Барнаульский пивзавод преодолел испытания 2022 года и готов к вызовам будущего
2022 год заставил производителей пива и напитков сначала преодолевать трудности, а затем, оперативно реагируя на изменения рынка, использовать новые возможности. Генеральный директор Барнаульского пивоваренного завода Алексей Рыбников рассказал, как стратегия запасливых хозяев помогла им преодолеть сложности весной, насколько острой оказалась борьба за рынок Cola летом, какие испытания принесла маркировка и к чему готовятся на предприятии в следующем году.
Пересмотрели цепочки и поставщиков– В этом году многие предприятия края переходили из состояния полной неизвестности и необходимости перенастройки процессов к поиску возможностей. Как этот процесс происходил у вас и к каким результатам привел?
– Начало года было непростым как для нашего предприятия, так и в целом для отрасли. Практически полностью были разорваны логистические цепочки по поставке импортных сырья и материалов. По некоторым позициям поставки в Россию и вовсе прекратились.
Но наше предприятие всегда придерживалось позиции, что необходимо иметь запас сырья минимум на три месяца. Это позволило нам получить определенный временной задел на принятие решений: перестроить логистические цепочки, найти альтернативных поставщиков.
Помимо этого, подразделения завода взаимодействовали с уже действующими партнерами, у которых имелись на складах запасы. Потребовались немалые усилия, чтобы их максимально аккумулировать у нас на предприятии… Не всем нашим коллегам-пивоварам удалось это сделать. Мы смогли. И таким образом до конца 2022 года обеспечили себя тем сырьем, которое традиционно использовали для производства напитков.
Также возникли определенные трудности по материалам: пробкам, этикеткам, бутылкам. Например, мы использовали пробку-колпачок венгерского производства. Этот поставщик отказался работать с российскими заводами, таким образом, мы вынуждены были искать партнера внутри страны, и мы его нашли, и после смены поставщика никаких нареканий от потребителей не получили.
У многих типографий, изготавливающих этикетки, возникли проблемы с бумагой. Поэтому производители оперативно переориентировались на Китай и в целом проблему решили. Были две-три недели недопоставок, но за счет опять же имеющегося на предприятии складского запаса мы эту ситуацию прошли сравнительно безболезненно.
Самая большая проблема возникла с импортными запчастями: у нас на предприятии установлено преимущественно европейское оборудование, в основном немецкое. Когда партнеры из Германии прекратили поставки запчастей – трудности были, в основном связаны как с их получением, так и отказом поставок систем управления, контроллеров.
До июля-августа нам удавалось закупать запчасти через другие страны. Затем контрагенты ужесточили мероприятия по вывозу, и этот путь был закрыт. Мы искали другие варианты решения подобных проблем, к примеру, параллельно мы предложили заводам Барнаула и Новосибирска изготовить сложные детали, предоставляли им зарубежные образцы, например клапаны. В Новосибирске нам помогли, произвели необходимые запчасти. Но цена оказалась в три-четыре раза больше, чем у оригинальных деталей, потому что в Европе они производятся массово, а у нас – штучно.
Рост цен на все материалы стал общей большой проблемой. По некоторым позициям стоимость возросла в два-три раза. Ситуацию усугубляла нестабильность цен. Это создавало сложности и нам при определении ценовой политики: работа в убыток чревата большими рисками для экономики завода, поэтому мы вынуждены были также повышать цены. Однако по тем напиткам, где рост оказался наибольшим, мы проводили различные акции для потребителей, что позволило нивелировать рост цены.
– Уточнение по поводу сырья. Весной пивовары говорили о предстоящих трудностях по поводу приобретения хмеля и солода. До конца 2022 года вы обеспечили запас. А каковы перспективы?
– Хмель у нас только немецкий, завод работает только на нем. По большому счету других вариантов нет – поставки ведут две крупных немецких компании. Сейчас мы заключили контракт с одной из них, ждем поставку.
Что касается солода, то здесь мы стратегию пересмотрели – полностью переключились на поставки пивоваренного ячменя для производства собственного солода от сельхозпроизводителей из Алтайского края. В регионе четыре основных предприятия: они обеспечены соответствующими семенами и более чем на 90% закрывают потребности в пивоваренном ячмене. Закупочную компанию мы завершили, предприятие полностью обеспечено этим видом сырья.
Барнаульский пивоваренный завод – единственный в регионе имеет собственную солодовню. В этом году мы немного увеличили ее мощность, за счет этого себестоимость собственного солода у нас ниже, чем покупного, минимум в полтора раза, и это позитивно сказывается и на цене самих продуктов.
