«Южные ворота» Алтая
Как на въезде в Барнаул строят самый масштабный
и впечатляющий дорожный объект региона
Трехуровневая развязка на въезде в Барнаул – самый крупный дорожный объект Алтайского края после начала расширения Чуйского тракта. Объект уже нарекли "южными воротами" Алтая. Он призван решить множество транспортных задач регионального, а в каких-то вопросах и федерального уровня. В отличие от Чуйского тракта, развязка не настолько протяженная, однако поражает воображение своими масштабами. Она трехуровневая – с 300-метровой эстакадой, полукилометровым тоннелем и большим кольцом. Аналогов такому объекту в регионе пока нет. Для реализации столь амбициозного проекта правительство Алтайского края выделило около 2,9 млрд рублей из средств инфраструктурного бюджетного кредита. Рассказываем, как строят уникальную развязку, какой она будет после завершения всех работ и почему станет еще и самым красивым дорожным объектом региона.

Развязка в реальности и миниатюре

Степень готовности трехуровневой развязки на Змеиногорском тракте порядка 70%. До завершения работ остались считаные месяцы. Объект планомерно близится к своему запуску, и это видно невооруженным глазом.

Любопытно, что стройка второй год идет на глазах у всего города. Жители наблюдали, как она растет, как "вгрызается" тоннелем в землю и поднимается многотонными пролетами в небо.

Любой желающий может еще и заглянуть в обозримое будущее и посмотреть, как будет выглядеть развязка в готовом виде. Студенты Алтайского государственного технического университета создали 3D-макет инженерного сооружения. В нем нашла отражение каждая деталь, вплоть до освещения и благоустройства. Ее показали журналистам и общественности в 2024 году, во время одного из выездных совещаний.
Трамплин для большой стройки
А началось все в 2020 году, когда на свет появился проект будущей развязки в трех уровнях. Он благополучно прошел госэкспертизы и все необходимые согласования. Дело оставалось за "малым" – найти средства для финансирования столь масштабного проекта.
Благодаря планомерной работе правительства Алтайского края наш регион поддержали на федеральном уровне. Краю выдали средства инфраструктурного бюджетного кредита на развитие дорожной сети региона. Кредит предполагает максимально льготные условия использования и погашения и включает минимальную ставку и отсрочку начала выплат.

Данный механизм уже отработан при строительстве не менее важного для Барнаула дорожного объекта – моста на проспекте Ленина (в районе Нового рынка). Его окончательно закрыли на реконструкцию в мае 2022-го, чтобы спустя 1,5 года открыть для движения совершенно новый объект.
Путепровод запустили 30 ноября 2023-го. Для горожан это стало долгожданным событием, которое заслуженно пополнило копилку самых ярких итогов прошлого года. С тех пор транспортная ситуация в городе изменилась в лучшую сторону. Новый мост шире своего аварийного предшественника, что увеличило пропускную способность этого отрезка проспекта Ленина.
Вехи полутора лет работы

Точкой отсчета начала строительства новой развязки на Змеиногорском тракте можно справедливо считать 2023 год, когда разыграли тендер на ее строительство. Заказчиком работ выступил "Алтайавтодор" (структура алтайского минтранса). В аукционе приняли участие два претендента. Выиграла конкурс "Региональная строительная компания" ("РСК") из Москвы. Окончательная стоимость госконтракта составила 2,9 млрд рублей. Контракт подписали в начале прошлого года.
Генеральный подрядчик сразу принялся за подготовку к грядущему строительству. Был разработан план, налажены связи с субподрядчиками из Алтайского края. А уже в марте на площадку заехала тяжелая техника.
Дальше – больше. Строители оперативно очистили территорию, провели зондирование почвы на предмет неустойчивости грунтов. Таковых, к счастью, не нашлось – тратить время на укрепление не пришлось. Работа тем временем спорилась. В начале апреля в землю опустили первые буронабивные сваи для опор. К концу июня на месте обустроили более трети данных конструкций.
Развязка строится вдали от жилых массивов. Однако стройка все же соседствует с домами – рядом стоящих садоводств. "Толк" в прошлом году поинтересовался у дачников, как они относятся к переменам. Многие собеседники положительно отозвались о таком перспективном соседстве.
"Нужно просто немного потерпеть. Я сам работаю в сфере строительства, поэтому знаю, о чем говорю. Зато в следующем году у нас появится удобная развязка. Так что я выступаю за строительство, что бы нас ни ждало", – поделился тогда с нами своим мнением о временных неудобствах Дмитрий из СНТ "Спутник".

