"Новапорт" не передумал строить новый терминал в аэропорту Барнаула
Положение России на международном рынке и многочисленные санкции против страны ставят под удар многие инвестиционные проекты. А особенно в инфраструктурной сфере, учитывая разрыв системы авиаперелетов со многими странами. Между тем в компании "Новапорт" заявили "Толку": они не намерены отказывать от проекта строительства нового терминала в аэропорту Барнаула.
Что это за проект?Компания "Новапорт" планирует построить на территории "Алтая" новый терминал площадью более 8 тыс. квадратных метров. Во всяком случае, о проекте в таком виде говорили ранее, начиная с 2019 года. И тогда речь шла о вложении в 3 млрд рублей. Ту же сумму называли в начале текущего года.
Еще до политико-экономического кризиса на совещании в правительстве 27 января 2022 года генеральный директор ООО "Новапорт Холдинг" Сергей Рудаков сообщил, что компания запланировала "очень современный, с телетрапами, с хорошими зонами ожидания, автоматической регистрацией терминал".
Также в планах было оборудование светосигнальной системы, перронов к телетрапам и даже строительство новой взлетно-посадочной полосы, что позволит не закрывать аэропорт на время проведения работ.
"Новапорт" приступит к реализации этого плана реконструкции весной и закончит все строительство за три года, сообщили тогда в правительстве.
На сайте "Новапорта" есть короткое описание проекта по расширению международного сектора аэровокзального комплекса. А вместе с ним и реконструкции аэродромной инфраструктуры в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года.
И в рамках этого плана ожидаются следующие показатели:
рост пассажиропотока с 0,5 млн человек в 2019 году до 0,7 млн в 2024-м, рост грузопотока с 3,1 тыс. тонн до 3,7 тыс. тонн (также с 2019 по 2024 год), рост выручки с 1,5 до 2,3 млрд рублей. И что теперь будет с проектом?На самом деле свежей информации пока очень немного. В пресс-службе "Новапорта" "Толку" рассказали, что все договоренности остаются в силе. Но вот когда именно компания приобретет акции (зачем это нужно – расскажем ниже), чтобы вложиться деньгами, пока не комментируют. Как и то, будет ли пересмотр в части конкретных сумм и сроков, а также насколько серьезное влияние на его реализацию окажут санкции.
Пока только готовят комментарий по запросу "Толка" и в Министерстве транспорта Алтайского края.
Между тем ясность по этому вопросу может наступить уже на днях. По данным источника "Толка", в понедельник губернатор региона Виктор Томенко и инвестор подпишут соглашение.
Вопрос о сохранении заинтересованности компании в этом проекте вставал и в прошлом году, когда на фоне пандемии коронавируса резко упал пассажиропоток (с 0,53 млн человек в 2019 году до 0,3 млн в 2020-м).
На пресс-конференции 21 декабря 2021 года Виктор Томенко отметил, что такие сомнения были и у власти. Но, судя по всему, край и тогда был уверен в "Новапорте". Глава региона подчеркнул, что это не какая-то однодневка, а крупная компания с хорошей базой и большим количеством реализованных проектов.
Тогда же он сообщил, что новые акции выпустят исходя из стоимости аэропорта в 740 млн рублей. Хотя с 2020 года из-за сократившегося пассажиропотока аэровокзал "подешевел" до 580 млн рублей. Однако и этих денег может быть недостаточно, потребуются дополнительные средства инвестора.
Почему работы не начались раньше?Проект планировали запустить еще в 2020 году. В начале 2021-го заместитель гендиректора "Новапорта" Евгений Янкилевич сообщил, что компания рассчитывает начать строительство нового терминала уже в ближайшие месяцы.
Но пришлось отложить, потому что Западно-Сибирская транспортная прокуратура "заблокировала" сделку края по продаже части акций "Новапорту", сославшись на потенциальное нарушение антимонопольного законодательства.
Власти решили провести дополнительную эмиссию ценных бумаг АО "Авиапредприятие Алтай", продать их на торгах компании. Та перечисляет за них деньги на счет, которые идут как раз на реконструкцию.
На уже упомянутом совещании в правительстве 27 января 2022 года вице-губернатор Алтайского края Александр Климин сообщил, что реализованы почти все необходимые для продажи акций этапы. В том числе оценка акций аэропорта, получено согласование практически всех федеральных и региональных органов власти. В феврале должны была пройти оценка дополнительной эмиссии акций и, собственно, само оформление.
Сейчас минимущества Алтайского края принадлежит 52% акций компании, остальное – "Новапорту". После сделки доля компании должна вырасти до 75% минус одна акция, доля края снизится до 25% плюс одна акция. То есть край сохраняет за собой блокирующий пакет акций (что позволит власти контролировать строительство нового терминала), а компания получает контрольный пакет, без которого они, во всяком случае, по их предыдущим заявлениям, не хотели бы начинать строительство.
Тогда, в 2020 году, в прокуратуре заявили, что по сути власти пытаются провести приватизацию авиапредприятия через продажу дополнительных эмитированных акций без проведения обязательных открытых торгов. Впрочем, сейчас к планируемому формату сделки, опять же по данным источника "Толка", Западно-Сибирская транспортная прокуратура больше не имеет вопросов.
P.S.В этом году аэропорт ждет еще одно обновление: ООО "Барнаульское дорожно-строительное управление №4" проведет реконструкцию взлетно-посадочной полосы воздушной гавани за 13,7 млн рублей. А всего до 2025 года в рамках федеральной программы полосу должны полномасштабно обновить за 10 млрд рублей.