Машиностроители возмущены ростом цен на металл и просят правительство им помочь
Российские промышленники бьют тревогу из-за очередного роста цен на металл. Производители специализированной техники говорят об увеличении на 15-30%. Сенатору от Алтайского края Виктору Зобневу поступило несколько обращений, в том числе от ассоциации "Росспецмаш", по этому вопросу. 14 марта по его инициативе прошло крупное совещание с участием производителей техники, металла, представителей курирующих органов власти. Дискуссия не только обозначила основные "болевые точки", но и позволила сформировать целый пул предложений по стабилизации ситуации.
"Ощущение дежавю""Ситуация вызывает беспокойство как у производителей, так и у потребителей, в том числе сельскохозяйственной техники, особенно в период весенне-полевых работ. В конечном итоге рост цен на металл — по производственной цепочке — может отразиться и на стоимости сельхозпродукции, — сказал Виктор Зобнев. — Наша с вами задача — предложить такие меры, которые позволят не допустить искусственного повышения цен под предлогом санкций".
Пример того, какую роль повышение стоимости металла играет для машиностроителей, привел Станислав Кедик, гендиректор Рубцовского завода запасных частей, который производит не только собственную прицепную сельхозтехнику, но и сменные рабочие агрегаты для российской и импортной техники.
"Доля цены металла в себестоимости нашей продукции составляет 70-80%.
Поэтому мы знаем, можно сказать, что через себя пропустили, последствия резкого, непрогнозируемого изменения его стоимости, влияние этого как на спрос, так и на наше финансовое положение, — рассказал он. — Буквально в течение двух-трех месяцев мы должны были практически вдвое увеличить оборотный капитал, который обслуживает именно это направление. А в месяц мы, чтобы было понятно, потребляем более 2,5 тыс. тонн черного металлопроката, это более 40 вагонов. То есть состав металла в месяц".
По словам Кедика, на предприятии испытали ощущение дежавю, когда увидели последние цены от металлургов. "По некоторым металлургическим комбинатам мы увидели цену пика июля 2021 года — более 10 тыс. рублей за тонну.
С июня 2020 года цены на металл в России увеличились на 99,3 — 131,2% в зависимости от вида. Стоимость конечной продукции за январь 2021 — февраль 2022 годов выросла на 10-178%.У компании "Воронежсельмаш" продукция также состоит на 70% из оцинкованного металла, а на 30% — из черного, рассказал гендиректор Роман Карпенко.
"Сейчас ситуация сложилась такая, какой не было никогда: черный металл "догнал" по стоимости оцинкованный. И его цена не понятно почему за месяц выросла на 25%", — рассказал он.
При этом все российские поставщики материалов, по словам Владимира Голубева, члена совета директоров Галичского автокранового завода, "кинулись взыскивать 100-процентную предоплату".
По мнению Константина Бабкина, председателя совета директоров "Росспецмаш", вопрос сейчас стоит остро, но "вообще он в повестке дня уже лет 25".
"Металлурги, создается впечатление, живут в последнее десятилетие на отдельной планете, их цены не регулируются, они, имея рублевую себестоимость продукции, поставляют ее на внутренний рынок по мировым ценам", — сетовал Бабкин.
Тем временем машиностроители вынуждены закупать дорогое сырье, их продукция имеет высокую себестоимость, а ее конкурентоспособность ослабляется "политикой отказа от регулирования цен на металл".
"Чтобы наши крестьяне, строители и другие потребители имели доступ к машинам по справедливым ценам, мы еще раз поднимаем вопрос о ценообразовании в металлургической сфере", — сказал Бабкин.
Он считает, что металл российского происхождения должен стоить на российском рынке значительно дешевле, чем на мировом. Одним из возможных механизмов он назвал введение экспортных пошлин.
По мнению Алексея Барбалата, гендиректора Ногинского завода топливной аппаратуры, к совести металлургов взывать бесполезно — нужно разработать такие меры поддержки и регулирования, которые были бы в какой-то степени выгодны и металлургам, и машиностроителям.
Ответ металлурговПроизводители металлургической продукции сами в значительной мере зависят от импортных поставок, даже российское сырье они приобретают исходя из валютных котировок, а кроме того в ближайшее время предприятия лишатся минимум треть от прежнего объема экспорта. Все эти факторы совокупно влияют и на ценообразование, и на состояние отрасли. Об этом рассказал Алексей Сентюрин, исполнительный директор ассоциации "Русская сталь".
