Пивная Россия "крепчает": сколько и какого алкоголя пьют жители страны и Сибири
Россия – страна пива, а не водки, говорит статистика. Хотя потребление алкоголя в целом "крепчает" последние пару лет, в том числе за счет роста популярности "вкусовых" напитков. А робкий рост потребления респектабельного вина, наметившийся в последние годы, может обратно "свернуться" из-за роста пошлин на импорт и троекратного повышения акциза, запланированного на 2024 год. Об этих и других трендах на рынке алкоголя говорили эксперты на ноябрьском форуме в Новосибирске "Дни ритейла в Сибири".
Тренд 1: потребление "крепчает"Если в 2018–2019 годах соотношение напитков крепостью до и свыше 25% в объеме продаж в стране было примерно 50 на 50, то к 2022-му доля более "тяжелого" алкоголя заметно выросла, говорят данные исследовательского центра Wine Retail.
И если, например, тихое вино (не игристое) с 2017 до 2020 года покупали все больше, а потом динамика остановилась, то продажи водки росли неуклонно и прибавили миллионы литров. Чуть подросли в рознице коньяк и крепкие ликероводочные изделия. А напитки до 25% крепостью и так занимали совсем небольшую долю, а в 2023-м их продажи упали до значений ниже статистической погрешности.
В Сибири водка играет бОльшую роль, но при этом неплохо растут и продажи вина – лучше, чем, например, на Урале, рассказал Александр Ставцев, вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла, руководитель исследовательского центра WineRetail.
Тренд №2: пива – море разливанноеНо все вышесказанное касается напитков, которые маркируются акцизными марками. Если прибавить к ним пиво, производство и продажи которого регулирует другое законодательство, то ситуация меняется радикально.
Пивоваренная продукция в общем объеме продаж алкоголя в Сибирском федеральном округе занимает 81–82%, говорят данные Росалкогольтабакконтроля. Например, в 2022 году из проданных 118 млн дал (1,18 млрд литров) алкогольных напитков 81%, или 95,6 млн (свыше 955 млн листров), – доля пива.
По данным WineRetail, в стране, судя по статистике продаж, на одного жителя (включая младенцев и стариков) приходится 3,88 литра вина в год, 5,46 – водки и 52 литра пива.
"52 литра в год на человека – это просто море разливанное", – охарактеризовал ситуацию Ставцев.
Производителей пива в Сибири также в разы больше, чем тех, кто выпускает крепкий алкоголь. Из 264 предприятий СФО только 13 имеют лицензию на изготовление продакцизной продукции. А из 500 компаний, торгующих алкоголем, только 95 имеют право на оборот крепких напитков.
Алтайский край по объемам продаж всей алкогольной продукции занимает пятое место из 10 в СФО. Тренд №3: вино обрусеет и подорожаетГосударство в 2023 году приняло два решения, которые кардинально повлияют на рынок вина. С 1 августа в стране повысили пошлины на вино из недружественных стран – с 12,5 до 20%, но не менее 1,5 долларов за бутылку. А с 1 мая 2024 года в России в три раза вырастет акциз на этот напиток – с 34 до 108 рублей за литр. Но отечественным производителям, изготавливающим его из российского винограда, акциз будет почти полностью возвращаться.
Оба решения направлены на поддержку виноградарства и виноделия внутри страны, на импортозамещение, которое должно привести к росту продаж и доли присутствия на полке российского вина. Так это постепенно и будет происходить, подтверждают эксперты. Но с важными оговорками.
Первая – рост акцизов все равно отразится и на отечественных производителях. Цена бутылки даже их вина прибавит 100, а то и 150 рублей. Импортные бренды подорожают заметно больше.
Второй существенный момент – покупатель, знающий и ценящий импортные марки, с трудом будет переходить на отечественные. Особенно в условиях слабой информированности об отечественном вине. Ритейл прогнозирует переток максимум 5% покупателей. А сами производители опасаются ухода потребителей в сегмент более дешевого пива или крепкого алкоголя.
В любом случае предложение вина эконом-сегмента сократится, импортное может прибавить в стоимости до двух раз, а российское будет постепенно наращивать присутствие на полках, но тоже подорожает.
Тренд №4: молодые пробуют разные вкусы"Если раньше было ограниченное предложение на рынке крепкого алкоголя: водка, коньяк, – то сейчас появляется много новых брендов. Да, не все они успешны, но производитель видит спрос, – рассказал Алексей Ильин, вице-президент компании Ladoga. – Поколение Z стремится попробовать, молодым людям это интересно. В Европе и США активно развивается рынок вкусовых водок. У нас он еще не развит, но идет к этому семимильными шагами".
Речь идет о водках со вкусами ягод, фруктов, объяснил он:
"По сути, вкусовая водка – это основа коктейля, когда в нее можно добавить лед, содовую или тоник – и напиток готов, причем по достаточно хорошей цене. Дома вы замучаетесь условное манго толочь и выжимать".
Ladoga как производитель поставила задачу – довести количество вкусовых водок в портфеле до 30. "Может быть, все не пойдет. Но будем пробовать", – сказал Ильин.
Причем, по его словам, эксперименты с видами продукции – общефедеральный тренд:
"У нас около 80 ЛВЗ в России, и все они задумались над развитием линеек. Есть завод, который задумался над тем, чтобы производить текилу. Питерский – над сакэ. Как это будет происходить [с точки зрения поставки сырья], пока не знаю. Такого риса, из которого производится сакэ, нет. Но люди не боятся экспериментировать, потому что понимают – рынок крепкого алкоголя меняется".
Ранее, напомним, алтайские рестораторы говорили о набирающем популярность спросе на вкусовые настойки из местных ягод. Например, в курортной Белокурихе гости все чаще заказывают именно такое – и это часть общего тренда на локальную, экологичную кухню.