Черное дело. Ждет ли Алтайский край обострение "угольного" вопроса из-за санкций
В 2021 году ряд районов Алтайского края столкнулся с серьезными отопительными проблемами: где-то не было необходимого запаса угля, а где-то с вопросом, чем же топить печь, столкнулись рядовые жители. Ситуацию удалось нормализовать, однако, как оказалось, основной из причиной ее возникновения стали глобальные колебания на мировом рынке: экспортная цена на черное топливо резко выросла из-за того, что Китай перестал работать со своим основным поставщиком в лице Австралии. Текущий год проходит под знаком еще более серьезных потрясений. Началась спецоперация на Украине, которая повлекла за собой беспрецедентные экономические санкции против России. Как может "новая реальность" сказаться на цене на уголь, выяснял у экспертов корреспондент издания "Толк".
Недавнее прошлоеВ 2021 году сразу несколько муниципалитетов в Алтайском крае начали бить тревогу: как оказалось, отопительный сезон может стать весьма прохладным. Наиболее критической была ситуация в Каменском, Третьяковском и Локтевском районах. В первом угольные проблемы существовали давно, и даже в 2018 году муниципалитет сталкивался с опасностью оказаться без топлива. В 2021-м Каменский район также не смог подготовить необходимый запас угля. Пришлось спасаться краевыми резервами.
А вот, например, в Локтевском районе дефицит угля настиг обычных жителей и их домовладения. Информация о происходящем дошла даже до президента РФ Владимира Путина, и в итоге проблему удалось решить за счет поставок топлива из Казахстана. Однако как таковой вопрос обеспечения региона углем все же остался, ведь на мировом рынке снижения цен на этот вид топлива не произошло.
В 2022 году с началом спецоперации на Украине и санкциями со стороны западных стран ситуация может кардинально измениться. Так, президент США Джо Байден объявил о запрете на импорт российских газа, нефти и, конечно же, угля. Об отказе от российских ресурсов (или как минимум о сокращении потребления) заговорили в Европе.
Кроме того, еще осенью 2021 года Китай сообщил об отмене запрета на ввоз угля из Австралии, которая еще недавно была его основным поставщиком. А ведь именно в Поднебесную и ехало топливо из России, что позволяет предположить, что экспортный спрос может все-таки сократиться.
Ближайшее будущееПрогнозы и ожидания опрошенных экспертов оказались довольно полярными. Их можно назвать "тревожным", "оптимистичным" и "умеренным".
И начать, пожалуй, стоит с первого. Глава алтайского исполкома ОНФ Сергей Войтюк в своем видении ситуации опирается именно на цены на экспортном рынке. Стоимость тонны черного топлива с 23 февраля на 15 марта, по данным консалтинговой компании Rystad Energy, выросла с 186 долларов за тонну до 462 долларов.
Такие цены делают экспорт угля еще более интересным для отечественной добывающей отрасли. А потому есть очень серьезная потребность в том, чтобы усилить в этой сфере государственный контроль: ввести сквозное регулирование (не только цен для населения, но и цен, по которым уголь продают на карьерах) и демпферные механизмы, как, например, в нефтедобывающей отрасли. Иначе с углем в Алтайском крае вновь могут возникнуть проблемы.
При этом запрос на уголь в крае очень высокий. Его использует порядка 700 тысяч человек в частных домовладениях. В год им нужно 1,4 млн тонн топлива. Кроме того, усложняет ситуацию и вопрос доставки угля. Заметная доля железнодорожных вагонов занята в экспорте, и вопрос этот находится под контролем федеральных минтранса и минэнерго. А потому обеспечить край гарантированными вагонами для доставки топлива достаточно проблематично.
А вот руководитель Московской строительной группы Виктор Мишеньков, также не понаслышке знающий угольную отрасль, не считает, что санкции и иные глобальные процессы серьезно отразятся на внутреннем угольном рынке. По его словам, даже перебои с поставками запчастей на добывающую технику не должны оказывать серьезного влияния: все крупные предприятия ими давно закупились. И в целом стоимость запчастей карьерной техники составляет лишь ничтожную долю от итоговой цены угля.
"Есть альтернатива: вся техника производится по лицензии в Китае (...) Не поставят оригинальные запчасти – ничего страшного", – считает Мишеньков.
Повредить рынку могут лишь попытки спекуляции, например, если малые игроки будут прикидываться "настоящими" экспортерами и продавать уголь по мировой цене. Впрочем, государство легко может этому воспрепятствовать. Особенно если у него получится разделить экспортные и "внутренние" компании. Тогда регулировать стоимость топлива в стране будет значительно легче.
Наконец, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Анатолий Ижболдинг-Кронберг предполагает, что нежелание стран Запада покупать российский уголь в перспективе приведет скорее к снижению его цены в России.
"Если будут выпадать объемы поставок в Европу и Китай их не компенсирует своими закупками, то образуется избыток", – считает экономист.
При этом в целом же сложившиеся обстоятельства, по мнению эксперта, диктуют необходимость перейти к мобилизационной модели экономики, которая предполагает усиление госрегулирования и множество других элементов, в том числе переориентацию на внутренний рынок и большую социальность. И в целом капиталистическая и рыночная экономика в России, как считает эксперт, должна меняться в сторону интересов большинства.