Вырастет ли в цене ОСАГО на Алтае и перейдут ли страховщики на дубли запчастей
Полисы ОСАГО могут подорожать из-за резкого роста цен на запчасти. Но это полбеды. Ведь в ближайшее время из-за санкций из страны могут вообще пропасть оригинальные комплектующие. Поэтому недавно ЦБ предложил разрешить страховщикам рассчитывать стоимость ремонта по ОСАГО по неоригинальным запчастям. "Толк" обсудил с экспертами, к чему приведет такая мера и какова сейчас ситуация на рынке.
Цены на ОСАГОПока еще в России серьезного повышения цен на ОСАГО нет, и ситуация относительно стабильная. В Алтайском центре страхования рассказывают, что в данный момент в плане цен на полисы "все индивидуально".
"На что-то цена повышается, на что-то понижается. Все зависит от базовой ставки, которая у каждого своя. Если водитель безубыточный, там сумма снижается или остается на том же уровне. Где-то от года машины зависит, где-то от других факторов. Понижение коэффициентов есть, если машина безубыточная", – пояснили в Алтайском центре страхования.
При этом в компании отмечают, что, например, стоимость КАСКО уже возросла. Однако, несмотря ни на что, клиенты идут в прежнем количестве и продолжают страховать свои автомобили.
Сейчас полисы ОСАГО в регионе и в стране не дорожают, потому что Центробанк пока не поднимал тарифы для страховщиков, рассказывает руководитель новосибирского отделения Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков. По его словам, это не делается по щелчку и как минимум три-четыре месяца ситуация будет оставаться той же самой.
В Российском союзе страховщиков рассказали "Толку", что в марте 2022 года средняя цена полиса ОСАГО в 23 регионах страны по сравнению с январем даже снизилась (до 21%), а в 27 регионах, где проживают 44,2% автовладельцев, она либо вообще не изменилась, либо изменилась незначительно (до 3%).
При этом по России цена ОСАГО выросла на 2,6% по сравнению с январем. В 19 регионах выплата по обязательной "автограждаке" для физлиц поднялась до 5% по сравнению со вторым месяцем зимы. Рост от 5 до 10% зафиксировали в 15 регионах, а более чем на 10% (а именно на 13,8%) стоимость ОСАГО увеличилась только в Ненецком автономном округе.
"Мы наблюдаем тенденцию резкого роста стоимости запчастей и вырабатываем меры, которые смогут помочь удерживать равновесные тарифы, также рассчитываем продолжить курс на либерализацию ОСАГО, когда безаварийные автовладельцы не доплачивают за убытки таксистов и гонщиков", – отметил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.
Однако серьезные проблемы с ценами на ОСАГО могут начаться в будущем. Недавно "Коммерсантъ" писал, что рост может составить минимум 10%. Все дело в запчастях. По информации Autonews.ru, официальные поставщики запчастей подняли отпускные цены со складов в два раза. Стоимость запчастей повысилась в среднем на 30-50%.
Вячеслав Ашурков говорит, что даже эти цифры объективно не отражают цены на запчасти. Стоимость некоторых комплектующих подскочила в два раза.
Правда, в последнее время из-за укрепления рубля цены расти перестали, говорит депутат Алтайского краевого Законодательного Собрания, директор барнаульского ДСУ №4 Николай Данилин. По словам собеседника, в конце февраля – начале марта их задрали из-за проблем с поставками, а также из-за изменений курса валют.
Сейчас цены на оригиналы даже несколько понижаются, говорит Данилин, ведь у них есть четкая привязка к курсу валюты. Однако в частных сервисах, магазинах запчастей и комплектующих удешевления комплектующих не происходит, говорит Данилин. Поэтому государство должно принимать меры поддержки водителей и страховщиков.
Еще в январе 2022 года Центробанк дал страховщикам возможность менять условия для легковых автомобилей на 10%. Замгендиректора "Ресо-Гарантии" Игорь Иванов рассказал "Коммерсанту", если коридор для полисов не расширят, то рост стоимости полисов в дальнейшем будет именно таким.
Почва для повышения цены уже есть. Так, в начале марта президент Владимир Путин подписал закон, позволяющий Центробанку менять тарифы чаще одного раза в год.
Есть замена?Чтобы сдержать рост цен на ОСАГО, Центробанк предложил временно рассчитывать стоимость ремонта пострадавших в авариях машин, учитывая цены на аналоги оригинальных запчастей. Мера должна будет решить проблему не только с тарифами, но и с доступностью комплектующих.
