Московичи "откусили" у барнаульцев почти половину рынка наружной рекламы
В Барнауле состоялись торги на аренду рекламных билбордов и других конструкций, право эксплуатировать которые предоставляет администрация города. К участию подошли десять компаний: московская, две из Казани и семь из Алтайского края. Торги между варягами и местными операторами получились ожесточенными. В результате стоимость годовой аренды выросла с 27,3 млн до 322,5 млн рублей, то есть больше почти в 12 раз. Всего за 10 лет бюджет города получит 3,22 млрд рублей.
Попытка – не пыткаПервый аукцион на аренду рекламных конструкций проходил 27 декабря 2023 года, сообщается на сайте комитета по строительству, архитектуре и развитию Барнаула. Предпринимателям предложили 158 плоскостей. Из них 79 – цифровые билборды (3 на 6 метров), включая два цифровых суперсайта размером 5 на 15 метров. Всего было представлено 17 лотов: два – по 28 билбордов, один – 25 конструкций и еще два – по 11 и 14 соответственно. Остальные лоты были менее объемные – от одной до девяти позиций. Второй, более скромный аукцион состоялся 18 января 2024 года. На нем предложили рекламные билборды, баннеры, стелы. Всего 20 позиций.
На стадии подготовки к первому крупному аукциону ФАС получила жалобу от алтайских предпринимателей, сказано на сайте службы. В их числе компании "Ваша реклама", "Развитие", "Арт-Мастер". Плюс есть коллективная жалоба от семи компаний. Например, "Арт-Мастер" сообщил, что организатор аукциона необоснованно укрупнил лоты № 2, 3, 4, 10, 11. Это, по мнению игрока рынка, противоречит федеральному закону "О защите конкуренции".
"Подобное формирование лотов ограничивает возможность местных предпринимателей участвовать в размещении рекламы, местные участники рынка не имеют возможности при таком количестве рекламных конструкций в этих лотах потенциально конкурировать с федеральным агентством, имеющим 57% рынка всей страны", – говорится в жалобе, текст которой размещен на сайте ФАС.
Уже после аукциона 12 января представители "Арт-Мастера" сообщили в ФАС, что в недоступных для них лотах (№ 2 и № 3 – по 28 конструкций каждый) цена на экран в ходе торгов оказалась самой низкой – всего 262 тыс. рублей за штуку. В более мелких лотах цена носителя сложилась в диапазоне 330–380 тыс. рублей за штуку.
В жалобе пишут, что места под размещение цифровых билбордов из крупных лотов расположены в разных частях города. Они технологически не взаимосвязаны между собой и могли бы стать объектом самостоятельных торгов.
Однако специалисты комитета сообщили, что использовали рекомендации ФАС, сформировав лоты с разным количеством конструкций.
Жалобу в антимонопольной службе отклонили, отметив, что нарушений в подготовке аукциона нет. В том числе сослались на то, что в борьбе за лоты участвовали от 7 до 10 заявившихся компаний, включая представителей региона. Также в резолюции на жалобу подчеркивается, что цель аукциона – это пополнение бюджета города.
Говорящие итогиПо итогам торгов рынок рекламных конструкций Барнаула будут представлять восемь операторов. Самым крупным стала московская компания "АПР-Сити/ТВД" (имеет отношение к крупному оператору "Русс Аутдор"). Она забрала почти половину предложенных рекламных плоскостей (81 штуку из 178) с годовым бюджетом аренды в почти 192 млн рублей. Как раз ей достались два крупных лота по 28 цифровых конструкций и еще один на 25 традиционных билбордов.
С москвичами в ожесточенную борьбу вступило бийское рекламное агентство "Малина" Павла Иванникова (учредитель барнаульского агентства "Торговая марка"). В итоге ему удалось отбить несколько лотов на 26 конструкций, включая цифровые. Сумма ежегодной аренды – больше 78,5 млн рублей.
Компании "Лариса Сити Сейлс" (бренд "РИМ") из Казани досталось только 12 конструкций, за которые ежегодно она будет платить чуть меньше 16 млн рублей. И, наконец, барнаульские "РА Арт-Мастер", "Ваша Реклама", "Урал Стрит", "Медиа22", ИП Рыб С. Г. ИП Лопатина С.М. забрали себе в общей сложности 58 билбордов и других конструкций с ежегодной суммой аренды около 35,7 млн рублей. Особенно повезло ИП Рыб С.Г. Ему достались несколько лотов по стартовой цене в 32,6 тыс. рублей годовой аренды благодаря тому, что заявленные конкуренты из Алтайского края снялись с торгов.
Павел Иванников в комментарии "Толку" заметил, что общая сумма по аренде рекламных конструкций за 10 лет получилась рекордной:
"Барнаул – третий город по величине бюджета в муниципалитет от рекламы: первый – Москва, потом – Питер, а затем – Барнаул. Федеральные агентства удивились такой ситуации. Они думали, что "шашкой помашут" и опередят местных легко. Например, "Рус Аутдор" на недавнем аукционе в Иркутске и Уфе забрал 90% экранов. Но не получилось.
Выросшая стоимость аренды напрямую отразится на ценах и для рекламодателей. Однако, по его мнению, спрос на конструкции все равно будет, так как рынок очень активный. По словам Иванникова, рекламодатели, особенно федеральные, охотнее будут откликаться на размещение информации на цифровых конструкциях. Это выгоднее, так как не требует финансовых и временных затрат на печать традиционных изображений.