Нодар Шония рассказал о своем бизнесе и перспективных нишах девелопмента
Алтайское бизнес-сообщество объединяет инициативных предпринимателей региона, которые находятся в постоянном поиске полезной информации для бизнеса. Для его участников проводятся мероприятия разного формата, на которых можно прокачать свои скилы, а также расширить круг для делового общения и сотрудничества. Один из форматов – деловые обеды, на которые приглашаются предприниматели, добившиеся особенных результатов. Одним из таких стала встреча с основателем и руководителем компании "Селф" Нодаром Шонией. Рассказываем о некоторых темах, которые поднимались на встрече.
Нодар Шония возглавляет компанию "Селф", которая работает в Барнауле с 1996 года. Основной профиль – строительство жилья, коммерческих зданий и возведение социально значимых объектов по государственным и муниципальным контрактам. Кроме того, курирует проект реконструкции ресторана "Русский чай". Бизнес для души, говорит о последнем направлении спикер. Компания работает в Алтайском крае, Республике Алтай, имеет опыт реализации объектов в Новосибирской области, Краснодарском крае, развивается в Москве и Московской области. Строить будемУ Алтайского края хорошая инвестиционная привлекательность для девелопмента и в целом для бизнеса, уверен Нодар Шония. Во-первых, компании на рынке строительства жилья доказали свою устойчивость и на фоне коллег из других регионов выглядят отлично. А это значит, что конкуренция между собой каждый раз выводит продукт на новый уровень.
Во-вторых, в регионе реализуется множество инвестиционных программ, направленных на развитие инженерной и социальной инфраструктуры. И, в-третьих, есть запрос на повышение качества жилья.
– В 1990-х годах на рынке были востребованы большие по площади квартиры. В 2000-х покупатели сосредоточились на студиях от 25 до 35 кв. метров. Сейчас наш отдел продаж отмечает, что люди покупают квартиры для жилья, не увеличивая площадь проживания. Их интересует другое качество – новый дом, интересная архитектура, современные материалы, благоустройство, инфраструктура района. То есть очевидна миграция из старого жилищного фонда в новый. И это наша возможность, – говорит спикер.
Также актуальна строительство в рамках госконтрактов.
– С частными деньгами работать проще, чем с государственными: здесь другой подход и уровень ответственности перед разными организациями. Но на протяжении всей своей истории "Селф" берется за госконтракты, потому что речь идет о привлечении инвестиций в край. Ежегодно это 5-7 миллиардов рублей. Власти края, губернатор Виктор Петрович Томенко очень много времени уделяют привлечению инвестиций, которые направляются на строительство медучреждений, школьных, дошкольных, инфраструктурных объектов.
Акцент на центрНодар Шония отмечает, что в Барнауле сформировались две локации застройки – спальный район и центр города. Он убежден, что сегодня нужно осваивать именно центр.
– На эту тему много общаемся с руководством города. Строители выходят с ходатайством о внесении отдельных решений в генплан, которые в том числе поддержат развитие центра города – его обновление и преображение. Ведь здесь много аварийного и ветхого жилья, есть неосвоенные заболоченные участки, которые при правильном подходе могут стать привлекательными локациями.
Также Нодар Шония рассказал, что продолжает работу по проекту на набережной Оби. По его словам, на месте проведены уникальные изыскания – строители забурились почти на 100 метров в землю, взяв пробы грунта, проследив сейсмику места и проведя другие испытания.
– До сих пор в Алтайском крае не проводили такие работы, поэтому полученный материал уникальный. Мы передали его на хранение в архивы, и теперь строители могут воспользоваться им. Наша работа над проектом продолжается. Хотим, чтобы этот проект был уникальным для нашего города, это будут самые высокие башни в Барнауле. И я уверен, что их появление вдохнет жизнь в эту часть города, а еще украсит его и станет визитной карточкой.
Растущее направлениеЗатрагивая тему перспективных направлений для бизнеса, спикер рассказал членам Алтайского бизнес-сообщества о перспективах Горного Алтая. Он стал важной точкой развития на инвестиционной карте России. Большой интерес к его недвижимости проявляли жители сибирских регионов, Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и т.д.
Нодар Шония уточнил, что на данный момент цены на новое экономжилье в Барнауле и Горном Алтае сравнялись. Такая ситуация открывает еще большие возможности для девелоперов и инвесторов.
– Я не понаслышке знаю, сколько федеральных структур туда заходят, выкупая землю под серьезные проекты. И все потому, что потенциал у территории высокий. Ожидается, что через пять лет количество туристов возрастет до 4-5,5 миллиона человек в год. Это притом, что стартовали два года назад с одного миллиона, – говорит он.
Такой наплыв туристов потребует соответствующей инфраструктуры, а значит, и рабочих мест. Счет идет на десятки тысяч человек, которым потребуется жилье, а еще предприятия обслуживания.
