления. За ночь саперы полка Алексея Васильевича возвели полноценную переправу через реку. Однако на рассвете немецкие самолеты уничтожили ее в пух и прах.
«Мы построили новую - фашисты ее снова разбомбили. При этом они не прекращали попыток выбить нас с захваченного плацдарма. Мы держались и на гитлеровские атаки отвечали контратаками. Но на дальнейшее продвижение не было ни сил, ни достаточного количества боеприпасов. Да и приказа такого мы не получали», - продолжал он.
Спустя несколько дней на помощь прилетели истребители фронтовой авиации. После этого удалось навести переправу. Однако и на этом испытания не закончились. Полку через неделю пришлось отступать, так как на их направление перекинули часть немецких войск.
«Ночью мы покинули свои позиции во вражеских траншеях и переправились обратно. Здесь нас уже ожидали автомобили, на которых мы вернулись на прежнее место, на сто километров севернее. А с утра после мощной артподготовки вместе с другими частями перешли в наступление, форсировали реку и прорвали оборону противника. Гитлеровцы стали поспешно отступать, а мы, одолев противника, сразу продвинулись на запад более чем на 50 километров», - делился ветеран.
После демобилизации Алексей Васильевич устроился на работу в Алтайскую дистанцию электроснабжения, которой отдал 20 трудовых лет. Был электромонтером и инспектором по кадрам.
Награжден орденом Отечественной войны I степени, тремя орденами Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина».
«Вызвали огонь на себя»
Александр Максимович Никитин родился 1 февраля 1925 года. В 1942 году поступил в Барнаульское пехотное училище, а в 1943-м уже отправился на фронт. Участвовал в боях под Курском, освобождал Украину, Белоруссию и Польшу. Воевал в разведке.
Как он рассказывал, летом 1944 года его части была поставлена задача - овладеть городом Барановичи. Командир полка приказал провести серьезную разведку, в которой был задействован весь разведвзвод. Александра Максимовича назначили старшим головного дозора, который состоял из трех человек.
На подходе к городу они заметили замаскированные во дворах танки. Сумели доложить об этом товарищам, проникнуть в дом по соседству и наблюдать оттуда за противником.
«По сути, мы вызвали огонь на себя и спустя полчаса наблюдали, как с ходу разворачивались наши минометная батарея и пушки, готовясь открыть огонь по указанным огневым точкам. И тут нам повезло - мы увидели в огороде фашистского танкиста. Наверное, по нужде выбрался из укрытия. Под шумок мы его немного оглушили и затащили в свой сарай, связали, рот кляпом заткнули, чтобы не орал со страха. А вскоре страшно, очень страшно стало и нам. Скверная штука - сидеть под разрывами своих снарядов, но этот риск был оправданным», - вспоминал он.
За эту операцию героической тройке приказом Верховного Главнокомандующего была объявлена благодарность.
В 1944 году полк Александра Максимовича подходил к небольшой деревушке. Он и еще один солдат из разведвзвода были в левом боковом дозоре и увидели повозку:
«Мы кинулись через огороды ей наперерез. Открыли калитку, дескать, милости просим. Я в прыжке поймал за уздечку лошадь, мой напарник на немецком языке крикнул: «Брось оружие!» Мы разоружили восемь человек. Трофеи сложили в повозку, пленных выстроили в колонну по двое и вместе с лошадью доставили в полк. Так подтвердилась поговорка, что воевать надо не числом, а умением. А наградой за это умение стала медаль «За отвагу».
После войны Александр Максимович был кадровым военным. Выйдя в отставку, 18 лет проработал юристом в Алтайском отделении железной дороги. Кроме того, после войны он участвовал в испытаниях ядерного оружия. Эта секретная миссия через несколько десятилетий отмечена орденом Мужества.
Награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя медалями «За отвагу», медалью «За боевые заслуги».
«Быть разведчиком — задача не из легких»
Кузьма Федорович Бессонов с раннего детства мечтал стать машинистом паровоза. После окончания школы пошел учиться в барнаульское железнодорожное училище, но мечта сбылась не сразу, а после трагических для всей страны событий. Он окончил училище, когда на западе СССР уже полыхала война.
В Красную армию юношу призвали в 1943 году. Новобранцев привезли в Сталинград, где еще недавно шли ожесточенные бои. Город был полностью разрушен, ни одного уцелевшего здания.
К новобранцам пришел капитан из полковой разведки и спросил, есть ли кто-то из Барнаула и не боится ли он служить в разведке.
