шесть героических историй об алтайских воинах-железнодорожниках
В этом году исполняется 79 лет со дня годовщины победы в Великой Отечественной войне. Тысячи и тысячи жителей Алтайского края воевали за свою Родину, не жалея себя и свои жизни. Среди них были и работники железной дороги, которые внесли большую роль в достижение Великой Победы. В канун 9 Мая в рамках спецпроекта "Толк" рассказывает шесть историй о судьбах ветеранов, жизнь которых была связана с Западно-Сибирской железной дорогой.
Все для фронта, все для победы
С первых же дней войны железнодорожный транспорт играл ключевую роль в обеспечении жизни страны. Именно на поездах на фронт доставлялись боеприпасы, подкрепления, техника, продукты питания, медицинское снаряжение, а также проводилась эвакуация предприятий и людей.
Фабрики и заводы с территорий, которым угрожала фашистская оккупация, эвакуировали в тыл, в том числе и на Алтай. Всего край принял более 100 предприятий из западных районов страны, которые выпускали необходимую для фронта продукцию.
Железнодорожные предприятия региона в годы войны тоже занимались изготовлением военной продукции. Например, ящиков для патронов, прикладов к винтовкам и автоматам, саперных лопаток. А паровозное депо выпускало минометы.
О войне в Алтайском крае узнали 22 июня 1941 года около 12.00. Многие мужчины не стали дожидаться повестки из военкомата, а отправлялись на фронт добровольцами. Среди них были и работники железной дороги.
«Он не сказал ни слова…»
Георгий Николаевич Чернов – Герой Советского Союза, лейтенант 202-й Краснознаменной Корсунской ордена Суворова и Кутузова стрелковой дивизии.
В Барнауле Георгий Николаевич получил специальность «строитель железных дорог». После армии устроился работать в дистанцию пути, женился и переехал жить на станцию Повалиха. Вскоре, несмотря на молодой возраст, его назначили мастером и доверили бригаду путейцев. Но случилась война.
Георгий сам захотел пойти на фронт. Он окончил Рубцовскую школу офицеров и весной 1942 года в звании младшего лейтенанта принял командование взводом красноармейцев под Сталинградом. Там его тяжело ранили, восстановление шло много месяцев, в итоге врачи признали его негодным к службе и отправили домой.
Но примерно через год рана Георгия Николаевича затянулась, и он вернулся на фронт. Теперь он командовал подразделением автоматчиков.
В марте 1944 года рота лейтенанта Чернова вышла на границу Советского Союза. Впереди был Днестр, а за ним Румыния. Подразделению алтайского офицера приказали взять высоту, которая контролировала важную дорогу в румынское село, и удерживать ее до подхода основных сил.
Когда на высоту пошли немецкие танки, Чернов связал три гранаты и пополз навстречу фашистам. Он подорвал танк, бросился с ножом на немецкого офицера и убил его. О дальнейшей судьбе Георгия Николаевича рассказывал один из бывших бойцов роты:
“
«Нас, троих раненых рядовых, румыны согнали в сарай на окраине села. Туда же притащили и лейтенанта Чернова. Потом согнали и жителей к этому сараю, чтобы они смотрели, как надо поступать с большевиками. Его долго допрашивали, но он не сказал ни слова. Тогда ему на груди и спине вырезали звезды, но и тогда лейтенант молчал. Его искололи штыками и вырезали язык. Нас выгнали из сарая, а Чернова бросили на солому, которая лежала в углу, и подожгли. Когда сарай сгорел, нас угнали в румынский лагерь. А через три дня мы были освобождены советскими войсками».
Сегодня в честь героя Великой Отечественной войны названо несколько улиц, одна из которых находится в Алтайском крае, другая – в молдавском селе. Кроме того, имя Георгия Николаевича носит мощный электровоз ВЛ-60 №1345, изготовленный из металла, собранный пионерами и комсомольцами школ города Новоалтайска.
Меткий стрелок
Уже больше 80 лет прошло с того дня, когда ветерана-железнодорожника Григория Кузьмича Зворыгина призвали в Красную Армию.
“
«Нас, троих раненых рядовых, румыны согнали в сарай на окраине села. Туда же притащили и лейтенанта Чернова. Потом согнали и жителей к этому сараю, чтобы они смотрели, как надо поступать с большевиками. Его долго допрашивали, но он не сказал ни слова. Тогда ему на груди и спине вырезали звезды, но и тогда лейтенант молчал. Его искололи штыками и вырезали язык. Нас выгнали из сарая, а Чернова бросили на солому, которая лежала в углу, и подожгли. Когда сарай сгорел, нас угнали в румынский лагерь. А через три дня мы были освобождены советскими войсками».