– Поэтому есть потенциал для развития мелкого и среднего бизнеса, – продолжает спикер. – Например, сейчас в Горном есть только один крупный завод по производству стройматериалов – Майминский завод ЖБИ МАГИС. Поэтому аккуратно изучая потребность, можно создавать предприятия на этой территории.
В мае 2023 года приступили к строительству квартала многоэтажных жилых домов в селе Майма Республики Алтай. Этот проект станет третьим, который девелопер развивает в соседнем регионе. В 2022 году в Горно-Алтайске начали строить жилые комплексы "Новый берег", ЖК "Поэма".
Перспектива ИЖСЕще одно перспективное направление для девелопмента – строительство индивидуального жилья. По словам министра строительства и ЖКХ региона Ивана Гилева, доля квадратных метров ИЖС от общего объема в Алтайском крае за последние пять лет выросла с 39 до 50%. За первые четыре месяца 2023 года она уже составляет 62%. И, по его словам, все чаще на рынок ИЖС выходит крупный бизнес.
– Я не участвовал в крупных проектах по строительству индивидуального жилья и не планирую – все направления бизнеса невозможно охватить, – отметил Шония. – Но в целом это перспективная тема на сегодняшний день. Покупательскую способность поддерживает сельская ипотека. При Министерстве строительства РФ разрабатываются типовые дома с применением новых технологий. В этом направлении можно находить себя.
По его словам, в Алтайском крае девелоперы в ближайшие год-полтора планируют создание крупных площадок для строительства ИЖС:
– Их логика какая: они создают площадку с инфраструктурой и нормативной базой, куда пригласят строителей. Этой темой даже я бы занялся. Она интересна как бизнес, особенно для малого предпринимательства.
Маргарит Агекян, руководитель Алтайского бизнес-сообщества: – Встреча с Нодаром Викторовичем Шонией стала знаковой для Алтайского бизнес-сообщества. Мы не просто обсудили бизнес, который зарабатывает деньги. Речь идет о деятельности, которая влияет на статус нашего края, меняет его инфраструктуру в лучшую сторону, повышает качество жизни населения. Это редкий опыт и наивысшая точка, к которой должен стремиться каждый бизнес. Бизнесовые лайфхаки Нодара Шонии Дар предпринимателя– Много лет назад мы строили ресторан – двухэтажное здание. Вложили в него много сил и средств. А потом остановились у придорожной шашлычной, в которой стоял длиннющий мангал и, наверное, пятиметровая очередь. Мы смотрим на это и удивляемся, как все просто и интересно – просто мангал на улице. В этом и есть суть предпринимателя – найти такую идею, которая выстрелит здесь и сейчас.
Выбор проекта– С чего начинается работа: пришло предложение из вне или родилась идея внутри компании. Я прошу топосъемку и дислокацию участка, отдаю менеджеру и маркетологу. И дальше мы смотрим инфраструктуру места, транспортную доступность, определяем, для какого покупателя может быть предложение. Также делаем посадку здания на имеющийся участок и смотрим, какое количество квадратных метров там можно построить. И если мы в этом проекте увидим бизнес, то приступаем к следующим шагам.
Сохранение репутации– Если проект по госконтракту по каким-то причинам становится убыточным, например существенно подорожали материалы, я сделаю все, чтобы достроить его. Понимаете, испортить свою репутацию – это секундное дело. Восстанавливать ее сложно.
Есть убыточные проекты. Это нормально, и этого бояться не надо. Самое главное – не остановиться. Во все кризисы предприниматели несли убытки, но компании сохраняли, потому что завтра-послезавтра ситуацию можно было исправить.
Делегирование– Проблемы и задачи в компании надо делегировать в профильные отделы. Как только подпускаешь их к себе и решаешь, с завтрашнего дня они уже все к вам приходят. Чтобы работник был самостоятельным и компетентным в принятии решений, ему надо давать такую возможность. Даже где-то заставлять. Учитывая нестандартные вопросы, которые возникают в нашем бизнесе, приходится включаться в их решении. Но делать это надо разумно.
Формирование команды– Не всегда человек с улицы – лучшее решение. Он может принести беду в компанию. Когда коллектив большой, внутри, скорее всего, есть резервы. Но бывают начальники, которые хотят быть незаменимыми и потому не растят руководителей. На фоне этого грамотные люди остаются незаметными. У меня была ситуация: человек ушел в отпуск и я взял на объект сотрудника из его отдела. За три дня я увидел его работоспособность, и сегодня он занимает у меня серьезную должность.
Внутренний резерв– Бывает тяжело, и ты говоришь: "А-а-а, все, я больше ничего делать не буду". Потом проходит два-три часа, встаешь и идешь дальше работать. Легко никогда ничего не было и не будет. Никогда легких денег не получал – всегда надо было вкалывать. Это не плохо, а, наоборот, хорошо. Это закаляет и развивает.