Сектор "Банкрот". Чем Барнаулу грозят судебные долги и откуда они взялись
В отчете о проделанной за 2021 год работе мэр Барнаула Вячеслав Франк сообщил: долги города по исполнительным листам (то есть по решениям судов) достигли 9,5 млрд рублей, что является серьезной проблемой для бюджета. А еще в конце 2020 года эта сумма была равна 6,9 млрд рублей. Чем рост долгов чреват для Барнаула, как они появились и каков худший (и к счастью, фантастический) сценарий для краевой столицы, у экспертов выяснял корреспондент "Толка".
Лихие 1990-еОткуда вообще у алтайской столицы взялась эта самая задолженность по исполнительным листам? Как оказалось, все достаточно прозаично, а проблема эта произрастает из непростых для страны 1990-2000-х годов. По крайней мере, такой точки зрения придерживается член "бюджетного" комитета барнаульской Думы Юрий Ряполов. В сложное время власти множества городов в силу обстоятельств фактически не выполняли обязанности по содержанию своей коммунальной инфраструктуры.
В качестве иллюстрации депутат привел тепловые сети в Барнауле. В 1990-х года они обновлялись со скоростью два-три километра в год. Сейчас этот показатель достигает 33 километров, которые меняются силами Сибирской генерирующей компании, но износ уже запредельный.
И за период "коммунальной вольницы" в итоге пришлось расплачиваться.
"У нас в 2000-х годах прокуратура пошла в суд и принудила город на огромную сумму, около 3 млрд, ремонтировать и строить ливневки. Местный бюджет это осилить не мог" – сообщил Ряполов.
В солидную сумму в 9,5 млрд попал, кстати, и мост через железнодорожные пути на пр. Ленина. А точнее, его неудовлетворительное состояние. И инфраструктурный кредит стал способом решения этой проблемы.
Сама же по себе задолженность по исполнительным листам не такая уж редкость. Однако ее масштабы очень серьезно отличаются. Так, Юрий Ряполов привел пример Томска. Ему довелось в недавнем прошлом обмениваться опытом с депутатами Думы "сибирских Афин". И, по его словам, когда те услышали об этом виде задолженности, то сначала даже и не поняли о чем речь. А затем все же назвали размер "исполнительных" долгов в своем городе. На тот момент он насчитывал всего лишь 125 тысяч рублей.
Банкротство на любой вкусИногда же из-за долгов муниципалитеты попадают в совсем тяжелые ситуации. Так, например, примечателен случай города Ростов Великий, расположенного в Ярославской области. Город, как сообщает областной портал "Ярновости", оказался на грани банкротства из-за долгов перед компаниями-подрядчиками "Роспоставка" и "Яртехстрой", которые занимались ремонтом дорог. При доходной части бюджета в 120 млн рублей город должен был выплатить более 100 млн. Дошло до того, что судебные приставы арестовали городское имущество. Перечень его, как передавали "Вести Ярославль", был весьма обширным.
"Судебные приставы арестовали старый театр, памятник архитектуры 19-го века, уличные светильники, более 40 километров линий электропередачи, информационные таблички, стенды и даже герб города", – сказано в материале.
Однако Ростов из этой ситуации выбрался. Как выяснили правоохранители, объемы выполненных подрядчиками работ были завышены. Против компаний завели уголовные дела, в итоге должны остались уже дорожники.
И как сообщил депутат алтайского парламента и эксперт-юрист Александр Молотов, практики признания муниципалитетов банкротами нет. Не грозит что-то подобное и Барнаулу: у города нет крупных кредиторов.
"Обычно до банкротства ситуацию не доводят. Однако возможны ситуации, связанные с внешним финансовым управлением. Когда казна доведена до определенного состояния, может начаться прямое финансовое правление из Москвы", – отметил Молотов.
Однако примеров внедрения внешнего управления также пока нет. Чем-то подобным, по словам Александра Молотова, "пугали" Хакасию, которую возглавляет губернатор-коммунист Валентин Коновалов. Однако в итоге до этого не дошло.
Зато в мировой практике примеры банкротства целых городов известны. Самый известный – бывшая столица американского автомобилестроения город Детройт. Его задолженность превысила 18 млрд долларов. Город даже получил конкурсного управляющего, точь-в-точь как какая-нибудь частная компания.
На горожанах Детройта ситуация отразилась очень резким ухудшением жизни: проблемы появились даже в работе городского освещения. Прибавилось пустующей недвижимости, причем зачастую достаточно монументальной. И серьезно уменьшилось население: люди стали активно покидать город.
Долг платежом красенВпрочем, похоже, что Барнаулу превращение в "русский Детройт" действительно не угрожает. Однако "судебные" долги все же являются проблемой хотя бы потому, что за них приходится платить пени. И избавить от них можно двумя способами: "точечным" и "глобальным".
Первый – участие в различных федеральных и краевых программах. Например, как в случае с мостом через железнодорожные пути. Чтобы закрыть этот вопрос, город воспользовался инфраструктурным кредитом. Однако, как подчеркнул Юрий Ряполов, правильной стратегией для Барнаула стало то, что алтайская столица не ввязывается в кредитование сломя голову. Потому как это тоже может выйти городу боком: столицы субъектов Федерации, по словам депутата, нередко закредитованы до предела из-за расчета на то, что государство просто спишет долги. Вот только такого списания пока не происходит.
"Можно набрать кредитов, заложив все имущество, одномоментно что-то сделать, сказать жителям "ах, какой я замечательный глава города," уйти и оставить все это наследство и кредиты своим последователям", – привел пример того, как делать ни в коем случае не надо, депутат.
Второй способ связан с изменениями бюджетной и налоговой политики на федеральном и региональном уровнях.
"Необходимо перераспределить доходы. У нас федеральный бюджет в профиците, краевой в профиците, а местный бюджет в дефиците. И средства нужно перераспределить на постоянной основе, а не в виде дотаций или субвенций", – считает Александр Молотов.
Партия власти, впрочем, не против. По словам Юрия Ряполова, фракция "Единая Россия" в барнаульской Думе неоднократно обращалась в вышестоящие органы с просьбой пересмотреть налоги в пользу местного уровня. Однако для этого нужно пересматривать всю налоговую систему, что в нынешней непростой ситуации невозможно.