Отметим, что параллельно продолжались работы по освобождению участка. Под угрозой оказались несколько елей, которые много лет украшали это место.

Сносить их не стали.
Совместно с городскими и краевыми властями подрядчик перенес их в более безопасное место.
Часть зеленых красавиц отправилась в сквер «Сибирской Долины».
Тем временем к закату лета 2023 года на территории будущей развязки начали появляться первые опоры. К октябрю рабочие вырыли и укрепили шпунтом первые шесть метров подземного тоннеля, а в декабре горожане увидели балки для будущих пролетов металлического путепровода – начал оформляться конструктив эстакады.
Работы шли быстро, и даже аномальные морозы не выбили строителей из графика.
Любопытный факт
Старое здание небезызвестного кафе «У Григорича» попало в пятно застройки. С начала возведения развязки сносить его не спешили. Первое время (пока на территории стройплощадки не поставили здание штаба подрядчика) в нем обедали и проводили планерки строители. К демонтажу строения приступили в мае этого года, когда к нему «подкрался» тоннель. Снос стал для города своеобразным историческим событием. К этому моменту для шашлычной уже построили металлический павильон, а со временем откроется уже возведенный придорожный комплекс с часовой башней.
Красота инженерной мысли с высоты пролетов
Сегодня масштаб работ впечатляет. Он прекрасно виден с высоты путепровода, куда пока открыт доступ только рабочим и в редких случаях – журналистам. Корреспондентам "Толка" выпал уникальный шанс первыми побывать на самом верху и оценить реальные масштабы стройки. Зрелище, скажем честно, впечатляющее. Отсюда хорошо видны очертания почти готового объекта и его габариты. Пятно застройки сегодня покрывает большую территорию от въезда в город в районе кафе «У Григорича» до шоссе Ленточный бор и здания «Автоцентра ЮГ».
В день, когда мы побывали на стройке, рабочие заканчивали монтаж пролетов большого путепровода. Здесь оставалось добавить несколько «штрихов». Скоро мостостроители приступят к завершающему этапу – переопиранию эстакады с временных на постоянные опорные части. Останется лишь смонтировать шумоизоляционные щиты, перильные ограждения и укрыть свежие пролеты дорожной одеждой. На последнее, заверили дорожники Центрального ДСУ, уйдет не более двух дней.
Сейчас они заканчивают покрывать асфальтом пока закрытый (северо-западный) сектор большого транспортного кольца. Оно запроектировано под путепроводом и в двух местах пересекает еще строящийся тоннель. В рамках своего участка рабочие параллельно укладывают бордюрный камень вдоль дорожного полотна и тротуарной части.
Развязка обеспечит беспрепятственное сообщение центра города, включая объекты нового жилищного строительства, с его промышленной зоной и со спальными районами, расположенными в поселке Южный и за ним – поселков Лебяжье, Ягодное и Зимари. Транспортный узел также обеспечит высокий трафик движения грузопассажирского транспорта между федеральными дорогами А-322 "Барнаул – Рубцовск – граница с Республикой Казахстан" и Р-256 "Чуйский тракт".
Движение без границ
Напомним: первая половина кольца (юго-восточный сектор) была готова еще летом 2024 года. Для этого потребовалось не только построить дорогу, которая дугой легла под развязкой, но и обустроить один из двух малых путепроводов, обеспечивающих движение над тоннельной частью. В итоге этот элемент большой развязки остается лишь покрасить и снабдить перилами.
Торопились неспроста. В связи со строительством новой развязки транспортная ситуация в этом и без того непростом месте города стала напряженной.

