"Наша боль". Какие проблемы сдерживают развитие алтайского бизнеса
Второй ковидный год малый и средний бизнес Алтайского края пережил без серьезных потерь. Количество предпринимателей в регионе практически не уменьшилось, а самозанятые по численности уже обогнали ИП. Однако ряд проблем существенно осложнил ведение бизнеса и до сих пор негативно влияет на деловой климат в регионе. Об этом рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае Андрей Осипов на сессии регионального заксобрания 26 мая, где отчитался о проделанной в 2021 году работе.
Болевые точкиАндрей Осипов совместно с предпринимательским сообществом выделил 11 системных проблем, которые препятствуют развитию бизнеса в крае. В своем докладе он остановился на тех, что наиболее серьезно бьют по работе предпринимателей.
Увеличение налоговой нагрузкиЭто, пожалуй, одна из главных проблем бизнеса. После отмены ЕНВД у некоторых бизнесменов налоговая нагрузка увеличилась в разы. В частности, речь идет о тех, кто перешел на "упрощенку" или общую систему налогообложения. И повлиять на это крайне непросто.
"Снижение ставок по УСН – отдельная наша боль. Финансово обеспеченные регионы страны за счет собственных доходов имеют возможность устанавливать сниженные ставки по "упрощенке", вычеты, налоговые каникулы, тем самым создавая преимущества для предпринимателей. Но большинство дотационных регионов, включая Алтайский край, этого сделать не могут", – отметил Андрей Осипов.
А что касается высоких страховых взносов, то бизнес надеется на положительное решение федерального правительства о снижении ставки до 15% (причем со всей суммы зарплатами, а не с части, которая превышает МРОТ).
Рост неналоговых платежейЭту проблему предпринимательские сообщества озвучивают регулярно, но она до сих пор не решена. К неналоговым платежам относятся экологические платежи, обязательные выплаты на обеспечение противопожарной безопасности, приобретение контрольно-кассовой техники, оборудования для маркировки товаров, утилизационный сбор и другое. Они не учитываются при расчете налоговой нагрузки и практически не регулируются. При этом бизнес несет финансовые затраты (и у некоторых они даже больше, чем по налоговым платежам).
Бизнес-омбудсмен рассказал, что сейчас есть ряд предложений по совершенствованию законодательства, которые позволят снизить расходы предпринимателям. Одно из них – разрешить бизнесменам, которые торгуют маркированными товарами, перейти на патент (сейчас им не могут пользоваться аптеки, магазины меха и обуви). Однако силами региональных властей здесь не обойтись: эта тема требует внесения изменений в налоговый кодекс.
"Мы также считаем, что маркировка отдельных товаров, которая является бичом для многих предпринимателей и будет бичом для всей торговли, должна быть отсрочена на санкционный период. Это будет серьезным подспорьем как предприятиям, так и торговле", – считает Осипов.
Несоразмерные затраты на сельский бизнесРечь идет о предпринимателях, которые работают в удаленных селах и имеют низкую рентабельность. При этом наравне со всеми они должны внедрять информационные системы, заниматься маркировкой, покупать дорогостоящее кассовое оборудование и так далее. Однако при крайне низком уровне дохода и проблемах с интернетом (он есть далеко не во всех населенных пунктах) соблюдать требования законодательства довольно непросто.
Поэтому в Алтайском крае намерены заняться разработкой программы по дополнительной поддержке сельских предпринимателей.
"Нам надо поддерживать сельский бизнес и в первую очередь сельскую торговлю, на которой фактически держится деревня. Это уже больше не экономическая, а социальная проблема", – говорит бизнес-омбудсмен.
Дорогая земля и недвижимостьПо словам Андрея Осипова, после проведения в крае в 2019 году кадастровой оценки большинство предпринимателей столкнулись с необоснованно завышенной кадастровой стоимостью объектов недвижимого имущества. А все потому, что в Алтайском крае установлена максимальная ставка налога на имущество. Из-за чего в разы увеличились налоги и арендная плата.
