Золотая плитка. Что происходит на "малом" рынке стройматериалов в Алтайском крае
Рост цен, туманные перспективы, хаотичные тенденции в спросе из-за снижения покупательской способности – строительная отрасль уже не первый год переживает трудности. При этом лихорадит не только большие стройки, но и их "младших братьев". Проблемы наблюдаются на рынке ремонта квартир и розничной торговли стройматериалами. Что на происходит в этом сегменте после введения экономических санкций против России – в материале "Толка".
Торговля страдаетМагазины, которые занимаются продажей стройматериалов, ситуацию оценивают по-разному. Так, например, в известной сети "Леруа Мерлен", представленной в том числе и в Барнауле, сообщили: дела идут вполне неплохо. Несмотря на рост цен, клиентов у магазинов сети хоть отбавляй. Да и с самим подорожанием там стараются бороться. Политика организации такова, что там всеми силами стремятся обеспечить доступность стройматериалов для любого кошелька.
А вот другие представители рынка, смотрят на ситуацию несколько иначе. Так, в одном из крупных барнаульских магазинов стройматериалов, по словам его сотрудника, число посетителей за последние месяцы уменьшилось в разы. Цены действительно подскочили, а ассортимент стал значительно хуже. Доходит и до довольно странных ситуаций.
"Клиент приходит в магазин и хочет купить раковину. Раковину по вкусу подобрать не удается. Посетитель спрашивает консультанта: почему их так мало? На что следует ответ, дескать, сырье для керамики добывают на Украине, а потому ждите в ближайшее время перебоев с этим видом продукции", – поделился рабочим моментом сотрудник магазина.
А руководитель компании "Идеал-Стандарт" Дмитрий Красков описал положение дел в отрасли так. По его словам, цены на стройматериалы взлетели вместе с началом пандемии коронавируса. До этого времени на рынке наблюдался стабильный, а главное, прослеживаемый спрос, который сейчас стал хаотичным. В феврале 2022 года, по словам Краскова, можно было также отметить скачок спроса, который он сам связывает с желанием людей спасти сбережения за счет приобретения и обновления недвижимости. Сейчас ситуация несколько стабилизировалась, что отчасти повторяет динамику на жилищном рынке.
В мае же у строительных магазинов должен был начинаться упомянутый сезон высоких продаж, однако в этом году такой динамики пока нет. Похожая ситуация была и в 2021 году, когда всплеск запроса на стройматериалы начался только в июне (традиционно началом строительного сезона считается конец апреля-начало мая).
Кроме того, наблюдаются и довольно серьезные логистические трудности. Так, до введения санкций фирмы-поставщики могли точно сказать, когда прибудет очередная партия товара. Сейчас же такой возможности у многих из них нет. Некоторые и вовсе оказались в ситуации, когда срыв сроков следующей поставки может быть чреват пустыми полками. Кому-то же и вовсе пришлось просто менять поставщиков. Так что в целом картина складывается не особенно радостная.
Спрос и предложениеПредставители "малого" строительного бизнеса: фирм, занимающихся ремонтом квартир также сообщают: стройматериалы за последнее время стали гораздо дороже.
"Что-то подорожало на 30-40%, а что-то совсем несущественно. Подросла в цене, например, зарубежная краска", – сообщил представитель одной из барнаульских компаний Алексей (имя изменено по просьбе собеседника – Прим. ред.).
Однако российские производители, которые подняли цены вслед за западными "коллегами", сейчас наоборот, начали понемногу свои расценки снижать. И сегодня их цены выше, чем были до введения санкций, однако все же меньше, чем в марте 2022 года.
Электроинструменты в цене, по словам Алексея, в цене поначалу также прибавили, однако с апреля роста уже не наблюдается. Кроме того, увеличилось число различных "спецпредложений" и акций. По мнению представителя "строительной артели", связано это с падением спроса.
Особенно серьезно сократился интерес к ремонту новостроек. И это несмотря на то, что вот-вот начинается самый что ни на есть "строительный сезон".
"Теперь заказчики сначала узнают цену, а уже потому интересуются всеми остальными аспектами. Раньше же были и те кто, кто ориентировался на цену и те, кто руководствовался принципом "дороже – значит качественнее", – подытожил собеседник издания.
Констатирует рост цен и представитель другой компании из этой сферы Михаил (имя также изменено – Прим. ред.). Однако у его организации ситуация со спросом осталась прежней: он, дескать, всегда был и остается высоким. Впрочем, сказать, что во второй фирме довольны экономической ситуацией все равно не получится.
"Стройматериалы подорожали, а стоимость самой работы осталась прежней (...) Спрос тот же, деньги зарабатываем те же. Вот только в магазине, куда мы потом эти деньги идем тратить, все стало дороже", – сетует Михаил.
Напомним, не так давно СМИ сообщали о том, что с февраля по апрель рост цен на сантехнику составил до 70%. При этом сильнее всего подскочили цены на унитазы, смесители и раковины эконом-класса.