Толк новости
Автограф |

Больше, чем работа. Денис Голобородько о законах, фракциях и омоложении власти

Вице-спикер Алтайского краевого заксобрания оценил итоги осенних выборов, работу действующего созыва регионального парламента и рассказал о взаимодействии фракций в АКЗС
Читать в полной версии ➔

Денису Голобородько 29 лет. Он уже дважды депутат Алтайского краевого Законодательного собрания, вице-спикер и председатель комитета по правовой политике и местному самоуправлению. Был руководителем регионального исполкома партии "Единая Россия", а теперь первый заместитель секретаря алтайской ЕР и заместитель руководителя фракции в Законодательном собрании. Он молод, активен, большую часть профессиональной карьеры занимается законотворчеством и региональной политикой. Как вице-спикер справляется с таким объемом задач? Чем он объясняет успешный для партии выборный 2022 год? С какими итогами завершился первый год работы нового созыва АКЗС? Об этом и не только он рассказал в интервью журналу "Автограф".

Плодотворный год

– Денис Александрович, АКЗС нового созыва работает уже год. Время на раскачку прошло, что удалось сделать? Какие важные законы принял краевой парламент?

– Это был плодотворный год, хоть для многих депутатов стал первым опытом работы в Законодательном собрании. И сделали многое. Один из основных законов – о поддержке медработников. "Единая Россия" еще ранее поднимала вопрос о повышении статуса медиков, ведь пандемия COVID-19 показала его важность. В процессе проработки региональным правительством и минздравом мы наполнили его серьезными дополнительными гарантиями, чтобы привлечь и удержать кадры. Это ежемесячные выплаты для начинающих фельдшеров, участковых терапевтов и узких специалистов, оплата обучения, поддержка системы наставничества и другое. На это в бюджете заложили 1,5 млрд рублей на ближайшие три года. Приняли также закон о бесплатной юридической помощи медикам.

В новом созыве увеличили финансирование программы поддержки местных инициатив, провели большую работу по обновлению Устава Алтайского края и регионального законодательства вслед за обновлением федерального в части организации публичной власти. Важное решение нашего комитета – административная ответственность за продажу несовершеннолетним вейпов и табачных изделий.

Еще одно ключевое направление – работа с местным самоуправлением. Мы продолжаем преобразования муниципалитетов в муниципальные округа. В 2022 году они были созданы в Чарышском, Суетском районах, МО стал также Славгород, который по закону уже не соответствовал критериям городского округа.

– И, кстати, об этом депутаты нового созыва много спорили – а стоит ли ликвидировать сельские советы?

– Главный вопрос даже шире – а стоит ли вообще сохранять в таком виде местное самоуправление на уровне небольших сельских поселений при несопоставимом объеме полномочий и финансовом обеспечении? Спорили и обсуждали не только в АКЗС: мы принимали уже окончательное решение, но инициировали процесс перехода сами районы на основе обсуждения с жителями, и там вопрос прорабатывали долго и тщательно.

Я считаю, что переход на МО рационально рассматривать в небольших районах. Это значительно упрощает администрирование и управление бюджетом. Но обязательно с сохранением представителя власти на территории каждого сельсовета. Если же район большой, то тут надо хорошо подумать. Поэтому мы не призываем органы МСУ на местах в обязательном порядке перейти на округа. У каждого муниципалитета своя специфика, и в каждом случае должен быть свой подход к решению этого вопроса.

С учетом создания округов мы дали муниципалитетам право самим решать, как они буду определять главу: через всенародные выборы или путем назначения. Пока желающих вернуть выборы немного. И, как мне кажется, большинство появляющихся призывов являются не частью массовых запросов от населения, а используются как политический пиар определенных групп на территориях. Если глава работает, район или город развивается, то людям не принципиально, каким образом он занял данную должность. Но если возникают претензии – тогда, как правило, и начинают поднимать тему порядка ее замещения.

– АКЗС уже принимало какие-то решения, которые помогут региону и жителям в условиях специальной военной операции и мобилизации?

