Зарплаты, налоги, остатки – все о денежной политике края в ответах главы минфина
30 ноября депутаты Алтайского краевого Заксобрания (АКЗС) в двух чтениях утвердили бюджет региона на 2024 год. Это главный финансовый документ, по которому предстоит жить краю. Здесь заложены и зарплаты бюджетникам, и расходы на ремонты дорог и соцобъектов, и помощь бизнесу, и многое другое.
Ключевые позиции по бюджету, логику его формирования и предстоящие изменения в финансовой политике в октябре и ноябре комментировал глава регионального минфина Данил Ситников. Он выступал на разных площадках: на публичных слушаниях по проекту, на сессиях АКЗС, на пресс-конференции. "Толк" объединил его высказывания, чтобы сформировать общее понимание бюджетной политики региона.
Зарплаты в приоритете– Мы индексируем заработную плату для указных категорий [врачам, учителям, работникам культуры и т. д.] на 9,8% с 1 января, иным категориям – на 4,5% с 1 октября 2024 года. Индексация предусмотрена аналогично темпам, заложенным на федеральном уровне.
Существенно увеличивается МРОТ, он составит 19 242 рубля, сегодня 16 242. Но мы знали об этом решении с начала текущего года и готовились к нему.
Общий объем краевого фонда оплаты труда в части наших обязательств в 2024 году составит 53,1 млрд рублей – 115% к первоначальному [варианту] бюджета на 2023 год. В том числе на индексацию и МРОТ, и зарплат в целом предусмотрено по краевому бюджету – 4,1 млрд рублей, по консолидированному (краевой + муниципальные) – 5,7 млрд (цифры актуальны на конец октября. – Прим. ред.).
Выплата заработных плат является приоритетной для правительства. И мы будем еще не раз возвращаться к этой теме в течение года. Например, в 2022 году мы трижды обращались к вопросу индексации.
Бюджет является подвижным механизмом и в случае возникновения ресурсов мы вернемся к этим вопросам и в 2024 году.
Добавлю, что в 2023 году, по итогам 9 месяцев, в целом краевой фонд оплаты труда вырос на 18%. А реальная зарплата – на 12–13%. Это достойные показатели, я считаю, хотя инфляционные риски продолжают оставаться выше запланированных. О возможных сокращениях– Все имеющиеся длительные расходные обязательства по содержанию учреждений здравоохранения, образования, социальной сферы, культуры и прочих отраслей нами заложены в полном объеме – с темпами индексации зарплат, [средств на оплату] коммунальных и социальных услуг.
Если и есть отдельные сокращения, то по расходам, связанным с какими-то инвестиционными вложениями. Например, построили мы школу – эти деньги раньше были заложены, теперь ее ввели в эксплуатацию – и их нет, и эти средства направят на другой объект.
То есть снижению могут подлежать только те статьи расходов, срок действия по которым заканчивается.
Что касается федеральной поддержки. По итогам 2023 года мы получим 62 млрд рублей такой помощи. Но это с учетом внесенных в течение года поправок, поступления дополнительных средств. Сейчас на 2024 год мы видим 60 млрд рублей федеральной помощи. Нельзя говорить о каком-то тотальном ее снижении.
О переходящих остатках– В условиях сложившейся нестабильной экономической ситуации в стране мы достаточно скрупулезно и взвешенно подходим к процессу исполнения бюджета в 2023 году и формированию бюджета на 2024 год.
Кроме того, при формировании доходной части <...> учитываем риски недопоступления доходов в бюджет с учетом сложившейся геополитической обстановки и макроэкономической конъюнктуры, а также усилением проинфляционных факторов.
Многолетняя практика показывает, что средний размер исполнения расходной части бюджета складывается в диапазоне 92–94% от годового плана. Министерство финансов Алтайского края принимает все меры, направляя максимальные усилия на исполнение расходной части <...>.
