Авто с пробегом. Почем бывалые "лошадки" в Барнауле и стоит ли их брать сейчас
Правила игры на автомобильном рынке сегодня диктует экономическая и политическая ситуация в России и мире. Из-за ухода ряда автоконцернов в стране до сих пор сохраняется дефицит новых машин. Как следствие, цены на свежие авто кусаются, как и стоимость качественных подержанных машин. Тем не менее рынок не стоит на месте, тенденции меняются. В какую сторону – разбираемся вместе с экспертами "Толка" из мира автомобилей.
На сколько подорожали машиныДля начала отметим: по данным аналитиков "Авито Авто", машины с пробегом, начиная с марта, до сих пор остаются ключевым сегментом. Причины все те же – дефицит и высокая цена новых автомобилей. Неудивительно, что львиная доля потребителей покупает сейчас преимущественно машины б/у.
Тренд отразился на предложении. По сравнению с январем 2022 года в мае на российском рынке число продаваемых машин с пробегом выросло на 19,8%. Еще больше предложение увеличилось в Барнауле. Так, с 1 по 24 мая оно подскочило на 23,5% по сравнению с январем этого года и на 24,6% – по сравнению с аналогичным периодом в мае прошлого года.
"При этом выросла и цена: средняя стоимость автомобиля с пробегом в Барнауле в мае составляет 585 тысяч рублей, что на 4,5% выше, чем в начале этого года. По сравнению с маем 2021-го средняя стоимость автомобиля выросла на 46,3%", – отмечают эксперты "Авито Авто".
По итогам первого квартала 2022 года в Алтайском крае самыми продаваемыми б/у машинами стали "ВАЗ" (LADA), Toyota, Nissan, Honda и Hyundai.
Стоит ли тратитьсяЕсли предложение растет, стоит ли покупать машину сейчас или придержать "коней" до лучших времен? Представители автоцентра "Реал" уверены: тем, кто решил обзавестись машиной, нужно это делать именно сейчас. Неизвестно, куда качнет рынок и будет ли на нем что-то стоящее за приемлемые деньги.
Официальный дилер таких марок, как Kia и Subaru, уже испытывает дефицит новых авто. Пока в наличии только остатки, свежих поступлений в ближайшее время не предвидится. Производители поставляют единичные модели. Выбор еще есть, но в любой момент все может измениться.
К тому же рынок диктует свои условия: цены на новые автомобили за два последних месяца выросли минимум на 30% (в зависимости от марки машины). В "Реале" отмечают: в мае ситуация стабилизировалась и дальнейших скачков в ближайшее время никто не ждет.
Что касается спроса, то его немного подогрело снижение ключевой ставки Центробанка, вслед за которой поползли вниз ставки на автокредиты. Они дошли до значений от 15% до 23%, но этого пока недостаточно. Скорости падения не хватает на возвращение к прежним значениям.
Кстати, в "Реале" отметили, что вопреки мнению обывателей, цены на автомобили сейчас не привязаны к курсу доллара. И его медленное падение никак на них не влияет, ведь есть более значимые факторы, например, дефицит предложения. Дешевеют ли "бывалые"В других автосалонах Барнаула отметили: весенний рост цен на новые автомобили потянули за собой стоимость подержанных машин. Был зафиксирован рост в диапазоне от 20% до 30%.
Однако в мае средняя стоимость авто постепенно начала снижаться. Тенденцию отметили в автосалоне "Первый номер". В "Олимп моторс" ее подтвердили, добавив, что цены уже "подтаяли" минимум на 10%.
В мультибрендовом салоне "Первый номер" сегодня можно найти подержанный автомобиль от 400 тыс. рублей до 3,5 млн рублей. И если раньше потребители рассматривали всю линейку ценовых предложений, то сегодня выставили для себя максимальную планку на 900 тыс. рублей.
Что касается моделей, то каких-то особых предпочтений здесь пока не наблюдается. К тому же люди стали меньше смотреть на бренды, выбирая то, что им по карману.
Еще одну майскую тенденцию заметили менеджеры "Дисконт АВТО": клиенты готовы покупать автомобиль любой марки. Главное, чтобы он был иностранного производства, с левым рулем и красивым экстерьером. За такую машину барнаульцы готовы заплатить в автосалоне от 400 до 500 тыс. рублей. Главное, чтобы она была качественная.
Вдобавок люди стали чаще покупать авто за "живые" деньги. Так, за последнее время в "Дисконт АВТО" покупку в кредит оформили лишь 30% клиентов, в "Барнаул-Моторс" – 25%, а в "Олимп моторс" – около 50%.
Несмотря на падение ставки, автокредиты еще не вернулись к прежнему уровню ставки, поэтому потенциальные покупатели приняли выжидательную позицию и не спешат связываться с банками.
Почему затих рынокВ "Олимп моторс" отметили, что на авторынке наступило временное затишье. Клиентов не так много, как было до экономических потрясений. В автосалоне рассказали, что в мае количество проданных машин снизилось до рекордных 5-6 авто в неделю. Причины все те же: высокие цены и ставки по кредитам.
Ценовую категорию машин нельзя назвать средней. Здесь продают авто от 1 млн рублей. Зато гарантировано качество. В этом автосалоне цены подросли на 20%, но в сначала мая начали постепенно снижаться.
Клиенты автосалона начали экономить и покупают подержанные автомобили подешевле. Преимущественно выбирают машины корейских и японских производителей. В ходу вновь праворукие автомобили любой категории, начиная от седанов, заканчивая микроавтобусами.
Возник ли ажиотаж на "китайцев" и "россиян"В автосалоне "Барнаул-Моторс" зафиксирован самый низкий рост цен на машины б/у – всего 15%. Не исключено, что здесь стоимость автомобилей скоро вернется на круги своя. Менеджеры уже отмечают, что в мае снижение составило более 10% в зависимости от модели.
Кстати, в данном автосалоне большой выбор "китайцев". Вопреки ожиданиям, после ухода с российского рынка европейских автоконцернов ажиотажа на машины из Китая в Барнауле зафиксировано не было. Например, в "Барнаул-Моторс" спрос на такие авто с конца февраля не изменился.
Не оправдались надежды и на скачок спроса на отечественный автопром. В Автоцентре "ЮГ" (официальном дилере Lada. – Прим. ред.) после мартовского всплеска в мае наступило временное затишье.
Эксперты предполагают, что это связано в первую очередь с нестабильной экономической ситуацией.
"До лучших времен отложили покупку автомобиля даже те, кто ее запланировал. Чаще всего это представители так называемого среднего класса, на которых уже "висят" ипотеки и кредиты. В сложившейся обстановке они просто не спешат тратить лишние деньги или брать автокредит", – отметил директор Автоцентра "ЮГ" Максим Янченко.
Несмотря на временные сложности и небольшое затишье, машины все еще продают и покупают. Многие барнаульцы даже на фоне пробок из-за закрытого на реконструкцию моста у Нового рынка не готовы передвигаться на своих двоих или пересаживаться на общественный транспорт. И даже дефицит и удорожание комплектующих вряд ли испугает автолюбителей настолько, чтобы рынок вовсе рухнул.