– Мы действительно приступили к работе по поддержке мобилизованных военнослужащих и их семей. И делаем это вместе с Алтайским фондом поддержки регионального сотрудничества и развития. Работаем мы с ними давно, начали еще в период пандемии – поддерживали медицинских работников. Еще недавно мы через него оказывали помощь жителям ЛНР и ДНР. После этого с союзами промышленников, строителей, аграриев и другими предпринимателями поддерживали военных-контрактников из Алтайского края, участвующих в СВО.

То есть работа ведется постоянно, она отлажена и системно выстроена. В ней сейчас участвуют все без исключения фракции АКЗС. Мы покупаем различные группы товаров: от специальных рюкзаков, тактических перчаток и разгрузочных жилетов до дизельных генераторов, квадрокоптеров, дальномеров и радиостанций.

Что же касается нормотворчества, то мы уже расширили закон о нулевой ставке на транспортный налог (до 100 л.с.) для ветеранов боевых действий (таких у нас более 22 тыс.) и семей погибших ветеранов боевых действий (а их 1,5 тыс.). Да, есть предложения сделать льготу для авто до 150 л.с. Но надо все четко взвесить. Пока мы включили конкретную категорию, а дальше уже будем думать о подходах к критериям предоставления данной льготы в целом.

Если говорить о мобилизованных гражданах, то мы с коллегами по депутатскому корпусу и правительству края в постоянном режиме ведем работу не только по изучению опыта других регионов, но и выработке собственных решений в рамках наших полномочий и возможностей регионального бюджета.

Губернатор края уже принял решение по единовременной выплате в размере 100 тыс. рублей, а также дал распоряжение по доработке ряда материальных и нематериальных мер. Среди последних можно выделить, например, внеочередное зачисление в детские сады по достижении возраста полутора лет или оказание бесплатной юридической помощи мобилизованным и их семьям. Прорабатываются и материальные меры поддержки семей, такие как освобождение от платы за детский сад или предоставление бесплатного горячего питания школьникам и студентам, обучающимся очно по программам среднего профессионального образования.

Парламентская адаптация

– Можно ли сказать, что все фракции восьмого созыва сработались? Всегда ли удается выстроить коммуникацию?

– В плане соблюдения норм парламентской деятельности процесс адаптации еще не закончился. Например, на сессию внесен законопроект о транспортном обслуживании населения, мы с профильным министром рассматриваем одну проблему, а коллеги задают вопрос по конкретной дороге в конкретном населенном пункте. Никто не против, что мы как избранники народа должны и даже обязаны поднимать проблемные темы. Но для решения этих вопросов есть много других форматов: правительственные часы, где можно обсудить любые вопросы, право отправлять депутатские запросы, попадать на внеочередной прием. Не все пользуются этими форматами. А зря, ведь сначала депутат должен сам проработать вопрос, с которым к нему пришли избиратели, посмотреть, что он сам может сделать в рамках своих полномочий, а затем уже выносить проблему, например, на обсуждение на профильном комитете, а только потом на сессии.

– В новом созыве АКЗС впервые сразу два вице-спикера, правильное ли это было решение и всем ли хватает работы?

– Работы всегда хватает всем, кто желает ей заниматься. Раньше один заместитель отвечал и за законотворчество, и за хозяйственную составляющую. Сейчас эти функции комфортно распределены. И мне кажется, такой расклад оказался рабочим и всех устраивает. Тем более что второй вице-спикер – Юрий Кропотин – представитель КПРФ. А это вторая политическая сила в АКЗС по численности.

Впрочем, речь не только про вице-спикеров. Справедливоросс Александр Молотов – глава комитета по образованию и науке, либерал-демократ Владимир Семенов – по промышленности, предпринимательству и туризму. Они исполняют обязанности профессионально и активно ведут работу по своим направлениям.

– Партийная "разношерстность" не мешает?

– В целом нет. Разногласия, продиктованные разными идеологиями партий, конечно, есть. Но мы решаем их путем переговоров. Есть вопросы, на которых оппозиция и могла бы спекулировать, да не делает этого. Однако бывают и иные ситуации, все зависит от конструктивности конкретных лиц. Такой состав АКЗС держит в тонусе партию власти, но при этом дает больше альтернативных позиций, мы прорабатываем решения разносторонне, чтобы учесть различные мнения.

– От какой партии ни были бы спикер и вице-спикеры, они как главные среди равных должны одинаково работать со всеми политическими силами. Вы этого правила придерживаетесь?

