Прыжки цен и уход в онлайн. Как ведет себя рынок автозапчастей в Алтайском крае
Ситуация на рынке автомобильных запчастей в Алтайском крае остается стабильной. Резких скачков цен за последние месяцы не происходило, а некоторые позиции даже стали дешевле. Несмотря на все санкции и усложненную логистику, дефицита комплектующих также не наблюдается. Подробнее об этом "Толк" побеседовал с экспертами местного авторынка.
Отдельные запчасти даже дешевеютПосле начала специальной военной операции автомобильные запчасти по всей стране резко подорожали, но уже к осени прошлого года цены снова снизились, а после этого пошел плавный рост.
Именно так оценил динамику цен замдиректора одного из самых старейших автосервисов Барнаула Дмитрий Прохоренко.
По поводу возможного дефицита собеседник отметил, что серьезных проблем нет:
"По некоторым позициям возникают трудности. Стало сложнее с оригинальными запчастями на европейские бренды, но мы с такими машинами практически не работаем".
Прохоренко добавил, что ничего не изменилось в работе с поставщиками. Да, появились промежуточные пункты. Иногда груз едет чуть дольше, но это не критично:
"По запчастям мы стараемся не переходить на новые бренды. Пока работаем с тем, что есть. Не в наших правилах экспериментировать на клиентах".
Собеседник уверен, что цены на комплектующие зависят не столько от курса доллара или евро, сколько от перекупщиков. При очередном скачке валюты они просто используют этот аргумент как предлог, хотя зачастую прямой связи может вовсе не быть.
Также Прохоренко отметил, что некоторые запчасти в последнее время стали заметно дешевле:
"Вчера ко мне приехали тормозные диски и колодки на Isuzu VehiCROSS. Я купил их почти в два раза дешевле, чем они стоили три года назад".
Замдиректора автоцентра не исключает, что, возможно, такая низкая цена связана с тем, что это были остатки на складе.
Какой курс доллара, такие и ценыПо мнению владельца сети ZavGar Андрея Загарина, цены на автомобильные запчасти напрямую коррелируются с курсом доллара:
"Курс доллара полностью отражается на ценах на автомобильные запчасти. Все идет четко по курсу. В какой-то момент немецкие запчасти подорожали не по курсу. Чересчур подпрыгнули в цене, а так все в рамках".
По словам эксперта, практически всю линейку европейских запчастей успешно делает Китай. Есть огромное количество поставщиков, которые завозят товар на российский рынок, в том числе и в Алтайский край.
На этом фоне уровень доверия к китайским запчастям тоже повысился. По мнению Загарина, это связано с тем, что на дорогах появилось много новых китайских автомобилей. Люди исходят из той логики, что раз китайцы стали делать нормальные машины, почему у них должны быть хуже запчасти.
"Всего навалом, конкуренция плотная, никаких проблем нет. Логистика стала дороже. Какой-то бренд стал сам по себе дешевле, но за счет логистики цена осталась прежней или стала выше", – добавил эксперт.
Также собеседник рассказал и про расходные материалы, которые, по его мнению, тоже привязаны к курсу доллара. На фоне небольшого укрепления рубля в последнее время цены на них снизились на 10%.
Сколько стоит "откапиталить" движокВладелец небольшого барнаульского автосервиса Роман Морозов также сообщил "Толку" о том, что в последнее время он не сталкивался с дефицитом на автомобильные запчасти.
При этом собеседник отметил, что есть определенные трудности с деталями на такие американские бренды, как Ford, Dodge и другие заокеанские марки.
Что касается цен на запчасти, Морозов также считает, что они привязаны к курсу доллара, но если с его снижением европейские запчасти хоть и немного в цене откатились, японские – остались на прежнем уровне.
В основном автосервис Морозова занимается капитальным ремонтом двигателей. По словам его владельца, за последнее время эта услугу пусть и немного, но стала дешевле, опять же в плане затрат на запчасти:
"Если недавно капитальный ремонт двигателя Toyota в среднем стоил 50 тысяч рублей и более, сейчас клиенты укладываются в 45–48 тысяч рублей. Ремонт двигателя Nissan может доходить до 60 тысяч рублей. Недавно ремонтировали движок на Nissan Murano, здесь под 100 тысяч рублей вышла цена, но у него и шесть цилиндров".
Также собеседник отметил, что в течение этого года подорожала сама работа. Еще несколько месяцев стандартная диагностика стоила 500 рублей, сейчас многие автосервисы просят за эту услугу 1000 рублей.
Автозапчасти уходят в онлайнПо данным руководителя бизнеса "Авито Запчасти" Алексея Головина, по состоянию на конец сентября на сайте "Авито" было представлено свыше 50,8 млн актуальных объявлений о продаже запчастей для автомобилей, что на 115% больше, чем после первых трех кварталов 2022 года.
Более подробную статистику, представленную экспертом, публикует цифровое издание журнала "Движок".
Головин отметил, что в текущем году спрос на новые запчасти опережает спрос на б/у детали примерно на 35%. По темпам прироста спроса новые запчасти превосходят подержанные в два раза.
Также эксперт заявил, что из года в год в России отмечается существенный рост спроса на онлайн-покупки запчастей.
В 2021 году он составил 30%. В 2022 году – 45%. В 2023 году – 25%.По данным Головина, по итогам первых трех кварталов 2023 года рост спроса на отдельные категории деталей в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил:
Запчасти для ТО – 46%. Аксессуары – 42%. Масла и автохимия – 37%. Аккумуляторы – 33%. Автосвет – 28%. Кузовные детали – 27%. Детали подвески – 26%. Стекла – 23%. Багажники и фаркопы – 22%. Детали системы рулевого управления – 19%.Эксперт добавил, что также в сети набирает популярность покупка запчастей для грузовиков и спецтехники. По итогам первых семи месяцев текущего года рост спроса на эти детали также оценивается на уровне 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Дмитрий Прохоренко также отмечал, как заметно стали развиваться продажи запчастей на "Авито", в том числе на дорогие брендовые автомобили.