Триумф колбасы: в крае нарастили производство мясных изделий и экспорт куриных лапок
2023 год показал рост производства по всем наименованиям мясных изделий, в том числе "как никогда по колбасам". Об этом на пресс-конференции 20 февраля рассказал начальник Алтайпищепрома Александр Большаков. В плюсе также оказались растительные масла и сыры, а сливочное масло "провалилось".
"Переломили" конкурентовНа рост производства мясной продукции, объяснил Большаков, повлияло повышение покупательской способности. Но не только.
"Это и конкуренция. Здесь алтайские переработчики все-таки переломили ситуацию. Еще пять лет назад на полках [магазинов] было больше привозной продукции. Сейчас процент алтайских товаров в магазинах растет, мы это видим", – сказал начальник управления.
Вырос и экспорт мясной продукции. Здесь основные объемы прироста пришлись на неожиданную продукцию – куриные лапки и гребешки, которые компания "Куриное царство" (бренд "Алтайский бройлер") поставляла в Китай. По словам Большакова, производитель еженедельно отправлял по контейнеру в Поднебесную – "субпродуктов, которые практически не едят в России, но едят в Китае".
Также в плюсе оказалась отрасль производства растительных нерафинированных масел, объемы здесь выросли на 40%. Такой эффект дал запуск сразу нескольких новых предприятий в 2022 году – полноценные цифры нового производства "упали" в статистику 2023-го.
Около 15% прибавило также изготовление кормов для домашних животных: эта ниша после ухода с рынка Mars стала значительно свободнее и производители, в том числе алтайские, ее начали активно занимать. Потенциал еще не исчерпан, ожидается рост и в 2024 году, несмотря на введение маркировки этих товаров.
Взлеты и паденияА вот отрасли переработки зерна и молока хоть и показали цифры, сопоставимые с 2022 годом, но внутри них происходили серьезные колебания.
Например, производство цельномолочной продукции просело на 9%. По мнению Большакова, тут наши производители не смогли выдержать конкуренцию на полках с федеральными компаниями.
При этом сыров произвели на 17% больше, а сливочного масла – почти на 18% меньше.
"Но масло – продукт, который делается исходя из спроса: есть он – его производят, нет – не изготовят. Масло требует заморозки, низкотемпературного хранения", – объяснял начальник Алтайпищепрома.
При этом и по сырам, и по маслу в начале прошлого года складывалась почти критическая ситуация с точки зрения затоваривания: "В март мы вошли с рекордными складскими остатками".
Как уже писал "Толк", пиковых значений объем затоварки по молочке достигал в июле: на складах хранилось 25,5 тыс. тонн стоимостью 9,2 млрд рублей. К концу года объемы снизились примерно на треть.
"К концу года ситуация выправилась. Предприятия нашли рынки сбыта, критичных остатков сегодня нет", – сообщил Александр Большаков.
В зернопереработке продолжился многолетний тренд на снижение объемов производств муки (минус 4%). Здесь большую роль играет конкурентная борьба, которая идет не только за внутренние, но и за экспортные рынки.
По крупе и хлопьям край удерживает примерно прежние объемы. Хотя потребность в хлопьях немного упала.
"Рынок в России сегодня перенасыщен продуктами, нужно это понимать. Главное сегодня – это не произвести, а продать", – говорит Большаков.
По его мнению, сегодня в стране в принципе не может возникать дефицитов по тем или иным видам продуктов – настолько велики объемы производства.
Например, в той же зернопереработке загрузка предприятий сегодня составляет максимум 70%, и эта ситуация характерна для всех регионов страны. Ранее Большаков рассказывал, что в молочной отрасли при наличии мощностей по переработке на 2 млн тонн в год предприятия перерабатывают только 1 млн тонн молока.
Алтайские производители могут конкурировать либо на полках магазинов (а здесь правят бал торговые сети), либо за экспортные рынки.
"Единственный путь развития для [алтайской] зернопереработки — экспортный. В центральную часть мы непроходные из-за тарифов и логистики, кроме того, там есть и своя, не менее мощная переработка".
Это же справедливо и для ряда других переработчиков.