Толк новости
Экономика |

Не выкручивают руки: в Барнауле стали, как грибы, появляться торговые павильоны

Эксперты называют несколько причин популярности торговли в киосках: проще оформить, больше покупательский трафик, торговые сети не заставляют жить под свой диктат
Читать в полной версии ➔

В Барнауле – и в центре, и в спальных районах – в последние год-два стали активно появляться новые торговые павильоны, пришедшие или на смену старым убогим киоскам, или занявшие новые места. "Армия" таких точек фактически создает альтернативу традиционному формату продажи продуктов в торговых центрах или на первых этажах жилых домов. Участники этого рынка и эксперты констатируют: торговля в павильонах позволяет бизнесу сокращать издержки, освобождает от бюрократии и дает простор для маневра. А жителям дает близость к дому и разнообразие выбора.

"Почти прописалась тут"

"Это Первомайский рынок прорастает сквозь "Гулливер"", – смеется жительница Барнаула Анастасия, комментируя появление вокруг торгового центра сразу нескольких павильонов (можно войти внутрь) или современных киосков (когда внутри – только продавец).

За последние пару лет или вплотную к "Гулливеру", или в радиусе не более 100 метров от него встали с десяток таких объектов: кофейни, фруктово-овощные точки, торговцы мясными и молочными продуктами и даже магазин фейерверков.

Еще один "остров" павильонов – у дома на пр. Красноармейском, 131 (раньше в нем располагался "Спортмастер"): здесь есть пекарня, торговая точка мясопереработчика из Топчихи, молочка, пункты выдачи посылок.

Такие же скопления киосков можно найти на пересечении пр. Строителей и пр. Социалистического, на Докучаево и во многих других местах высокого трафика горожан.

В павильонах открыты точки продаж заринского молзавода "Холод" (ТМ "Белый замок"), предприятия "Вкусная жизнь", Мамонтовского молзавода и других производителей.

Многие посетители признаются, что постепенно из ТЦ "перебрались" в павильоны, покупая товары повседневного спроса: молоко, хлеб, выпечку, мясо, колбасу, сыр.

"Мне нравится, что формат "у дома", но ассортимент не из сетевого магазина. Я в том павильоне, что у моего дома, уже прописалась практически", – говорит жительница Барнаула Юлия.

"Здесь шире ассортимент сыров и мясных продуктов. К тому же, мне кажется, что оборот продукции здесь выше, и она поэтому более свежая", – считает Елена.

Торговые сети, как акулы

У бизнеса, который оценил павильоны, – свои резоны.

Дмитрий Кремер, совладелец компании "Мясная линия Топчихинских хозяйств", который с женой развивает в Барнауле сеть фирменных магазинов "Мяснушка", рассказал, что такой формат продажи своей продукции оказался для них самым приемлемым.

У Кремера – убойный пункт и цех по производству колбасы, продуктов из ливера.

"Мы занимаемся забоем свинины – около 1-1,5 тыс. голов в месяц – и КРС – около 200 голов. Это небольшой цех. Мы настолько маленькие, что не можем договариваться с сетями на поставку нашей продукции. У нас и мощности не хватит, и денег, чтобы вообще разговаривать с этими "акулами". Они ставят такие условия! Мы с одной сетью пытались договориться: я считал-считал, но еще с каждой колбасы должен оставался", – рассказывает предприниматель.

Изначально предприятие пыталось продавать продукцию на рынках. "И началось: то "денег нет", то "приходите завтра". И мы пришли к выводу, что нужно открыть свою небольшую сеть". Ставку сделали на доступность – относительно других производителей и продавцов делают небольшую наценку. Торговля в павильонах – один из способов, там, где это наиболее выгодно с точки зрения покупательского трафика.

График и удобство для мамочек

Наталья Толстова, собственница кофейни "Правильные зерна", продающей кофе навынос, павильон арендует. Но называет сразу несколько преимуществ торговли в нем.

"Первое – это график. Мы открываемся и закрываемся, во сколько хотим, – никто не загоняет в рамки. Торговые центры обычно работают с 10.00. Мы – с 7.30 и уже утром можем заработать", – говорит она.

Вторым преимуществом она называет возможность относительно свободного размещения рекламы – "в тех рамках, которые позволяет администрация на красной линии". "Хоть на крышу стаканчик поставить. В тех же ТЦ не всегда есть такая возможность", – комментирует Толстова.

Третий плюс – доступность для покупателя.

"Человеку проще зайти, купить напиток и выйти, не проходя через большое пространство торговой площади. Есть и немаловажный момент, например для молодых мам или владельцев домашних животных. Человек может подойти, открыть дверь, заказать и подождать на улице, не затаскивая коляску, скажем",– говорит предпринимательница.