Совсем молодых парней привезли в Харьков. Они получили оружие и обмундирование, сели в машины и поехали на передовую. Как вспоминает сам Григорий Кузьмич, первый бой случился осенью 1943 года рядом с деревней Котельва, но им очень мешал прицельный огонь немецкого пулеметчика:
“
«Стрелял я хорошо, поэтому ликвидировать противника поручили мне. Хоть фашист и замаскировался, но все же я его высмотрел и метров с 70 сделал меткий выстрел», – говорил он.
В том бою сибиряк получил ранение в голову, а после за отличную стрельбу и атаку позиций врага был награжден медалью «За отвагу». Но это далеко не единственная его награда.
После продолжительных боев на Корсунь-Шевченковском плацдарме в начале 1944 года Зворыгин подбил танк противника и уничтожил его экипаж. Григорий Кузьмич очнулся только в санбате, под левую лопатку ему попал осколок. Рана не заживала полгода, все это время он находился в госпитале.
День Победы Григорий Зворыгин встретил в Германии, где проходил курсы младших лейтенантов. Там же и узнал о награждении второй медалью «За отвагу».
Демобилизовавшись, Григорий Кузьмич поступил в железнодорожный техникум. После его окончания работал в локомотивном депо Тайга и даже преподавал в родном учебном заведении. В Барнаул ветеран переехал в 1961 году, здесь работал мастером, машинистом и машинистом-инструктором. Кроме боевых наград удостоен ордена Трудового Красного Знамени, а также знака «Почетный железнодорожник».
«Или они нас, или мы их»
А вот еще одна военная история ветерана-железнодорожника Геннадия Ивановича Новикова – Героя Советского Союза.
После окончания семилетней школы и школы фабрично-заводского ученичества он работал помощником машиниста на железной дороге. Параллельно с работой занимался в аэроклубе. В октябре 1942 года Геннадий Иванович оказался на фронте в качестве летчика бомбардировочной авиации.
“
«В апрельские дни 43-го экипаж моей «пешки», так мы с любовью называли бомбардировщик Пе-2, уничтожил три немецких поезда с боеприпасами, склад горючего и колонну фашистских автомашин. В такой вот «охоте» мне очень пригодились знания и навыки паровозника, полученные до войны в локомотивном депо Тайга. Я знал наиболее уязвимые места паровоза, а потому, отбомбившись по вражескому эшелону, старался еще и поразить сам локомотив».
По его воспоминаниям, так было и 5 мая 1943 года в районе станции Кочубеевка железной дороги Харьков – Полтава:
“
«Обнаружив вражеский состав, мы приготовились к нанесению бомбового удара. Штурман Николай Чуфистов мастерски навел самолет на поезд. Зашли, сбросили бомбы – прямое попадание. Вагоны с горючим пошли под откос. Для меня, железнодорожника, зрелище, конечно, безрадостное, но война на то и война – или они нас, или мы их».
К удивлению летчика, из черного дыма выскочил паровоз с одним-единственным вагоном. «Нет, брат, не уйдешь», – подумал он. На локомотив пикировали трижды, но цель все же поразили. В этом азарте мужчины не заметили, как на хвост к ним сели четыре немецких самолета. Два удалось отвести, еще два сопровождали их, выбирая момент для атаки. Благодаря мастерству Геннадия Ивановича преследование удалось остановить.
“
«А вот в августе того же года, в боях под Харьковом, такой трюк у меня не прошел – самолет подбили. Вспыхнул пламенем центральный бензобак, огонь сразу же проник в кабину, жег лицо, шею и руки. Штурман погиб, стрелок получил команду прыгать. Я рванул ручку аварийного сброса колпака, а он не двинулся с места. Тогда бросил самолет в крутое пикирование, выбил головой колпак и вывалился из кабины. В себя пришел уже на земле. Подбежавшие пехотинцы освободили меня от строп парашюта, доставили в медсанбат», – вспоминал Геннадий Новиков.
В родную часть он вернулся через пару недель и узнал, что его представили к званию Героя Советского Союза. После войны Геннадий Новиков окончил Томский электромеханический институт железнодорожного транспорта. Работал заместителем, а затем начальником локомотивного депо Топки. В конце 1950-х годов переехал в Барнаул, где трудился начальником локомотивного отдела Алтайского отделения железной дороги, заместителем начальника Алтайского отделения железной дороги.
Командир «штрафников»
Годы молодости Николая Ивановича Смирнова пришлись на военное время.
Он жил в Косихинском районе, откуда его направили в офицерскую школу. На фронт парень ушел уже в звании младшего лейтенанта:
“
«Без разведки ни одна операция не обходилась. Помню, в Польше по всему выходило, что скоро на Варшаву наступать будем. Нужна информация об обороне противника, языка для этого надо добыть. Набрали нас, добровольцев со всего полка, человек двести. Я тогда взводом разведчиков командовал. Саперы сделали нам проход в минном поле, колючку разрезали. Потом «Катюша» привет фашистам передала и мы пошли».