Чтобы не допустить транспортного коллапса и сделать путь через развязку более комфортным, власти Алтайского края (в лице регионального минтранса) и «Алтайавтодор» в сотрудничестве с Госавтоинспекцией и экспертами АлтГТУ разработали и утвердили альтернативные схемы движения транспорта.
• В рамках первой (она заработала в 2023 году) перенесли в сторону центра города действующее кольцо. Тогда пятно застройки впервые поползло за пределы участка – туда, где стоял снесенный ресторан «Арарат», поглотив старый перекресток.
• В рамках второй построили и запустили дорогу-дублер 200-метрового участка шоссе Ленточный бор. Этого потребовал следующий этап продвижения пятна застройки в сторону объездной дороги, где впоследствии выросли две ноги-опоры для металлической эстакады.
• В рамках третьей действующее кольцо перенесли ближе к выезду из города, а транспортные потоки перенаправили по обустроенному к тому времени юго-восточному сектору будущего перекрестка с круговым движением.
Высокая готовность

Что еще осталось сделать? По словам Сергея Никитина, замруководителя проекта компании "РСК", основные работы ведутся параллельно, что во многом оптимизирует и ускоряет процесс строительства.

Так, одновременно с достройкой металлического путепровода полным ходом идут работы по обустройству тоннеля (левоповоротного съезда-выемки). На первом участке объекта (от "Автоцентра ЮГ" до малого путепровода № 1) они близятся к завершению. На втором (от малого путепровода № 1 до шашлычной) идет погружение в грунт шпунта.



«Больше половины монолитных работ на этом объекте уже выполнено. Из 530 метров тоннеля осталось обустроить около 150 метров. На остальном протяжении прошла выемка грунта, отдельные участки тоннеля уже готовы. Но говорить о его 100-процентной готовности можно будет только после укладки асфальтобетонного покрытия», – сообщил Сергей Никитин.
В сентябре строители планируют вырыть оставшийся объем (порядка 20 тыс. кубометров) и устроить монолитные подпорные стены.
Отметим, что одна часть тоннеля будет открыта, другая – закрыта поликарбонатной крышей.
Весной уходящего года многочисленные залповые ливни все же скорректировали ход строительства большого объекта.
«Отставание обусловлено несколькими факторами. Первый и основной – дождливое лето, а именно большое количество осадков, превышающее среднемесячные значения. В большей степени это повлияло на устройство тоннеля. Из-за дождей нам приходилось приостанавливать работы, откачивать воду. В некоторых случаях мы были вынуждены разбирать уже устроенное армирование, выкачивать воду и заново повторять работы по монтажу», – пояснил сотрудник "РСК".
На сроки также повлияли санкции и кадровый дефицит. Впрочем, генеральный подрядчик уже перестроил свой график, чтобы наверстать отставание и сдать объект в текущем году.

Заказчик в лице краевого министерства транспорта и «Алтайавтодора», в свою очередь, держит на контроле сложившуюся ситуацию.


«Объект, действительно, очень сложный, как с точки зрения проектного решения, так и стесненных условий его возведения – без перекрытия движения транспорта на участке. Это накладывает определенные ограничения на темпы работ. Однако сейчас главная проблема заключается в недостаточном количестве рабочих на стройплощадке. Дефицит кадров составляет порядка 100 человек. Это вызывает беспокойство у нас, как заказчика. Для своевременного завершения работ подрядчику необходимо решить этот вопрос.
В ежедневном режиме находимся на связи с ним, чтобы детально видеть графики работ, по возможности оказываем помощь в привлечении трудовых ресурсов», – рассказал начальник «Алтайавтодора» Василий Мотуз, подчеркнув важность скорейшего решения данной проблемы.
Сейчас стройка не останавливается ни днем, ни ночью. Работы ведутся в две смены. По оценке Сергея Никитина, на объекте задействованы порядка 180 специалистов-строителей. Рядом с ними бок о бок трудятся сотрудники дорожного звена Центрального ДСУ, численность которого составляет более 100 человек. Так что к концу года по новым конструктивам уникального для Алтая инженерного сооружения наверняка двинутся первые потоки автотранспорта.