Толк новости
Экономика |

"Китайцы" в авангарде: что происходит на "потрясенном" авторынке

Автодилеры на федеральном уровне говорят о тревожном положении дел в отрасли, алтайские игроки в оценках заметно спокойнее
Читать в полной версии ➔

Федеральные автодилеры бьют тревогу – в России в 2022 году произошел обвал продаж автомобилей из-за ухода более 40 марок. Его, по их оценкам, не смогут восполнить китайские бренды, продукция отечественного автопрома, и параллельный импорт не спасет. Острый дефицит – и по запчастям. Однако участники авторынка Алтайского края более сдержаны в оценках. Они говорят, что местные дилеры, как и многие в стране, оперативно переключились на китайские марки и в целом предложение с учетом роста цен закрывает спрос. Да и на вторичном рынке ситуация стабильна.

Алтай: бренд или гарантия

Федеральное агентство "Автостат" фиксирует: в 2022 году в России продали в 2,5 раза меньше новых машин и на 19% – авто с пробегом. При этом на новые легковые автомобили покупатели потратили 1,5 трлн рублей, что вдвое меньше, чем за год до этого, а на б/у – 4,3 трлн рублей, и это, наоборот, исторический рекорд. То есть купив "пробежных" авто на 19% меньше, люди заплатили за них на 14% больше, чем в 2021 году. Цены в первом полугодии выросли по некоторым позициям кратно.

"Вот Chery Tiggo 8 Pro, лидер продаж. В начале года он стоил 2 млн рублей. После известных событий, когда начался массовый исход брендов, именно китайский дистрибьютор повысил цену до 3,5 млн рублей. Она была нам назначена и поставлена в дилерскую сеть. Мы испытали радость? Нет. Мы испытали потребительский шок. Нам люди говорили: "Как же так? Что же вы, дилеры, сделали?" При этом если зайдете на страницу китайского дистрибьютора и посмотрите на розничную цену, то увидите, что стоит вообще 1,6 млн рублей. То есть у нас они продают по двойной цене", – привел пример ценообразования Алексей Подщеколдин, вице-президент ассоциации "Российские автодилеры" на недавнем совещании в Совете Федерации.

Алтайский край не вошел в 2022 году в топ-30 регионов по числу продаж новых автомобилей, а вот по объему реализации б/у находится на 18-м месте, хотя и в этом сегменте рынок в регионе упал на 24%, говорят данные "Автостата".

Однако местные игроки рынка в набат не бьют и приспосабливаются к изменившимся условиям. Они отмечают, что сегодня в крае автомобиль можно приобрести четырьмя способами.

Первый – купить новый в салоне. Это могут быть отечественные или китайские бренды, официально продающиеся в дилерских центрах. Они идут с гарантийным обслуживанием. Но да, стоить стали заметно дороже, чем год назад. Второй способ – купить новое авто ушедших брендов у тех, кто привозит их через параллельный импорт. Но эти машины не будут иметь гарантийного обслуживания. Третий – купить новое или б/у авто в Казахстане, других странах Азии или, например, в странах Ближнего Востока. Так сейчас делают. Это будет дешевле – по оценкам участников рынка, при стоимости машины в 4,5 млн рублей разница может доходить до 1 млн. Но, конечно, никакого гарантийного обслуживания. Четвертый – приобрести автомобиль на вторичном рынке, в салоне или у физлица.

По большому счету, говорит менеджер "Альбион-Моторс" Михаил Сазонов, сейчас желающие купить авто либо покупают машины привычных, но ушедших из России брендов, но без гарантийного обслуживания, либо "китайцев", но с гарантиями.

По его оценке, ажиотажного спроса нет, поскольку цены заметно выросли, а планирование такого рода приобретений "притормозило" из-за общей неопределенности ситуации.

На рынке авто с пробегом ситуация стабильна, говорит Олег Кадников, директор "Сибирь-Авто":

"Обвала продаж я у нас не фиксирую. Всплеска тоже нет. Да, был ряд временных реакций на новости, например в феврале был ажиотаж. Но в целом спрос стабильный".

По его словам, он не видит и массового перетока в б/у сегмент тех, кто хотел купить новое авто, но не смог из-за ухода брендов. Такие случаи есть, но большинство находят варианты. "Потому что параллельным импортом тоже много кто занялся", – констатирует Кадников.

На рынке запчастей и масел также происходит замещение – и отечественными, и китайскими аналогами.

Найти оригинальные запчасти можно и сейчас, говорит директор оптового направления Makk Виктор Каулин, но это стало заметно дольше и дороже. Аналоги везут из Китая или от российских производителей.