"Игра" с Cola стоила свеч– После ухода ряда зарубежных производителей на рынке безалкогольных напитков возникли свободные ниши. Как вы воспользовались этой возможностью? Сложно или просто Барнаульскому пивзаводу дался этот процесс?
– Речь идет прежде всего о замещении того рынка, который раньше закрывали Coca Cola и Pepsi. Наша служба маркетинга вовремя отреагировала на этот вызов: мы начали заниматься созданием нового продукта по вкусу, максимально приближенному к оригиналу, проводили дегустационные комиссии, определили поставщика сырья, вывели уникальную рецептуру, и в итоге – мы выпустили GS Cola – новинку в коктейльной линейке Good Stripes (Хорошие полосы), вышли на рынок, завели новый продукт в торговые сети – и за несколько месяцев стала лидером продаж среди наших напитков.
Однако параллельно с нашим заводом, с апреля по сентябрь 2022 года, 102 российских производителя выставили на рынок аналогичные продукты. Полки сетевых магазинов пестрили аналогами. Мы их закупали, проводили дегустации, в результате которых вывод был однозначный – вкусы у всех похожи. Но приблизиться к оригинальному в полной мере ни одному производителю не удалось. Все дело в уникальности оборудования, работающего на заводах по производству оригинальной Колы. Известного всем эффекта, когда пьешь напиток и пузырьки газа немного отдают в нос, на другом, кроме оригинального, оборудовании добиться сложно.
Но для нашего предприятия запуск собственной марки Cola стоил свеч, даже при такой конкуренции.
– Планов выпускать аналоги Fanta и Sprite нет?
– Нет. У нас есть своя уникальная линейка напитков, в том числе коктейлей, ее пока вполне достаточно.
Эхо пандемии– Данные Алтайкрайстата уже длительное время показывают падение физического объема производства пива. Почему это происходит?
– По слабоалкогольным напиткам в 2018-2019 годах рынок немного проседал, в 2020 году оставался стабильным, в 2021-м – подрос примерно на 1,5%. В 2022-м по России тоже наблюдается прирост, но в СФО – падение на 1%.
Важно понимать, что в эти годы влияние на рынок оказала пандемия. Вспомните, общепит тогда был закрыт, мы просто уже немного забыли об этом. В то время объемы реализации по этому направлению серьезно падали, акцент делался на продажах в сетевой рознице.
А еще до этого на региональном уровне приняли ряд законодательных норм относительно деятельности точек общепита по продаже слабоалкогольных напитков: по времени работы, требованиям к залам, расположению относительно жилых домов и т. д. Это тоже оказало свое влияние. Поэтому и сравнивать показатели достаточно сложно – условия функционирования рынка различались в разные годы.
И сейчас на уровне государства принимаются нормы, продолжающие ужесточать меры в сфере оборота слабоалкогольной продукции. Например, весной 2023 года стартует маркировка пива. Она начнется с пива в кегах. С октября под нее уже попадет продукция в стеклотаре и ПЭТ. И с 15 января 2024 года – все остальные виды тары, а их тоже достаточно. Это, конечно, тоже наложит свой отпечаток.
– А какие-то последствия пандемийных условий рынка еще сказываются? Или ситуация, в том числе в объемах продаж в общепите, выправилась полностью?
– Полностью не выправилась. Люди в целом немного отвыкли от общепита. И те объемы, которые были раньше, пока не достигнуты. Да и сейчас ситуация непростая – пик заболеваемости, люди стараются меньше ходить по заведениям.
Несладкая пилюля– По безалкогольным напиткам статистика, напротив, год от года показывает рост. Почему возник такой тренд и сохранится ли он, по вашим прогнозам?
– Да, продукты этой категории: холодные чаи, лимонады, коктейли – показывали у нас ежегодный рост в 10-40%. В такой динамике мы продолжаем идти и сейчас. По безалкогольным напиткам мы уже приблизились к максимальным возможностям наших производственных мощностей. Особенно очевидно это в высокий сезон, когда объемы потребления резко вырастают – в этот период мощности полностью загружены и даже перегружены.
В этом году, впрочем, определенный отпечаток наложило введение маркировки воды. Производительность линий на старте этого процесса была значительно снижена, в тот момент они работали лишь на 40-60% мощности. Например, одна из линий рассчитана на производство 6 тысяч бутылок напитка в час, а в момент запуска маркировки удавалось произвести только 2-3 тысячи, потому что происходили постоянные сбои в работе оборудования, обновления программного обеспечения – с марта по сентябрь было около 350 обновлений программного обеспечения, дисбаланс был колоссальный.
