Принципиальный бизнес: как автоматизация компании приводит к взрывному росту
В бизнес-среде Алтайского края растет запрос на передовые технологические и цифровые решения. Предпринимателям интересно понимать, какие системы используются на практике других предприятий, обсудить "дивиденды" тех или иных технологических решений, обменяться опытом относительно того, какие трудности могут возникнуть при их внедрении и использовании. Об этом члены Алтайского бизнес-сообщества поговорили с собственниками компании MAKK Виктором Каулиным и Ириной Терещенко.
Автоматизации дорогаКомпания была заложена в 1996 году и пережила несколько стадий развития, в том числе в области автоматизации процессов. Одна из них – запуск программы WMS (Warehouse Management System) в 2013 году для автоматизации работы склада от поступления товара до его отгрузки заказчику.
Она "показывает" сотруднику кратчайший путь между стеллажами к нужному товару и исключает ошибки набора. Программа работает по FIFO, что позволяет придерживаться принципа: "товар первым пришел на склад — первым и уйдет". Это важно, например, для автохимии с ограниченным сроком хранения.
"Мы постоянно дорабатываем базовые пакеты и программы по автоматизации бизнеса. В штате – пять IT-специалистов. Одним из интересных решений на туннельной автомойке является система, которая выстраивает общение с посетителем как с давним знакомым: камера считывает номер автомобиля, и оператор может обратиться к водителю по имени и отчеству, предложить подходящие программы мойки и любимый кофе", — рассказал Виктор Каулин.
Другие эффектыВнедрение на предприятии автоматизированных систем управления столкнулись с сопротивлением персонала. Так, в 2006 году, когда компания перешла на штрихкодирование товаров в рознице, с магазинов уволилась часть работников. А в 2013-м, при переходе на программу WMS, со склада ушло 90% сотрудников.
"Иногда сотруднику выгоден хаос: только он знает, где лежат изолента и нужные гаечные ключи. Так проще показывать свою незаменимость работодателю, но бизнес при этом не растет. Мы ушли от этого, внедрив продуманные системы. Например, программу "Автодата", в которой ремонт автомобиля описан поэтапно и проверен. Но все равно найдется тот, кто знает "лучше" или работает по принципу "и так сойдёт". С таким сотрудником мы сначала беседуем, ну, а если не поможет, – расстаемся", — продолжает Ирина Терещенко.
Сегодня в штате компании около 800 человек. Представительства рассредоточены по всей Сибири, а в 2023 году готовятся к запуску новые проекты. Также отработаны системы мотивации, наставничества и коучинга. Комфортные условия для сотрудников – отдельная забота работодателя. Здесь речь идет даже не о персональных шкафчиках для одежды и душевых, а о комплексе мер.
Ирина Терещенко:
"WMS-система стоила 100 тысяч долларов. По тем временам сумма большая, — и коллеги по рынку крутили пальцем у виска. Но благодаря этому решению, мы ушли от того, что все кричат: "Вася, а ты куда положил это?". Поэтому сейчас мы растем".
Виктор Каулин:
"Мы постоянно находимся в оперативном управлении предприятием, и многие идеи развития черпаем из собственных наблюдений. Но и сотрудников поощряем за интересные идеи".
Михаил Комм, генеральный директор производственной компании "Фабрика обуви":
"На своем предприятии несколько лет назад мы внедрили систему штрихкодирования. У нас порядка 7 этапов производства, и нам было важно знать и в режиме реального времени видеть, где и на какой стадии производства находится та или иная продукция. Например, на этапе раскроя материалов или крепления фурнитуры, или уже на складе готовой продукции. Это позволяет оперативно принимать бизнес-решения, избегать перепроизводства, поддерживать ритмичность и производительность".
Более того, в паспорте изделия и штрихкоде хранится информация о сотрудниках, которые задействованы в производстве конкретного изделия. Это позволяет контролировать качество выпускаемой продукции. В свое время такого готового решения по автоматизации мы не нашли, поэтому оно разрабатывалось специально для нас на базе 1С. В планах у нас внедрить элементы бережливого производства.
Николай Пашинин, учредитель Первого в России холдинга безопасности NoDanger:
"Свое дело я начинал с опорой на книги о бизнесе, которые твердили: нужно уходить от семейного бизнеса и выходить из оперативного управления предприятием. Но со временем понял, что это неоднозначные решения. В том числе, пример компании MAKK показал, что семейный бизнес с глубоким погружением собственников в оперативные процессы состоятелен".
Что касается автоматизации, то в своих компаниях мы идем к этому. Так, запрос рынка на автоматизацию бизнес-процессов встал в основу создания еще одного направления – IT-компании. На рынке большой спрос на разработку программ автоматизации бизнес-процессов, чат-ботов, сайтов под ключ.