По предложению ЦБ, выплата по ОСАГО с учетом аналогов будет считаться только в отношении машин, произведенных недружественными странами. Для авто из государств, которые не вводили санкций против России, стоимость будет, как и раньше, рассчитываться с учетом оригинальных запчастей. А уж если их не будет в стране, то тогда расчеты произведут на основе заменителей.
"Использование цен аналогов даст возможность пострадавшему в аварии получить деньги и отремонтировать машину пусть не оригинальными, но новыми деталями", – рассказали в "Банке России".
Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс считает, что предложение Центробанка способно сдержать рост стоимости полисов ОСАГО. Оригинальные детали сейчас либо вообще недоступны в России, либо за них нужно отдать солидную сумму денег. При этом, отмечает он, существует большой рынок неоригинальных запчастей, которые по качеству не уступают своим собратьям.
Производятся такие запчасти на тех же заводах, на том же оборудовании, теми же людьми и с теми же стандартами качества, что и оригиналы, уверяет эксперт.
"Например, одно и то же лобовое стекло, которое производится на Борском стекольном заводе в Нижегородской области, до санкций с отметкой автопроизводителя стоило 25 тысяч рублей, а без отметки – 10 тысяч рублей. А после введения санкций оригинал или стало вовсе невозможно производить, или он стал дороже в несколько раз", – рассказал Игорь Юргенс.
Вячеслав Ашурков отмечает: все должны решать автовладельцы. У них должна быть возможность поставить как оригинальную запчасть, так и дубликат. Все потому, что замены часто плохого качества, и навязывать их автолюбителям неправильно.
Например, отмечает он, китайские детали часто плохие, а японские – хорошие. Однако последние в три раза дороже. Поэтому нужно давать водителю выбор, а не оплачивать ему самый дешевый вариант.
"У нас должно быть право выбора. Например, компания заключает мировое соглашение с автомобилистом – мол, мы вам выплачиваем деньги, а вы хотите, ставьте оригинальную, хотите – нет. Если в таком виде все будет, то ради бога. Автовладелец может поставить, а может вообще отказаться и ездить с разбитым поворотником", – рассказал Ашурков.
Пострадает ли качество?Как и Юнгерс, депутат Данилин считает, что неоригинальные запчасти способны обеспечить качественный ремонт автомобиля. По словам депутата АКЗС, выбора в ближайшее время может просто не быть, ведь зарубежные бренды не будут позволять производить или завозить свои запчасти на рынок. И иностранные автомобили будут ездить либо на неоригинальных запчастях, либо будут просто стоять.
Впрочем, привыкать к этому многим автолюбителям не придется, отмечает депутат. Уже сейчас при негарантийном ремонте используется большое количество дублирующих запчастей, рассказывает Данилин. Среди них и цены ниже, и выбор шире. Если оригинальная запчасть только одна, то на замену ей может быть пять запчастей-дублей. Но за качеством последних придется пристально следить, говорит собеседник.
"Среди дублей есть вполне достойные запчасти, не хуже оригинала. Здесь смотря какая запчасть, смотря какой производитель. Если кто-то кого-то захочет обмануть, он сможет вместо оригинальной запчасти поставить что попало, но это всегда так было и так будет. Понятно, что лучше всего ставить оригиналы", – рассказал Данилин.
Замена, говорит депутат, на данный момент есть для большинства автомобилей. На популярные марки аналоги точно найдутся. А вот если машина непопулярная, то альтернатива вряд ли будет, и придется ставить только оригинал, которого вполне может не быть на рынке.
Однако по мнению Вячеслава Ашуркова, оригинальные запчасти в стране все-таки останутся. Недавно Минпромторг разрешил ввозить в Россию зарубежные товары без лицензии правообладателя. Поэтому, отмечает Ашурков, запчасти в страну все-таки приходить будут, пусть и "серые".
Затем поднимется рынок б/у запчастей, считает эксперт. То есть в Россию будут ввозить автомобили-доноры – что называется, "на разбор". А еще, говорит Ашурков, поднимет голову криминал. Иностранные автомобили будут угонять, чтобы снимать с них запчасти.
Таким образом, на черном рынке комплектующие останутся. Но тогда, отмечает руководитель новосибирского отделения ФАР, управлять автомобилем станет небезопасно, и риски для водителей значительно увеличатся.