"Алтайэнергосбыт" рассказал, как работает с задолженностью в секторе ЖКХ
Дебиторская задолженность потребителей Алтайского края перед "Алтайэнергосбытом" превышает 1 млрд рублей. Из них 275 млн – доля предприятий ЖКХ и управляющих компаний (данные на 1 сентября 2022 года). Эти суммы в последние годы снижаются, правда, пока далеки до идеала. Почему так происходит и за счет чего удается решать проблему с задолженностью? Об этом на семинаре для журналистов рассказали специалисты компании "Алтайэнергосбыт".
Медленное снижениеСумма задолженности предприятий ЖКХ Алтайского края перед крупным поставщиком электроэнергии (АО поставляет 47,7% ресурса) на протяжении последних трех лет постепенно снижается.
На 1 сентября 2020 года – 344 млн рублей, на 1 сентября 2021 года – 300 млн рублей, на 1 сентября 2022 года – 275 млн рублей."И практически все 275 млн рублей с точки зрения договоров электроснабжения являются просроченными. Именно поэтому мы уделяем большое внимание этой категории потребителей", – отметил директор по работе с клиентами "Алтайэнергосбыта" Алексей Батюк.
Стоит отметить, что и предприятиям ЖКХ население Алтайского края задолжало немалую сумму за поставленные ресурсы – 1,2 млрд рублей. Если бы жители региона погасили свой долг, то организациям стало полегче. Но пока факты таковы, что размер задолженности ежегодно увеличивается.
Бой с долгами"Алтайэнергосбыт" пытается решить проблему дебиторской задолженности в секторе предприятий ЖКХ разными путями. Правда, далеко не все из них быстро приводят к результату.
Взыскание долгов в судебном порядке – это, конечно, работающая мера, но крайне долгая. Ведь зачастую эти процессы длятся по несколько месяцев.
"И это при условии того, что на расчетных счетах предприятий ЖКХ к тому моменту будут деньги. Этой процедурой мы довольно активно пользуемся. Но того эффекта, который бы нам хотелось, она не всегда приносит", – подчеркнул Алексей Батюк.
Второй способ борьбы с задолженностью – введение ограничений, отключение электроэнергии за неуплату. Метод действенный, но только в отопительный период применить его в отношении предприятий ЖКХ нельзя по закону.
Договорный подходНаиболее удачной мерой воздействия в компании считают заключение агентских договоров с предприятиями ЖКХ.
"В чем смысл такого договора? Мы помогаем предприятиям осуществлять деятельность по начислению, сбору денег с потребителей, повышаем уровень обслуживания клиентов. У нас в компании уровень собираемости за электроэнергию, которую поставляем населению, составляет 100%. И не каждое предприятие ЖКХ может похвастаться таким результатом. Именно этим опытом мы и готовы поделиться с ресурсоснабжающими организациями", – пояснил Алексей Батюк.
К тому же многие жилищно-коммунальные предприятия имеют немало проблем, которые не позволяют им выбраться из "долговой ямы".
У некоторых предприятий нет актуальной базы потребителей, а потому в вопросе начисления все происходит не очень прозрачно. Не каждое предприятие может себе позволить современную биллинговую систему. В связи с этим контроль по начислению и оплате осуществляется не всегда надлежащим образом. И потребителям, порой, могут вообще не выставляться платежки. Кроме того, не все проводят претензионно-исковую работу с должниками. Как отметил Алексей Батюк, предприятиям попросту легче получить деньги с того, кто исправно платит, чем бегать за тем, кто не платит вовсе. А с учетом того, что предприятия периодически банкротятся, то многие потребители полагают, что их долг забудется, а потому и не спешат его отдавать. Получая денежные средства, предприятия пытаются заткнуть ими те "дыры", которые им кажутся первоочередными. А вот сумма задолженности, в том числе перед энергосбытовыми компаниями, "закрывается" уже во вторую очередь."Агентский договор позволяет навести порядок в базе потребителей. Как только она актуализируется, начисления становятся стабильными и верными, возникает меньше вопросов, так как каждый понимает, за что он платит. Также мы предлагаем организациям наши онлайн-сервисы – передача показаний приборов учета через наш сайт, что довольно удобно. И самое главное – начисление стоимости за услуги происходит в биллинговой системе, которая практически на ноль сводит возможность ошибок", – перечислил основные преимущества работы по договору Алексей Батюк.
Он отметил, что работа по агентскому договору позволяет повышать качество обслуживания клиентов, которые могут оплатить коммуналку через банк, почту или сайт энергосбытовой компании (там, кстати, комиссия не взимается). Также она помогает увеличивать уровень сбора денег за коммуналку и снижать просроченную дебиторскую задолженность перед ресурсовиками.
Видимый эффектВ настоящее время "Алтайэнергосбыт" с предприятиями ЖКХ заключил 18 агентских договоров. Один из них – с МУП "Коммунальщик" (Славгород).
"Когда мы зашли туда, уровень сбора по итогам 2021 года увеличили до 97%. Для предприятия ЖКХ такой результат, на мой взгляд, даже более, чем хороший", – подчеркнул Алексей Батюк.
Раньше этот показатель был существенно меньше – 70-80%, уточнил начальник отдела сбыта МУП "Коммунальщик" Александр Алексеев. Помимо этого коммунальное предприятие отмечает немало других преимуществ, которые им дало сотрудничество с "Алтайэнергосбытом".
Одно из них – у "Коммунальщика" появилась электронная база, в которой оперативно обновляется информация, при этом для ее содержания не нужно нанимать отдельных сотрудников (эти вопросы находятся в зоне ответственности энергосбыта).
Доставка квитанций – казалось бы, мелочь, но дает весомый результат для коммунального предприятия в плане сбора платежей, отметил Александр Алексеев:
"Будь в электронном виде или на бумажном носителе, но квитанция нужна, поскольку она повышает дисциплину оплаты. Я общался с организацией, которая так не делает, и у нее сейчас большие проблемы, так как люди не платят. Нет квитанции – нет оплаты".
Также это позволило грамотно оптимизировать штат на предприятии и более эффективно задействовать специалистов.
Алексеев подчеркнул, что они заключили с "Алтайэнергосбытом" агентский договор практически с полным спектром услуг:
"Почему это лучше? Потому что компания полностью отвечает за начисление, подачу исковых заявлений, за информацию, которая предоставляется в соцзащиту".
В итоге предприятие "Коммунальщик" в текущем году в срок приступило к отопительному сезону, а в летний период обновило часть оборудования. В частности, закупило восемь глубинных насосов и два новых котла.