Толк новости
Экономика |

Сушите баки: аграрии и дорожники рискуют сорвать работы из-за дефицита топлива

Потребители дизтоплива констатируют: цены "улетели в космос", но и по ним купить ГСМ проблематично – продавцы ставят в очередь поставки на октябрь
Читать в полной версии ➔

Минимум у 25–30% хозяйств Алтайского края могут возникнуть серьезные проблемы с завершением уборочной кампании из-за острого дефицита и резкого подорожания дизтоплива (ДТ). "Пока выкручиваются", но прогнозируют трудности, "если так дальше пойдет", и дорожники, у которых минимум до октября – горячий сезон. Аховая ситуация с наличием топлива – общефедеральная. Региональные эксперты предупреждали власти края, что она докатится и до нас, еще в середине августа.

Цены – в космос, топлива – нет

"У некоторых хозяйств масштаб трагедии может быть большим, потому что на сегодняшний день купить топливо практически невозможно", – рассказал "Толку" руководитель регионального Союза крестьянских и фермерских формирований Александр Балаков. По его словам, постоянный поставщик топлива для его хозяйств сообщил, что на 7 сентября запасов нет – ни солярки, ни бензинов АИ-92 и АИ-95.

Пример другого хозяйства привел исполнительный директор Союза Александр Вайс: фермеру в "Газпромнефти", с которой заключен договор, сообщили, что топлива нет и могут поставить в график поставки на начало октября.

Дефицит привел к неизбежному. "Цена в космос улетела", – говорит Николай Данилин, гендиректор Барнаульского ДСУ №4.

Если в конце июня стоимость тонны дизтоплива в мелком опте у "Роснефти" и "Газпромнефти" составляла почти 59 тыс. рублей, то на 7 сентября преодолела 73 тыс. рублей. Но и по этой цене купить прямо сейчас невозможно.

"Фермеры обращаются к перекупам, те говорят: "Нет проблем, можем поставить по 90 тыс. рублей". Решили заработать на этом все, кроме крестьян", – говорит Вайс.

При этом от разных игроков рынка поступают разные предложения: "Последнее, что я слышал – 75,5 тыс. за тонну, из Новосибирска было предложение – по 85 тыс. На сайте Союза фермеров видел информацию, что в южных регионах России – уже за 100 тысяч. Конечно, такие цены – это очень серьезно", – говорит Балаков.

"Прогнозируется, что чуть ли не до 80 тысяч [рублей за тонну] вырастет цена", – опасается Данилин.

При этом в рознице – на сетевых заправках – цена топлива в пересчете на литр на 10 рублей дешевле. То есть оптом компании торгуют значительно дороже, чем в у себя в рознице.

Однако заправиться на АЗС физически может далеко не вся техника.

"Какая-то да, заправляется. Но нужно закупать и бензовозы – каток на АЗС не погонишь", – объяснил "Толку" Василий Мотуз, глава Алтайавтодора. "Экскаваторы, бульдозеры, асфальтоукладчики – другая тяжелая техника не может поехать на АЗС", – добавил Данилин.

К тому же, по слова Александра Вайса, на некоторых заправках уже вводят ограничения – по 100 литров на одну машину.

Как рассказали "Толку" игроки топливного рынка, ДТ с АЗС сейчас "просто выметают".

Хватит ли топлива аграриям и дорожникам

По словам Вайса, у многих хозяйств нет нужного объема запасов топлива для завершения уборочной кампании. Весной, когда предприятия его закупали, говорит он, "были проблемы с кредитными ресурсами, а ценовые параметры на сельхозпродукцию не позволяли приобретать весь необходимый объем". То есть часть хозяйств надеялись продать зерно позже по большей цене (а она действительно пошла вверх), чтобы на вырученные деньги докупить ГСМ.

"Даже те, кто имеет запас прочности, в любом случае планировали в сентябре дозакупать ГСМ, потому что после уборки зерна начинается уборка подсолнечника, параллельно идет вспашка зяби. И немногие имеют объемы, которых хватит на весь сезон", – объясняет Балаков.

Например, только его хозяйствам требуется дозакупить в пределах 120–150 тонн.

Как сообщил "Толку" министр сельского хозяйства края Сергей Межин, традиционно сельхозпроизводители края закупают заранее около 70% от необходимого на уборочную объема топлива, остальные 30% закупаются в процессе.

"Хотелось бы ошибаться, но, думаю, 25–30% крестьян испытывают трудности [с покупкой топлива на текущую уборочную]. Не говоря о том, чтобы делать запасы на следующий сезон", – считает Вайс.

При этом, по данным регионального минсельхоза на 7 сентября, аграрии края убрали урожай с 30% посевных площадей.

Дорожники, по словам Василия Мотуза, пока также справляются, хотя перспективы тревожные:

"Мы немного затоварились заранее, как будто знали о такой ситуации, хотя никто ее не предвидел. Пока выкручиваемся. Но как-то нехорошо это все, если честно".

По словам Николая Данилина, Барнаульское ДСУ №4 на данный момент еще имеет топливо – буквально 7 сентября на предприятие пришел бензовоз с ДТ от поставщика, с которым давно выстроены отношения. Но цена в пересчете на литр оказалась на 10 рублей выше, чем на АЗС.