– Однозначно. Это как раз моя задача как вице-спикера, отвечающего за законотворчество, выстраивать конструктивные отношения со всеми фракциями. Да и всегда важно понимать, что мы все равно "единый организм". Как на первой сессии отметил спикер АКЗС Александр Романенко – партия жителей Алтайского края.

"Занимаюсь любимым делом"

– Каково быть вице-спикером АКЗС в 29 лет? Хватает ли опыта?

– Оценку давать не мне. Но дело не в возрасте, а в подходе к работе, желании и заинтересованности. Я стараюсь завершать все задачи, за которые взялся. Ответственность – один из главных моих принципов. Конечно, очень помогает юридический опыт. Плюс, как часто отмечают, в нынешних политических условиях эта должность предполагает некую дипломатичность, умение искать компромиссы.

– Но вы себя чувствуете на своем месте?

– Чувствую, что занимаюсь любимым делом, общественно-политической деятельностью, как и планировал еще в вузе и даже школе. Мне это нравится. Есть причастность к решению важных вопросов. Законодательное регулирование на региональном уровне помогает разбираться с проблемами большого числа жителей.

Конечно, важны вопросы и отдельных избирателей, и целых территорий. Например, я ни разу не менял свой номер телефона со школьных лет, и он сохранился у многих моих земляков. Поэтому у людей есть возможность связаться со мной напрямую. При этом стараюсь быть активным в плане коммуникации и в социальных сетях.

Что же касается важных решений для районов, то, например, в Суетском при моем участии ремонтируют детские сады в основных селах. В Немецком национальном сейчас работаем над строительством школы в селе Орлово. В Благовещенском удалось добиться выделения дополнительных средств из краевого бюджета, чтобы завершить ремонт бассейна. В Хабарском – преобразилась центральная площадь. Это отдельные примеры, работы еще много.

– При этом вы все еще остаетесь первым заместителем секретаря регионального отделения партии. Насколько активно занимаетесь делами партии сейчас и почему не оставляете и этот пост?

– Да, работы по линии партии тоже много, но не в ущерб задачам в АКЗС. И да, не планирую оставлять партию. Это взаимосвязанная работа, и я готов ее выполнять, несмотря на загруженность.

Итоги выборов-2022

– Как можете оценить итоги муниципальных выборов-2022? За счет чего ЕР удалось одержать победу, учитывая не самые лучше итоги выборов прошлого года?

– Кампания была более прогнозируемая и более управляемая, чем в 2021 году. Дополнительно на фоне специальной военной операции выросла консолидация общества, а за ними – рейтинг власти и партии власти. Это имело важное значение.

Но и мы провели очень серьезную работу: организационную и агитационную. К выборам в ключевых территориях – Барнауле, Бийске, Рубцовске, Новоалтайске и некоторых районах, например в Хабарах, – подходили еще более глубоко, чем обычно.

И в целом набрали даже больше, чем планировали в своих самых оптимистичных прогнозах. В том же Рубцовске, который всегда был очень сложным для нас, в прошлом созыве имели 13 депутатов, теперь – 25.

Для этого потребовалась небольшая встряска, пересмотр позиций. После выборов 2021 года мы поняли, что не везде полностью контролируем ситуацию.

Кампания любого уровня – это итог выбора жителей территории, показатель того, результаты чьей работы они видят и кому могут доверять. Возможно, многие уже сделали выводы и по итогам кампании 2021 года.

– Как вы оцениваете составы новых представительных органов? Насколько они омолодились и стали более профессиональными? Особенно в краевой столице.

– Омоложение есть, и это хороший тренд. Я сам стал депутатом в 23 года. У меня и тогда, и сейчас были силы, время и желание работать на благо региона, быть представителем молодежи. И новые молодые депутаты, уверен, идут во власть не ради статуса. Среди них есть и только начинающие профессиональный путь ребята, и опытные врачи, учителя, бизнесмены.

Что же касается профессионализма, то пока работа только начинается, я могу судить только о наших фракциях – это представили ключевых отраслей жизни, которые хотят жить в процветающем регионе и намерены многое для этого сделать.

Читать в полной версии ➔