Это была первая разведка Николая Ивановича. Он признается, что было страшно. Позже ему предложили командовать ротой «штрафников».
“
«Народ в штрафбат попадал разный. Кто за провинность, кто из тюрьмы сам напросился. И подход к ним надо тоже иметь особый. Не знаю как, но меня мои штрафники слушались. Там у меня были и офицеры уже повоевавшие. Помню битву за Варшаву, ведь даже земля горела, вода от снарядов и пуль как суп в кастрюле кипела, а мои орлы шли вперед», – делился воспоминаниями Николай Смирнов.
День Победы он всегда помнил отчетливо и ярко – плакал и смеялся вместе с остальными, не стесняясь своих чувств.
“
«Тут письмо из дома пришло, что отец мой ранен и лежит в госпитале. Я начал искать его, оказалось, что мы рядом к Берлину шли. Нашел его в госпитале, а он меня не узнал поначалу, ведь когда он на фронт уходил, я еще пацаном безусым был. А сейчас к нему в палату зашел старший лейтенант, кавалер орденов Отечественной Войны I и II степени, ордена Александра Невского и целым набором боевых медалей», – вспоминал Николай Иванович. После войны Николай Смирнов работал помощником машиниста, а затем машинистом в локомотивном депо Барнаул.
«Знал, что надо делать»
Михаил Георгиевич Роганов после службы в Красной Армии пришел в паровозное депо Барнаула, работал слесарем и выучился на помощника машиниста.
Война для него началась в октябре 1941 года. В то тяжелое время он защищал Москву, получил ранение в ногу, но все равно вернулся в строй.
“
«Помню, как наша неполная рота защищала высоту 133,4, которую немцы хотели взять любой ценой. Окружили они нашего бойца Денисова, а он последней гранатой взорвал и себя, и с десяток фашистов. Немцы бросали туда самые отборные части, а мы все-таки выстояли, и высота так и осталась за нами. Из этого боя вышло только семнадцать солдат», – вспоминал он.
Запомнился Михаилу Георгиевичу и бой за деревню Новая, где одним ударом полностью истребили гарнизон немцев.
“
«Командир батальона дал команду «оседлать» железную дорогу и не дать маневрировать гитлеровскому бронепоезду. По рации попросил: «Роганов, продержись хотя бы один часик». Задача была нелегкой – бронепоезд и станцию охраняли два эшелона обороны. Я, как железнодорожник, знал, что надо делать, чтобы поезд не смог двигаться».
Войну Михаил Георгиевич закончил в звании капитана, командиром роты 42-й Краснознаменной отдельной бригады, кавалером двух орденов Боевого Красного Знамени, двух орденов Красной Звезды и восемью боевыми медалями.
До 1955 года боевой офицер работал машинистом паровоза. Но ранения в ноги, зимняя стужа и большие перегрузки на фронте привели к тому, что ноги отказали. Врачи были вынуждены их ампутировать. Однако уже на протезах он продолжил работать и вести активную общественную деятельность, много встречался с детьми в школах. За несломленный дух Михаила Георгиевича в родном депо называли «алтайский Мересьев».
Один на один с врагами
Николай Митрофанович Коваленко родился в Кулундинском районе. В начале войны его направили в полковую школу разведчиков горнострелковой дивизии.
Первую свою медаль «За отвагу» Николай Митрофанович получил, когда вступил в бой во время взятия языка. Пленный оказался очень важным и дал много ценной информации нашей разведке.
В войну Николаю Митрофановичу довелось с боями пройти все дороги фронтового разведчика от Сталинграда до Карпат, Иран и горы Кавказа, Керчь и Севастополь, Венгрию и Чехословакию.
Во время одной из операций наших войск он получил задание скорректировать огонь советских батарей и подавить тем самым огневые точки противника. На разведку он отправился один. До конца войны оставались считаные дни.
Николай Митрофанович прекрасно понимал и опасность быть замеченным врагом и то, что именно от него зависит час окончательной победы. Он приступил к выполнению задания, но был замечен фашистами. Советского разведчика хотели взять живьем, но он оказался сильнее. Уже после боя Николай Коваленко насчитал около своего укрытия 11 трупов врага. За это он получил третий Орден Славы.
За всю войну Николай Митрофанович был награжден двумя орденами Красной Звезды, тремя Орденами Славы и семью медалями. Его боевой путь закончился в шеренге на параде Победы в Москве. После возвращения в Барнаул Николай Митрофанович работал машинистом тепловоза в локомотивном депо Барнаул.
Над проектом работали: Текст: Екатерина Жолнерова Фото: Архив Алтайского территориального управления Западно-Сибирской железной дороги Дизайн: Александр Шелудченко Видео: ТВ ТОЛК