"Но если в целом проблема не решится, то и мы можем с ней столкнуться. Наши контрагенты – наемная техника – уже столкнулись. Вчера (7 сентября) буквально представители сказали, что не могут купить топливо", – рассказал Данилин.

При этом, напомнил Мотуз, у дорожников с запуском отремонтированных в этом году дорог работа не закончится:

"У нас не только ввод дорог, нам потом еще снег надо чистить".

Почему взлетели цены на дизтопливо

Ситуация с ДТ – продолжение топливного кризиса, возникшего, как уже неоднократно писал "Толк", летом этого года.

Основной причиной и в Российском топливном союзе (РТС), и другие эксперты рынка называют озвученное государством намерение снизить, а затем и вовсе отменить выплаты по демпферу производителям бензина и ДТ.

Демпфер – это, по сути, компенсация разницы между экспортными и внутренними ценами. Продавать за границу топливо выгоднее, тем более сегодня, когда доллар заметно подорожал. Однако внутренний рынок при этом остаться без ГСМ не может, и государство покрывало разницу в цене. В 2022 году нефтеперерабатывающие заводы получили рекордные выплаты – 2,2 трлн рублей, в 3,2 раза больше, чем за год до этого, писал РБК.

Но весной Минфин заявил о намерении снижать выплаты, а потом и отказаться от них. В мае начался рост цен. А топливо, по данным РТС, активно стали экспортировать, в том числе серыми схемами, даже те, кто покупал его для внутреннего рынка с демпфером. Оптовая цена бензина на бирже все лето била ценовые рекорды. При этом в рознице на АЗС "Роснефть" и "Газпромнефть" цены удерживали – на их заправках цена росла заметно меньше, чем в опте.

Это неизбежно привело к тому, что независимые операторы, а также те же аграрии и дорожники, которые вынуждены покупать ГСМ оптом, оказались в совершенно неконкурентной рыночной ситуации, рассказывал ранее "Толку" Юрий Матвейко, вице-президент РТС и руководитель его краевого отделения.

Первыми "полетели" оптовые цены на бензин, а с началом уборочной кампании на юге России – и на дизтопливо. И это при том, что в России существует большой профицит по производству дизтоплива, объяснял Матвейко. То есть его должно было с лихвой хватить на внутренние потребности. Но экспортный заработок в 25 тыс. рублей с тонны (по сравнению с внутренними ценами) оказался слишком лакомым – и топливо потекло за границу.

Но на юге России, где пострадали больше всего, ДТ нет и по 100 рублей за литр: как заявил "Новым Известиям" глава отраслевой ассоциации Ставропольского края Сергей Колесников, аграрии "скупают остатки, но и на заправках топлива уже нет", полевые работы частично остановлены.

Министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев назвал проблему с топливом для аграриев кричащей.

"Мы сейчас остановим и уборочную, и не отсеемся по озимым. Это будет катастрофа", – заявил он на заседании комитетов по контролю и аграрным вопросам Госдумы 6 сентября, писал "Интерфакс".

Сейчас федеральный Минсельхоз плотно работает с Минэнерго и НПЗ, чтобы обеспечить сельхозпроизводителям "по каждому региону необходимый объем", заявил министр.

В пятницу, 8 сентября, вице-премьер Александр Новак провел совещание с представителями нефтяных компаний, Минсельхоза и Минэнергетики, сообщил сайт кабмина. Производители пообещали снабдить аграриев топливом в необходимом объеме.Они, впрочем, сообщили, что дефицита автомобильного топлива нет.

Что делают в Алтайском крае

В Алтайском крае, по данным "Толка", минсельхоз также запросил у хозяйств, местных администраций и свел информацию по необходимым объемам ГСМ для завершения уборочной. По словам Сергея Межина, мониторинг ведется на постоянной основе. "Потребность на текущую уборку мы сформировали и информировали об этом Минсельхоз России", – отметил министр.

Между тем Алтайский топливный союз еще в середине августа направлял официальное письмо на имя губернатора Алтайского края Виктора Томенко с просьбой обратить внимание на проблему с диспаритетом оптовых и розничных цен на топливо, которая может привести потенциально к его дефициту и закрытию независимых АЗС, которых в крае большинство.

Ответ пришел 7 сентября за подписью министра экономического развития края Анатолия Нагорнова. В нем говорится, что ценовая ситуация "находится на постоянном контроле", что губернатор направил обращение в Правительство РФ и полпреду президента в СФО "с просьбой о принятии комплекса мер по недопущению дефицита ГСМ в регионе и урегулированию ценовой ситуации на топливном рынке".

"Государству выгодно, чтобы села жили и хорошели. <...> Ведь на кону продовольственная безопасность России. Об этом постоянно напоминает и Владимир Путин, и я как руководитель федерального направления "Сельское хозяйство" в президентском Госсовете. Селянам нужна достойная жизнь", – говорил в недавнем интервью губернатор.

Также в ответе Алтайскому топливному союзу говорится, что правительство обратилось в краевое УФАС с просьбой провести контроль ценообразования на рынке. А в региональные представительства "Газпромнефти" и "Роснефти" направили письма, чтобы те приняли меры "по исполнению заявок независимых операторов в полном объеме".

Читать в полной версии ➔