"Раненый" Dodge. Почем и почему бизнесмен из Барнаула продает военную редкость
Один из ветеранов, когда увидел эту машину в Барнауле на 9 Мая, буквально разрыдался. На точно таком же трудяге, доставшемся СССР по ленд-лизу, он воевал в Великую Отечественную войну. Сейчас американский Dodge WC-51 1944 года выпуска стоит в одном из ангаров бизнесмена Геннадия Шавшина и ждет нового владельца. Мы отправились в гости к коллекционеру ретротехники, чтобы своими глазами увидеть военную редкость.
Любовь с первого взглядаНесмотря на вынужденный простой, полноприводный внедорожник на ходу и в любой момент может отправиться в путь. Он полностью восстановлен и находится в идеальном состоянии.
По-другому Геннадий Шавшин не может – буквально теряет голову от уникальных экземпляров и вкладывает в каждый море сил, денег и душу. Так и произошло в Новосибирске на одном из фестивалей ретротехники, куда бизнесмен повез свои восстановленные ретроавтомобили.
"Dodge выкатился на трек. Он участвовал в представлении – вез артистов. Когда я его увидел, у меня буквально упала планка. Я спросил у хозяина: "Продашь?" Он ответил: "Продам". Я уехал в Барнаул, продал свою машину, чтобы забрать Dodge", – рассказал коллекционер.
Сколько он отдал за раритет, Шавшин не помнит. Знает лишь, что с тех пор ничуть не пожалел о своей покупке. Единственное, что сейчас не дает покоя – это простой машины.
Выгуливать каждую машину – времени не хватает, да и поводов становится все меньше. На выставки ретротехники предприниматель стал ездить все реже – затратно, да и элементарной благодарности от организаторов становится все меньше.
Внедорожник с ранениемПолноприводный внедорожник на ходу. Нынешний владелец его полностью восстановил. У автоветерана была пополам сломана рама, а в кузове за задним колесом зияла дырка от пули (предположительно, от пулемета ДШК). На работу ушел по меньшей мере год. Кстати, ранение тоже "вылечили". Сейчас владелец жалеет, что не оставил уникальную черту военной машины.
"Реставрация автомобиля – это сложный и очень тяжелый труд. Одну из машин я восстанавливал 13 лет. Представляете?" – рассказал бизнесмен, вспоминая о работе над Toyota Chaser 1977 года выпуска.
У внедорожника лонжеронная рама, двухместная открытая кабина. Кузов цельнометаллический, по бокам – ящики для боеприпасов. Двигатель Т-215.
Машина может развивать скорость до 60 км/ч. Руль от Studebaker без усилителей. В машине четырехступенчатая механическая коробка передач, а напротив пассажирского сиденья выдвигается специальный столик для карты.
Сибирские странствия "американца""Советская" история американца началась в Алтайском крае. Машина даже участвовала в параде Победы в Барнауле. В советский город автомобиль попал из США по программе помощи союзников ленд-лиза. Спустя годы его купили омичи и отогнали к себе "домой".
Шаршин рассказал: в СССР американский внедорожник называли "три четверти". Все дело в грузоподъемности заграничного автомобиля, которая составляет 750 кг, или три четверти тонны.
"Его частенько перегружали, когда использовали в качестве тягача. Возможно, поэтому пострадала рама. Мы нашли дедушку – участника Великой Отечественной войны. В 1944 году он получил такой Dodge и возил на нем 76-мм дивизионную пушку ЗИС-3. Когда он увидел машину, заплакал…" – пояснил он.
На борту военного внедорожника до сих пор сохранилось обозначение: 105/98.
В новое время внедорожник полностью сменил профиль и характер. Тяжелая машина выезжала на ретрофестивали и выставки. А еще она снялась в кино. По словам собеседника, барнаульский Dodge стал героем военного триллера "Бансу". Съемки проходили на Артыбаше и в Кош-Агаче.
История на продажуГеннадий Шавшин с удовольствием рассказывал нам про одну из жемчужин своей коллекции. Настроение коллекционера упало, когда мы спросили о причине продажи рамного "любимца".
"Я собираюсь продать вообще всю технику. Если честно, просто устал. В первую очередь от того, что сейчас всем на все наплевать. Устал от отношения к таким, как я. Мне часто говорят, что я обязан (именно обязан!) привезти свою машину на ту или иную выставку. А ведь я никому ничего не должен. Последний раз я участвовал в ретроавтопробеге года три назад. И вы знаете, участникам даже спасибо не сказали", – поделился он.
А еще сильно давит бремя налогов на машины. Владелец не раскрыл точной суммы, лишь уточнил, что она просто космическая.
На сегодняшний день в коллекции Шавшина 52 единицы техники. Это мотоциклы и автомобили. Практически все зарегистрированы, имеют регистрационные номера и могут вполне легально ездить по автодорогам.
Но бизнесмен реставрировал их не совсем для этого. У него была мечта: поставить ангар и организовать полноценную выставку машин с информационными баннерами и планшетами с расширенными историческими справками.
"Жемчужины" с моторамиНа строительство помещения нужны миллионы, которых нет. На спонсоров тоже нет никакой надежды – по убеждению собеседника никому это не нужно. Мечта разбилась об острый финансовый вопрос.
Тем временем в рабочих ангарах Шавшина пылятся уникальные экземпляры мото– и автотехники разных эпох. Все – в идеальном техническом состоянии.
Здесь стоят пожарный мотоцикл "Спрут", выпущенный киевским заводом на базе "Днепра", советский тяжелый мотоцикл М-72, полицейский мотоцикл Honda PC800 из фильма "Харли Девидсон и ковбой Мальборо" (Pacific Coast), ГАЗ-24 и 21 "Волга", полная копия Mercedes Simplex 1902 года (часть деталей Шавшин делал вручную), "Москвичи" 407 и 412, ГАЗ-21, советский внедорожник ГАЗ-69 и многое другое.
Геннадий Шавшин бизнесмен. Сейчас он владеет компанией "ДСС Автоспас". До развала СССР Шавшин работал в ГАИ, потом занимался кузовным ремонтом. А в нулевых основал и раскрутил компанию по эвакуации автомобилей, стал едва ли не первым в Барнауле. Бизнес много лет шел в гору, однако с некоторых пор начал давать сбои. Одна из причин – большая конкуренция.