Алтайские мукомолы вынуждены простаивать из-за "пробки" на железной дороге
Несколько десятков вагонов с алтайской мукой и крупой стоят в регионе из-за "пробки" на БАМе и Транссибирской магистрали. Продукцию переработки отбросили в порядке приоритетность отправки грузов с 5-го до 11-го места. Алтайские предприятия платят огромные штрафы, сокращают рабочую неделю и зарплаты сотрудникам, что влечет за собой социальную напряженность. Об этом 29 марта на итоговом заседании минпромэнерго Алтайского края рассказал Виктор Мещеряков, исполнительный директор Союза промышленников региона, а затем "Толку" подтвердил участник рынка.
Не дают зеленый свет"С сентября мы отметили резкое возникновение проблемы с отгрузкой наших вагонов с мукой и крупами в сторону Дальневосточного федерального округа, – сообщил Мещеряков. – Понятно, что произошла переориентация экономики страны на Восток, нагрузка на Транссибирскую магистраль и БАМ возросла, возникла проблема с их пропускной способностью".
При этом, отметил он, изменилась приоритетность в пропуске по железной дороге тех или иных грузов – продукция переработки с пятого места переместилась на 11-ое.
Виктор Мещеряков сообщил, что рубцовский "Мельник" и Коротоякский элеватор уже больше 20 дней не могут отправить по 20 вагонов каждый. Руководитель последнего Сергей Маслов уточнил "Толку", что речь идет уже о 30 вагонах муки, больше половины из которых должны уйти в Китай.
"Нам вчера [31 марта] пообещали забрать девять вагонов. Но в последний момент объяснили, что система не дает зеленого света на Дальний Восток. И опять отложили, сегодня обещают", – рассказал Маслов.
По его словам, происходящее на железной дороге можно сравнить с 10-балльной пробкой, в которой приоритет в движении отдается составам с продуктам нефти и ее переработки, а также углем.
Маслов подчеркивает, что проблема касается всех переработчиков Западной Сибири – основных поставщиков продукции переработки на Дальний Восток и в Китай.
Штрафы и народные волнения"А что это значит для наших предприятий? Во-первых, это штрафные санкции для владельцев вагонов – по 5 тысяч за вагон в сутки. Вот и посчитайте! [Около 3 млн рублей для Коротоякского элеватора], – объяснял Мещеряков. – Плюс – самое интересное – РЖД предъявляет штрафы с момента получения заявки. Заявилось предприятие 20 дней назад на провоз вагонов – вот 20 дней и начисляются штрафы. Хотя вина прямая железной дороги. Наши предприятия в суде не могут это оспорить. Это очень большая проблема".
Кроме того, возникает социальная напряженность – из-за сокращения рабочей недели уменьшается и зарплата у сотрудников.
"Обычно у нас на предприятии – круглосуточная сменная работа, без выходных. Но в марте у нас были недели, где мы отработали 2-3 суток из семи. И соответственно, люди получают в два раза меньше. Отсюда и социальная напряженность, – объясняет Сергей Маслов. – А они ведь сейчас смотрят: сколько на заводах платят, а в оборонке и вовсе по 150 тысяч платят! Людей ситуация волнует и нервирует. Они хотят работать, но мы вынуждены останавливать производство, поскольку нам некуда выдавать готовую продукцию. Склады у нас переполненные, да и небольшие".
Пока, говорит Маслов, у потребителей на Дальнем Востоке дефицита продукции не возникло – за счет складских запасов: "Но если так продолжится, то проблема встанет и у них". А вот китайские партнеры возмущены – они не могут в срок получить уже предоплаченный товар.
Пропускная способность БАМа и Транссиба к концу 2024 года в результате реализации инвестпроектов должна вырасти до 180 млн тонн. К концу 2022-го, писал "Гудок", она составляла 158 млн. 1 апреля 2024 года издание сообщило, что через восемь лет – к 2032 году – провозная способность Восточного полигона вырастет до 270 млн тонн. В середине 2022 года начальник Центра фирменного транспортного обслуживания РЖД Алексей Шило сообщал, что Восточное направление оказалось востребовано в тех объемах, которые холдинг ожидал достичь только через несколько лет.