Возникновение остатков складывается по разным причинам. Оно обусловлено экономией по расходам <...> по конкурсным и закупочным процедурам, а также заявительным характером предоставления пособий, компенсаций, денежных выплат.
Промежуточные итоги освоения средств ежеквартально рассматриваются на заседаниях правительства Алтайского края.
О дешевом кредитовании– В Российской Федерации есть такой инструмент – инфраструктурные бюджетные кредиты (выдаются из федерального бюджета на 15 лет под 3%. – Прим. ред.). По решению Правительства РФ, комиссии по региональному развитию в 2022–2024 годах Алтайскому краю предоставлено 12,3 млрд рублей таких кредитов. БОльшую часть мы уже получили. На 2024 год осталось 4,62 млрд.
Это средства на очень разносторонние проекты: реконструкцию путепровода в Барнауле, строительство развязки на Змеиногорском тракте, ремонт дороги Алтайское – Ая – Бирюзовая Катунь и другие.
По нашим оценкам, привлечение этих кредитов нам позволит привлечь внебюджетных инвестиций на 38 млрд рублей. Это один инструмент.
Второй был утвержден в августе 2023 года – речь идет о специальных казначейских кредитах. Они предоставляются также под 3% – на приобретение транспорта, конкурсные процедуры и обеспечение надежности теплоснабжения. В 2023–2024 годах Алтайским краем будет привлечено около 2 млрд рублей таких кредитов.
Кроме того, в наш кредитный портфель входили 1,7 млрд рублей, полученных до 2015 года. Мы их получали на дороги. Срок погашения по ним был – 2023–2024 годы. Однако в рамках антикризисных мер Правительство РФ предусмотрело возможность их реструктуризации, то есть перенесения сроков уплаты. Мы этим инструментом воспользовались, и сейчас срок их уплаты – 2029–2034 год. И мы тратим совершенно небольшие средства на их обслуживание.
Чуть позже дополнительной опцией к этому решению стало следующее. Федерация сказала: если вы высвободившиеся средства будете направлять на развитие инфраструктуры предприятий, а те создадут добавленную стоимость и уплатят с нее НДС, то вам могут списать этот кредит. Мы совместно с другими краевыми ведомствами подобрали семь таких проектов – они называются новые инвестиционные проекты (НИПы) – и часть их реализовали.
Например, помогли заринскому предприятию с дорогой, оно уплатило НДС, и эта сумма уже утвержденным распоряжением правительства будет списана. Сумма небольшая – 1,2 млн, но мы боремся за каждую.
О "взлетевшем" налоге на прибыль(Налог на прибыль организаций – один из системообразующих налогов для бюджета Алтайского края, занимающий второе место после НДФЛ по объемам поступлений).
– Налог на прибыль — тонко настраиваемый механизм. На прибыль влияет очень большое количество факторов. В крае налог на прибыль на 40% обеспечивают вертикально интегрированные компании, головные офисы которых расположены, условно говоря, в Москве. Это, прежде всего, банковская сфера.
Что происходило в 2022 году? Когда было принято решение о ключевой ставке на уровне 20%, это стало серьезным обстоятельством, влияющим на оборачиваемость средств. Не каждый хозяйствующий субъект может привлекать ресурсы по такой высокой ставке и направлять их в производство. Поэтому в 2022 году налог на прибыль уменьшился относительно первоначальных параметров, которые мы закладывали при формировании бюджета. Но мы были готовы к этому. Уже во втором квартале мы понимали, что это возможно с учетом такого "ключа".
Что происходит сегодня? Мы наблюдаем рост поступления налога на прибыль – за 9 месяцев 2023-го к такому же периоду 2022-го в условиях низкой базы мы сработали на 150%.
Откуда это? Во-первых, то, что мы не дополучили в 2022-м, разово получили в 2023-м. Во-вторых, по итогам 9 месяцев индекс промпроизводства в регионе составил 107,5%, то есть предприятия произвели на столько больше продукции.