«Быть разведчиком - задача не из легких. Постоянно на передовой, наблюдения за позициями противника, вылазки в тыл врага, приходилось постоянно окапываться. Не выроешь окоп под наблюдательный пункт - попадешь в сложное положение. Получалось так, что день мы стреляли, а ночь - копали», - рассказывал ветеран.
Юный военнослужащий форсировал Днепр, освобождал Украину, Румынию, Австрию, Венгрию и Чехословакию. При освобождении Будапешта получил ранение.
«Когда привезли в госпиталь, врач осмотрел рану и сказал, что началась гангрена и нужно ампутировать ногу. Но фельдшер Таня, которая меня привезла, не дала этого сделать. Общими усилиями меня выходили», - вспоминал фронтовик.
Победу Кузьма Федорович встретил в Чехословакии. Однако тогда военные действия для него не закончились. Перед ним стояла задача преградить отступление фашистов и власовцев в американскую зону. Как вспоминает сам, бои шли тяжелые, враги в плен русским не сдавались.
Домой он вернулся только в 1950 году и сразу же в родное депо. Там он работал кочегаром, помощником машиниста и машинистом тепловоза. Всего на железной дороге ветеран трудился 40 лет.
Награжден несколькими боевыми наградами, в том числе орденом Отечественной войны I степени. Однако самой ценной он считает медаль «За отвагу». Ее красноармеец Бессонов получил за мужество и самоотверженность при форсировании Днепра. Тогда из всего взвода в живых остался только он.
«О себе и не думала»
Мария Павловна Белова родилась в 1925 году в Киевской области. С февраля 1944 года по август 1945 года проходила военную службу в 544-м зенитном артиллерийском полку малого калибра 1-го Украинского фронта в должности красноармейца-разведчика. Участвовала в освобождении Западной Украины, Польши и Восточной Пруссии.
Когда началась война, девушке едва исполнилось 16 лет. Слушая по радио выступление Молотова, она и подумать не могла, что фронт быстро подойдет к Киеву.
«Многих моих знакомых фашисты угнали в Германию. Меня же в числе большой группы подростков «новая власть» отправила строить железнодорожную ветку на Бучанскую торфоразработку», - вспоминала она.
Отец Марии был одним из активистов киевского подполья, некоторые задачи поручал и дочери - например, сбор информации и наблюдение. Она понимала, что немцы могут сделать, если поймают ее, но продолжала участвовать в деятельности подполья. Так она чувствовала себя причастной к спасению Отечества. И однажды это случилось - Киев был освобожден.
Тогда в городе началось формирование новых частей, в том числе зенитного артиллерийского полка. Во взвод управления этого подразделения в 1944 году направили и Марию Павловну. Основным предназначением полка было прикрытие штаба фронта от ударов фашистской авиации.
«Овладевать премудростями воинской специальности разведчика мне приходилось самостоятельно, в основном, когда полк находился на марше. Нужно было научиться классифицировать воздушные цели, то есть различать по силуэтам, по звуку моторов принадлежность самолетов, а также безошибочно определять их координаты. «Университеты» прошла хорошие, думаю, что и сейчас сумела бы определить, чей самолет в воздухе», - рассказывала ветеран.
Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медалью Жукова, а также медалью «Ветеран труда».
Налеты велись практически каждую ночь. Во время первой бомбежки девушке казалось, что ее отбрасывало от земли и не было голоса:
«А мне без голоса нельзя! Я же на переднем крае находилась, передавала сведения командиру дивизиона, он - телефонистам, а те - батареям. Сейчас думаю, как справлялась? И это правда, что о себе как-то и не думала. Главное - выполнить задание и фашистов быстрее изгнать и уничтожить».
Весной 1945 года полк Марии Павловны выполнял боевую задачу по прикрытию железнодорожного моста на Одере, который не успели взорвать немцы во время отступления. Враг попытался сделать это позже, с воздуха, но путь фашистским бомбардировщикам всякий раз преграждал огонь зениток 544-го полка.
После войны Мария Павловна переехала в Алтайский край, где более 30 лет отработала осмотрщиком вагонов на ПТО Кулунда.
Память на века
Как известно, в нашей стране огромное количество памятников и объектов, посвященных Победе в Великой Отечественной войне. Барнаул в этом отношении, конечно же, не является исключением. При этом в краевой столице есть множество мест, которые бережно хранят память о героях-железнодорожниках, которые своим трудом и подвигами вписали свои имена в историю, и железной дороге, ставшей одним из ключевых звеньев Великой Победы.
Предлагаем вам ознакомиться с картой-путеводителем по этим памятным местам.
Над проектом работали:
Текст, интерактивная карта: Екатерина Жолнерова
Фото: Архив Алтайского территориального управления Западно-Сибирской железной дороги