Называть стоимость аренды она отказалась, но отметила, что тренд тут общий: чем меньше квадратов, тем выше цена.

Собственный кабель

Для некоторых направлений работы павильон – вообще самый удобный вариант с технической точки зрения. Как рассказала Анастасия Мамонова, которой принадлежит павильон с пекарней, она искала помещение с повышенными требованиями с электроснабжению, вентиляции.

"Далеко не везде есть необходимые условия в стационарных объектах. Мы подвели свой кабель, оформили документы и теперь спокойно работаем", – рассказал она.

Независимость и простота

Все преимущества работы в павильонах резюмирует риэлтор Константин Никитеев.

"Чем хорош павильон? Это временное строение. Если земля под ним находится в собственности, то его можно даже не сдавать, а воспользоваться уведомительным порядком. Если земля арендуется, то оформление тоже проще. Плюс выигрыш по местоположению, которое для некоторых видов бизнеса – ключевой фактор.

В жилых домах, например, проблематично разместить предприятия общепита, потому что возникают вопросы с вентиляцией, с жильцами, которых может условно запах не устраивать. То есть место, независимость и более простой порядок для запуска бизнеса – основные преимущества".

Трудно ли поставить павильон?

Павильон относится к категории нестационарных торговых объектов. В Барнауле существует схема их размещения. Она утверждается на пять лет, сообщили "Толку" в мэрии, однако в нее могут вноситься изменения каждые полгода.

Схема определяет и то, какие объекты могут располагаться на том или ином месте – продуктовые, газетные или какие-то еще. Обычно, рассказывают участники рынка, все места из схемы уже заняты. Поэтому для получения участка в аренду нужно подать заявку в администрацию района – до 1 февраля или до 1 августа.

Если там определяют, что размещение не противоречит требованиям, то уже администрация города принимает решение о включении объекта в схему – до 15 июня или до 15 декабря. И тогда объявляется аукцион.

В мэрии не назвали стоимость аренды, указав только, что она определяется по формуле, закрепленной в документах. Но участники рынка называют в целом невысокие ставки. Например, для павильона, торгующего прессой и канцелярией, – около 1 тыс. рублей в квартал за площадку в 6 кв. метров.

Стоимость самой конструкции, по данным одного из участников рынка, составляет около 30 тыс. рублей за 1 кв. метр – без внутренней отделки и торгового оборудования.

Администрация планировала собрать в 2021 году по договорам аренды на размещение нестационарных объектов 15,2 млн рублей. Фактически удалось аккумулировать в бюджет более 15,5 млн, сообщили "Толку" в мэрии.

Администрация может расторгнуть договор аренды, если ей участок становится необходим для каких-то целей или если вдруг оказывается, что расположение павильона не проходит по каким-то нормам.

А нормы, кстати, говорят арендаторы таковы, что придраться можно почти к каждому.

"Например, по нормам пожарной безопасности павильон должен располагаться в 15 метрах от жилого дома. Даже на пр. Ленина хоть один такой объект на таком расстоянии от дома расположен? Думаю, ни один", – говорит один из спикеров.

Эти правила касаются земельных участков, которые находятся или в муниципальной собственности, или госсобственность на которые не разграничена – то есть на львиную долю земли в городе.

Но участки для аренды могут предоставлять и частные их владельцы. Например, торговые центры или собственники многоквартирных жилых домов вправе заключить договор на размещение павильона на прилегающей к ним территории.

Всего, по данным мэрии, сейчас в схему размещения входит 1 197 объектов:

киосков – 227, павильонов – 635, торговых площадок – 17, точек продажи молока – 25, автоматов для воды – 3, автолавок – 2, мест сезонной торговли – 288.

Еще более 350 объектов расположено на территориях вокруг ТЦ и жилых домов.

При этом, подчеркивают в мэрии, число нестационарных объектов в городе математически падает "в связи открытием большого числа стационарных торговых сетевых предприятий, а также невозможностью установки новых объектов на запрашиваемых местах ввиду наличия инженерных сетей на данных участках".

Но эксперты настаивают, что как формат торговля именно в современных павильонах набирает обороты и может развиваться дальше, хоть и не всегда от хорошей жизни. А Константин Никитеев и вовсе говорит:

"Можно вспомнить 1990-е, когда магазинов практически не было, и киоски вытянули торговлю, стали, по сути, ее прародителями. Сейчас в более современном формате они к нам возвращаются".

Читать в полной версии ➔