"Не те и не там": Капура назвала основные причины кадрового голода на Алтае
В Алтайском крае налицо серьезный дисбаланс на рынке труда, который глава управления края по труду и занятости населения Надежда Капура обозначила как "работников много, но не тех и не там". На недавнем совещании в краевом парламенте, посвященном кадровому голоду в промышленности, она назвала несколько проблем, которые приводят к возникшей почти во всех отраслях острейшей нехватке сотрудников, особенно квалифицированных.
"Толк" публикует несколько ее наиболее значимых тезисов. (Посмотреть мнения разных экспертов по этому поводу можно здесь).
Работа есть"В регионе бытует мнение, что некуда трудоустроиться, нехватка рабочих мест. Да, существует структурный и территориальный дисбаланс. Но стоит отметить устойчивый спрос на кадры, который мы наблюдаем последние годы, и он говорит об обратном – есть где работать, есть рабочие места".
Упали в яму"Мы вошли не только в большую демографическую, но и половозрастную яму, когда выбытие больших по численности возрастных групп замещается меньшими по численности группами молодых работников".
Полный дисбаланс"Есть несоответствие спроса и предложения. Работников на рынке много, но не тех и не там. Есть территориальный дисбаланс: значительная часть официальных безработных – сельские жители, их около 70%, при этом около 70% вакансий – в городской местности. Это связано с концентрацией предприятий, с различным уровнем экономического развития наших территорий в целом.
Но помимо территориального, существует структурный дисбаланс – это несоответствие образовательного и квалификационного уровня соискателей запросам бизнеса. Порядка 70% предложений от работодателей – вакансии по высококвалифицированным рабочим профессиям, в то же время среднее профобразование имеют только 40% зарегистрированных безработных.
При этом ощущается острая нехватка инженерно-технических кадров: размещенные в августе вакансии на платформе "Работа России" показывают, что спрос на токарей и слесарей превысил предложение в 12 раз, на газосварщиков – в восемь раз, на трактористов – в три раза. При этом по ряду гуманитарных направлений, прежде всего, юриспруденции, мы видим профицит предложения".
Зарплаты ниже, чем у соседей"Мы видим, что среди молодежи уровень зарплаты является главным критерием при выборе места работы. Затем следует удобный график работы, возможность карьерного роста, транспортная доступность, наличие социальных гарантий и в целом качество жизни на территории проживания.
На конец июня средняя зарплата в Алтайском крае составила 35 266 рублей, по данным Росстата. Даже при том, что у нас сложились высокие темпы прироста на уровне СФО, она остается одной из самых низких.
Например, в сельском хозяйстве в первом полугодии средний размер зарплаты составил 30 431 рубль, и мы видим последние два года темпы роста здесь не ниже 115-125%, то есть очень высокие. Но в Кемеровской и Новосибирской области она выше почти на 6 тысяч рублей.
В обрабатывающих производствах в среднем предлагают порядка 36,6 тысяч рублей зарплаты. Но в Новосибирской области – выше на 12 тысяч, в Кемеровской – на 20 тысяч. Это обусловлено как наличием крупных предприятий, так и рядом других факторов, которые исторически сложились в территориях, для нас это то, что 43% населения проживает в сельской местности".
На селе вообще не идут работать"Немотивированные ребята, получив специальность, потом не идут работать. И это серьезная проблема. А те выпускники, которые уезжают в сельскую местность, стараются вообще не работать, потому что пособия по безработице выше, чем предлагаемая им зарплата".
Огромная серая зона"Еще одна острая тема – наличие неформальной занятости. Мы тоже тут в лидерах, и не только в СФО, но и по России. По данным Росстата, почти четверть занятого населения трудится вне правового поля, и это ущемляет не только их социальные гарантии, но и не показывает реальную картину занятости и уровня оплаты труда".