"Несовершенство методики проведения кадастровой оценки приводит к завышению стоимости значительного количества объектов. В связи с чем и бизнес, и власти вынуждены нести существенные финансовые и временные издержки", – отметил Осипов.
По его мнению, по этому вопросу необходимо работать с муниципалитетами. Ведь именно органы местного самоуправления дают данные по земле и по объектам недвижимости для проведения оценки, и они должны быть корректными.
Также, по словам Осипова, необходимо установить льготы на налоги на имущество организаций, которые являются собственниками объектов культурного наследия регионального значения после реконструкции этих объектов.
Где же работники?Дефицит квалифицированных рабочих кадров – еще одна острая проблема, которая тормозит развитие экономики.
Подготовка кадров, отток молодежи, убыль населения, трудовая миграция на работу вахтовым методом – все это так или иначе усугубляет проблему нехватки профессиональных кадров, отметил руководитель организации "ЗаДЕЛО!" Павел Нестеров на заседании комитета по предпринимательству в АКЗС 25 мая, где этой теме уделили особое внимание.
По мнению экспертов, обострило ситуацию социальное пособие, которое получают безработные в размере МРОТ. Из-за чего многие люди (особенно в селах) попросту не хотят идти работать.
"Мы наблюдаем такую ситуацию: соискатели приходят за формальным отказом, потому что они достаточно комфортно себя чувствуют, получая пособие по безработице. При этом имеют возможность подрабатывать. На мой взгляд, получая от государства поддержку, было бы целесообразно хотя бы 4-6 часов в день проводить на общественных работах, благоустройстве, уборке территории. Это бы мотивировало либо искать работу, либо заниматься общественно полезным трудом за те деньги, которые выделяет государство", – заявил в ходе дискуссии глава Алтайского союза предпринимателей Юрий Фриц.
И Андрей Осипов отметил, что для решения кадровой проблемы необходимо разрабатывать системные решения на краевом уровне. Причем с участием депутатов АКЗС и краевых колледжей.
Не допустить ухудшенияКак подчеркнул Андрей Осипов, в условиях санкций общая задача и бизнеса, и власти – сохранить рабочие места, минимизировать потери численности ИП и юрлиц, а также не допустить резкого ухудшения жизни граждан, падения объемов производства, продажи товаров и оказания услуг.
"Сейчас надо определить: кто и от чего пострадал, каким отраслям требуется поддержка в первую очередь, какие меры поддержки востребованы, а какие не принесли ожидаемого эффекта. Поэтому органам власти совместно с предпринимательским сообществом необходимо постоянно мониторить ситуацию в крае, чтобы в оперативном порядка рассматривать вопросы поддержки бизнеса. И все они должны быть обоснованными и конкретными", – резюмировал бизнес-омбудсмен.
По его словам, решение системных проблем потребует изменения не только регионального, но и федерального законодательства. Поэтому все они были направлены в аппарат федерального уполномоченного и войдут в доклад, который в скором времени представят перед президентом.
В ходе обсуждения отчета бизнес-омбудсмена депутат фракции "Справедливая Россия – За Правду" Евгения Боровикова акцентировала внимание на том, что необходимо прорабатывать другие меры поддержки бизнеса в отдаленных селах и продолжать работу по предоставлению льгот предпринимателям и освобождению их от налога на имущество.
А председатель регионального отделения "Опоры России" Евгений Госьков попросил депутатов рассмотреть возможность принятия краевого закона, который вводит право предпринимателей на инвестиционный налоговый вычет. По его словам, Алтайский край остался одним из немногих регионов, которые не воспользовались этим правом. И обязательно подключить к обсуждению бизнес.
374 обращения поступило уполномоченному по защите прав предпринимателей в Алтайском крае в 2021 году. Из них 142 жалобы (130 – по административным, 12 – по уголовным делам), 210 устных обращений, 21 предложение по совершенствованию действующего законодательства. Наибольшее количество составили обращения, которые связаны со сферами земельно-имущественных и финансово-кредитных отношений, банковской деятельности и действиями правоохранительных органов.