"Около 25% – это образующие себестоимость товары из других стран, и они зафиксированы в иностранной валюте. Ферросплавы, графитированные электроды, валки, огнеупоры в необходимом количестве не производятся в России, — рассказал он. — Тот же самый никель и алюминий, которые производятся в России, зафиксированы в ценах международной валюты. Никель в два раза увеличился в цене с июля 2020 года, марганец — на 320%, цинк — на 80%".
Также кратно возросли ж/д тарифы для металлургов.
По словам Сентюрина, Россия отгружала в Европу 32% от общего объема экспорта металлов, в Северную Америку — 15%. Эти поставки закрыты. А потребление в России также снижается, эксперты прогнозируют возможное падение до 30%.
Что предлагается сделатьУчастники совещания выдвинули сразу целый пул предложений для обсуждения и возможного внедрения. Вот лишь некоторые из них.
1. Зафиксировать справедливую рыночную цену на основные виды металлопроката.
"В постановлении правительства №1432 (позволяет сельхозмашиностроителям получать субсидии при реализации продукции отечественным аграриям. — Прим. ред.) прописано, что мы не можем повышать цены в год более чем на утвержденный государством коэффициент. То есть наши цены регулируются, — объяснил Константин Бабкин. — Тем более они регулируются на продукцию сельского хозяйства. А в металлургии никогда меры регулирования не применялись. Просим ввести единые правила".
2. Сформировать программу по импортозамещению части металлургической продукции.
"Мы, например, не можем получить российского производства профильную трубу, из которой мы могли бы производить качественные рамные конструкции техники. Наверное, на правительственном уровне нужно принять решения, которые бы стимулировали металлургические комбинаты к производству ряда конструкционных сталей", — предложил Станислав Кедик.
Есть и другой пример. В России работает единственный завод по производству нержавеющей стали — "Корпорация Красный октябрь" в Волгограде. Однако, по оценке экспертов, ее листовой прокат не конкурентоспособен в сравнении с импортным: цена на 45% выше, сроки производства длительные, предоплата обязательна, партии слишком большие, а номенклатура продукции недостаточная. А шведская фирма SSAB остановила поставки высокопрочной стали в Россию.
Отечественные "Северсталь" и ПАО "ММК" производят не все виды высокопрочного металлопроката, а типоразмеры листов отличаются от потребностей заводов.
Роман Карпенко предложил включить в перечень видов продукции, для импортозамещения жаропрочную нержавеющую сталь. Раньше ее закупали в Италии либо в Китае.
3. Рекомендовать минэкономразвития, минпромторгу ввести мораторий на изменение условий поставки и оплаты российских материалов и комплектующих — зафиксировать их по состоянию на 24 февраля и сохранить на 2022 год. С таким предложением выступил Владимир Голубев, который указал, что все стаи требовать 100-процентную оплату, что требует привлечения больших оборотных средств.
4. Проработать варианты компенсации кредитов на пополнение оборотных средств для промпредприятий на величину ключевой ставки.
"25-процентная ставка по кредиту, по сути, запретительная, она останавливает экономическую активность", — охарактеризовал ситуацию сенатор Константин Долгов.
5. Рассмотреть возможность введения льготных кредитов для машиностроителей по аналогии с механизмом, предусмотренным для аграриев, которые могут получить кредиты под 5% годовых. Это, по словам Романа Карпенко, позволит ограничить участие зарубежных поставщиков в торгах.
"Мы столкнулись с тем, что в некоторых регионах, в частности, в Сибири, на Урале в наши тендеры стали заходить турецкие компании. Их и наше оборудование приблизительно сравнялось по ценам", — объяснил он.
Отметим, что в конце совещания замдиректора Департамента металлургии и материалов Минпромторга России Иван Марков призвал всех промышленников "расширять практику заключения прямых контрактов с заводами и работать напрямую с контрагентами, которые держат цену, предписанную заводами, чтобы цена не разгонялась и не было возможности ее спекулятивной установки". По его словам, именно многочисленные посредники во многом наращивают цены на металл.
В завершение Виктор Зобнев сообщил, что все поступившие предложения суммируют, оформят и направят для рассмотрения в профильные министерства.