Пиковые значения по налогу на прибыль показали вагоноремонтные заводы – 120%, пищевая, перерабатывающая отрасли.
Конечно, многие факторы будут влиять и на формирование прибыли в 2024 году. Не будем забывать, что и сегодня ключевая ставка 13% (после выступления Ситникова Центробанк ее повысил еще больше – до 15%. – Прим. ред.).
Поэтому к планированию поступлений от этого налога мы подходим очень скрупулезно. Сейчас мы закладываем на 2024 год 22,3 млрд рублей.
По данным краевой налоговой службы, за январь – сентябрь 2023 года в бюджеты всех уровней от плательщиков Алтайского края поступило почти 26,7 млрд рублей налога на прибыль. Это на 53,8% (или на 9,3 млрд рублей) больше, чем за такой же период 2022-го. Из них в краевой бюджет – 23,7 млрд. Об изменении софинансирования с 1% до 8%– В августе 2023 года принято распоряжение Правительства РФ об утверждении предельного уровня софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств регионов. Это ежегодно принимаемый документ в разрезе всех регионов, в том числе и Алтайского края. До 2024 года [соотношение софинансирования по госпрограммам] у нас было такое: 99% расходов – из федерального бюджета, 1% – из бюджета региона. По новому документу федерация будет софинансировать в 2024 году – также 99%, в 2025 – 97%, в 2026 – 92%.
(Соответственно, в бюджете края нужно будет искать дополнительные деньги для исполнения госпрограмм. – Прим. ред.).
Как оценить это в деньгах? Если формально считать от объема предоставляемых субсидий 1% для нас – это около 200 млн рублей. Цифра не такая большая в общем объеме расходной части, которая стремится к 200 млрд рублей. В 2025 она, конечно, будет вырастать, и по факту 2026 года эти расходы могут превысить 1 млрд рублей. Это базовые условия построения этой схемы. Но по факту это может быть не 1%, а больше. Ничего критичного мы для себя не видим. Даже при таких условиях за эти средства нужно бороться, мы их должны привлекать.
О расходах на нацпроекты(В 2024 году завершается действие нацпроектов.)
– Пока из тех средств, что мы видим из федерального бюджета, 15,8 млрд рублей предусмотрены на реализацию программ по нацпроектам. Но общий объем нам будет известен 15 ноября. Объемы однозначно вырастут. (К моменту выхода номера объем скорректированных средств минфин не озвучил. – Прим. ред.)
Исполнение большей части программ по нацпроектам действительно заканчивается в 2024 году. Но если следить за материалами Правительства, то в них указано, что средства зарезервированы, и как только будет принято решение или о продлении нацпроектов, или, возможно, об изменении их структуры, то в течение какого-то периода мы эти деньги увидим. И вообще, в целом поймем судьбу нацпроектов. Мы рассчитываем, что инструмент этот будет сохранен.
О социальной политике– Депутаты обращали внимание на снижение расходов по этому направлению. Оно отмечается в связи с продолжением реализации государственной политики 2023 года, когда часть расходов единого универсального пособия в сумме порядка 7 млрд рублей из нашей доходной и расходной части перекочевали в систему пенсионного обеспечения. Все шесть компонентов этого пособия теперь обеспечиваются через систему объединенного Социального фонда.
Те же пособия, которые были назначены ранее и расходы по которым в этом году несем мы, в 2024-м также перейдут в систему пенсионного обеспечения. Таким образом, у нас будут уменьшены расходы на эти цели на 4,5 млрд рублей. Минуя бюджетную систему региона, они буду напрямую поступать в пенсионную систему.
Для получателя ничего не изменится – он как получал средства, так и будет.
Что касается в целом социальной политики, то будут проиндексированы социальные выплаты на 4,5%, выплаты в части ЖКХ – на 6,3%, увеличены выплаты в связи с установлением прожиточного минимум на ребенка.