Гори, гори ясно. Ждет ли жителей Алтайского края рост цен на газ
Для Алтайского края вопрос обеспечения газом – один из давних и весьма наболевших. Несмотря на наметившиеся подвижки, например программу догазификации, регион, по данным на июль 2021 года, был охвачен требуемой инфраструктурой лишь на 16%. Пользовались ей 360 тысяч человек в 140 населенных пунктах. Однако в 2022 году отечественный газовый рынок ждали неожиданные новости: экономические санкции, связанные с началом спецоперации на Украине, которые затронули и эту отрасль. Могут ли рыночные процессы сказаться на рядовых гражданах и ценах на голубое топливо внутри страны, узнавал у экспертов корреспондент "Толка".
Полная трубаРоссия – один из крупнейших мировых экспортеров газа. В 2021 году доля страны на рынке составляла 6,2%. Однако после начала военной операции с этим видом топлива стали происходить весьма странные вещи.
Страны Евросоюза после начала операции вновь заговорили о том, чтобы отказаться от российских поставок. И это притом что, по словам зампреда правительства Александра Новака, в ЕС 40% потребляемого газа как раз российские. По другим оценкам эта цифра может доходить и до 45%.
Сейчас, впрочем, топливо в Европу все еще идет. А вот цена газа на бирже постоянно колеблется: стоимость апрельского фьючерса (то есть, грубо говоря, договора на будущую поставку) на 10 марта, как сообщает "РБК", дошла до исторического максимума в 3 700 долларов за тысячу кубометров 7 марта. Затем началось снижение, и к 11 марта показатель уже был равен 1 458 долларам за тысячу кубов.
Но могут ли такие скачки как-то отразиться на внутреннем рынке? В ближайшем будущем – маловероятно.
"Вряд ли государство допустит какой-то резкий скачок цен на газ", – считает экс-гендиректор "Алтайгазпрома" Сергей Демчик.
По его словам, цены того же "Газпрома" регулируются тарифными органами. Задаваемые таким образом рамки – достаточно долгосрочные, и если не произойдет форс-мажорных ситуаций, то в ближайшей перспективе никаких заметных изменений не будет.
Да и на экспортном рынке едва ли возможны какие-то кардинальные перемены. По мнению Демчика, замены российскому газу нет и в том или ином виде покупать его все равно будут. Недавний же скачок цен в Европе отчасти связан и с тем, что вместо длительных договоров с поставщиками там заключают краткосрочные. На рыночную цену по таким договорам накладываются все последствия украинских событий, отсюда и скачки.
Впрочем, несколько иной точки зрения в этом вопросе придерживается экономист Игорь Шумилов.
"Весь вопрос в том, насколько Россия сумеет направить потоки энергоресурсов в другие страны, в частности в Китай. Я считаю, что на 100% компенсировать потери от европейского экспорта не удастся", – заявил Шумилов.
Но в этом направлении в ближайшие полгода мало что поменяетcя. Дальше пока загадывать рановато. Но в целом некого краха эксперт не ожидает.
Депутат алтайского парламента и специалист по коммунальным вопросам Людмила Суслова полагает, что сегодня и так делается все, чтобы минимизировать ускорившийся рост цен. И государство обладает всеми необходимыми инструментами, чтобы сдержать удорожание газа, если это потребуется.
Однако снижения цены на голубое топливо на внутрироссийском рынке, по ее мнению, тоже ждать не стоит: попросту нет нужного количества потребителей и развитой инфраструктуры, чтобы создать нужный для этого уровень спроса.
Так что здесь все, похоже, и правда остается по-прежнему.
Баллоны и горелкиВпрочем, говоря о природном газе, нельзя обойти стороной и его дальнего "родственника" – сжиженный газ.
Сейчас, по словам гендиректора компании "Алтайкрайгазсервис" Андрея Момота, оптовые цены на газ снизились. По сравнению с максимальными ценами 2021 года они упали в четыре раза. А привело к этому резкое сокращение поставок на экспорт. При этом ранее в мире существовал довольно высокий спрос на этот ресурс.
А вот на внутреннем рынке потребность в сжиженном газе относительно стабильная. Но в 2021 году ФАС перестала регулировать оптовые цены, и на внутреннем рынке даже возник искусственный дефицит газа из-за активного его вывоза за рубеж. Но нынешние колебания не должны задеть рядового потребителя, все опять же благодаря государственному контролю за тарифами. При выполнении определенного условия даже возможно снижение цен.
"Мы выступаем за то, чтобы вернули вновь государственное регулирование оптовых цен. Тогда можно было бы что-то прогнозировать: и цену, и спрос, и как-то планировать свою деятельность", – заявил Момот.
Сейчас ситуация на этом рынке пока совсем не располагает к прогнозам. По словам Андрея Момота, должно пройти хотя бы несколько месяцев, чтобы сформировалась "новая экономическая реальность", в которой уже и предстоит жить.