"Я свой пример могу привести. У меня возникала по лобовому стеклу на Mercedes. Сначала заказал оригинальное, мне насчитали 175 тысяч рублей. Ждал месяца два, но не дождался. Случайно выяснил, что аналог можно изготовить в Барнауле. Оно мне обошлось за 6 тысяч рублей. Да, не оригинальное, немного искажает. Но, я думаю, ребята начнут делать – и опыт наработается, и качество повысится", – рассказал Каулин.

Его компания полностью заменила и автомасла: "У нас они со всеми допусками. Например, корейское Zic, отечественные Sintec, Rolf. Фильтры мы тоже завезли, немецкие".

Россия: вывести из тени и изменить законы

Из 60 автобрендов, работавших на рынке России в начале 2022 года, на 1 декабря осталось 14 – 11 китайских и три российских. Если в 2017-2021 годах продажи новых автомобилей в России держались на уровне 1,6-1,8 млн штук в год, то в 2022-м рухнули до 690 тысяч. Такие данные со ссылкой на "Автостат" привел Алексей Подщеколдин на совещании в Совете Федерации (СФ) "Актуальные вопросы деятельности официальных представителей производителей, осуществляющих продажу и сервисное обслуживание автомобилей".

Эта встреча прошла по инициативе рабочей группы по законодательному обеспечению развития Национальной системы защиты прав потребителей при комитете СФ по регламенту. Ее целью было выявить проблемы на изменившемся рынке, чтобы определить, какие законодательные изменения необходимо принять для защиты прав потребителей.

Модератором встречи выступил глава рабочей группы, сенатор от Алтайского края Виктор Зобнев. Он подчеркнул, что на состояние рынка кардинально повлияли веденные санкции, которые и привели к ограничению продаж автомобилей, сервисного обслуживания, другим проблемам, с которыми столкнулись дилеры и потребители.

Однако он напомнил, что власти страны оперативно откликнулись на изменения и внесли корректировки в законодательство, которые, в частности, легализовали параллельный импорт, что частично снимало остроту проблемы.

Между тем тревожность относительно будущего у федеральных игроков рынка сохраняется. Так, в ассоциации "Российские автодилеры" считают, что под угрозой закрытия находится около 2 тысяч автоцентров. Поскольку полностью восполнить "отпавшие" объемы реализации в действующих условиях, в том числе законодательных, не удастся, считают в объединении.

В ней прогнозируют, что в 2023 году продажи новых авто плюс-минус повторят результат 2022 года – около 700 тысяч машин. Однако подчеркивают, что параллельный импорт может дать максимум 100 тысяч авто, китайские производители – порядка 165 тысяч, остальной объем придется на отечественный автопром.

Выходов дилеры видят несколько. Все предложения они озвучили на совещании.

Первое, что они считают важным сделать, – вывести из тени рынок подержанных авто. По оценкам ассоциации, потенциальная емкость этого рынка – около 5,5 млн машин, и из них только 10% продаются официально.

В 2021 году, по данным ассоциации "Российские автодилеры", на 1,67 млн проданных новых авто приходилось 6,36 млн с пробегом, а в 2022 году – на 690 тысяч новых приходилось 5,89 млн с пробегом. Соотношение емкости рынков в денежном выражении – 1,57 трлн рублей к 7 трлн.

Для изменения ситуации дилеры предлагают изменить систему налогообложения НДС юрлиц, торгующих машинами с пробегом.

Второе изменение, которое участники рынка предлагают ввести, – увеличить вдвое срок, отведенный законом "О защите прав потребителей" для устранения неполадок автомобиля, с 45 до 90 дней. По словам Подщеколдина, в новых условиях дилеры часто физически не могут выполнить сроки ремонта.

"Не надо сравнивать нас с продавцами утюгов. Автомобиль – это технически сложный товар", – заявил Подщеколдин.

Однако начальник управления Роспотребнадзора Олег Прусаков напомнил, что норма о 45-дневном сроке гарантийного ремонта предусматривает возможность договоренности сторон, когда очевидно, что срок невозможно соблюсти.

"Неумение дилеров договариваться с потребителями зачастую и проводит к проблемам", – заявил Прусаков.

Он также добавил, что при ремонте дилеры могут использовать не только оригинальные детали, но и аналоги – закон не устанавливает ограничений на этот счет. Лишь бы запчасти отвечали требованиям безопасности.

Также в ассоциации предлагают законодательно определить, что менять бракованную машину должен производитель, а не продавец. Сейчас покупатель может требовать замену и с того, и с другого.

Как сообщил Виктор Зобнев, все предложения, прозвучавшие на совещании, будут зафиксированы, их изучат, обязательно направят в профильный комитет Совета Федерации и в минпромторг.

Читать в полной версии ➔