В процессе работу отлаживали, совершенствовалось и программное обеспечение. На заводе постоянно находились представители компании-интегратора, которая устанавливала маркировочное оборудование.
Были моменты, когда линии стояли неделю – проводились хакерские атаки на ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий, курирующий маркировку в России – прим. ред.).
И, однако, несмотря на эти внешние обстоятельства, рост производства по безалкогольным напиткам на БПЗ сохраняется. По различным номенклатурным группам – от 7 до 30%.
– Как на процесс производства и цену напитков может повлиять введение в 2023 году акциза на сладкие напитки – 7 рублей с литра? Можно ли сказать, что условно на эту сумму вырастет цена напитков в магазинах?
– Вырастет даже больше, к сожалению. Действительно, с 1 июля будет введен акциз – 7 рублей с литра сладких напитков. На этот акциз будет еще начисляться 20% НДС – и это уже 8 рублей 40 копеек.
Самая короткая цепочка движения товара выглядит следующим образом: завод продает дистрибьютору, а тот – в торговую розничную точку. В первом звене наценка к этим 8,40 – дополнительно около 30%, во втором – еще от 30%.
Конечно, любое повышение цены на продукт в таком размере негативно влияет на объемы продаж. А их падение неизбежно ведет к росту себестоимости за счет постоянных расходов, которые предприятие несет в любом случае вне зависимости от рыночной ситуации, – они распределятся на меньший объем.
Это, в свою очередь, ведет к уменьшению рентабельности, а значит – и возможностей для инвестирования, развития, ежегодного повышения заработных плат сотрудников.
– Часто население в таких ситуациях предполагает, что производитель может снизить качество. Это справедливо? Есть ли идти смысл на компромиссы в этом вопросе?
– Ухудшения быть не может. Тот поставщик концентратов для производства напитков, с которым работаем мы, – мировой лидер, и качество сырья у него очень высокое. Вся технология производства отработана, и смысла менять вкусовые, потребительские качества продукта нет никакого.
Расширение сети– Позволяют ли сложившиеся условия выходить на новые рынки, в другие регионы? Или текущая обстановка заставляет вас сконцентрироваться на тех рынках, что уже есть?
– Мы работаем по всей стране, в ряде стран ближнего зарубежья, периодически поставляем продукцию в Китай. В современных рыночных условиях целесообразно развивать работу в нашем домашнем регионе, например, усилить позиции в районных центрах Алтайского края, расширить сеть фирменных магазинов "Заправка". Как правило, открытие одного такого магазина позволяет практически удвоить объем продаж в населенном пункте.
Сейчас у нас около 200 точек фирменных магазинов в городах, райцентрах края.
Что касается других регионов, то мы планируем усиливать взаимодействие с нашими дистрибьюторами. Кроме того, активизируем работу с торговыми сетями. Например, сейчас рынок активно осваивает сеть "Красное и белое", которая целенаправленно движется на восток страны – это большой потенциал. Можно говорить о расширении ассортимента в таких сетях, как "Магнит", "Пятерочка", "Мария Ра".
– Речь идет больше о расширении линеек продукции в сетях или о вхождении в какие-то из них?
– По ряду сетей речь идет о расширении позиций, но по некоторым – о вхождении.
– Есть еще какие-то планы на 2023 год, который будет для БПЗ еще и юбилейным?
– Главная наша задача на следующий год – стабильная работа предприятия. О масштабных инвестициях мы пока говорить не можем. Европа, где производится основное оборудование, сейчас для нас закрыта, и мы изучаем альтернативные варианты в Китае. Например, у завода есть потребность в новой линии розлива в ПЭТ. Пока мы изучаем рынок, находимся в поиске партнера, а это – процесс небыстрый: во-первых, в Китае регулярно вводятся ограничения из-за пандемии. Во-вторых, резко сократилось число различных выставок, которые прежде давали возможность изучить образцы, пообщаться с коллегами, получить отзывы. Сейчас изучать рынок и принимать решения стало сложнее.
Конечно же, в новый год мы вступаем с новыми планами, новыми надеждами! И эти надежды в первую очередь связаны с тем, чтобы постоянно радовать наших потребителей как новинками, так и уже полюбившимися напитками!
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех читателей портала "Толк" с наступающим Новым годом, пожелать крепкого здоровья, финансового процветания, гармонии в душе и мира в семье! Пусть в новом году у каждого исполнится самая заветная мечта!