Сначала – кто, потом – что. Как Барнаулу стать современным городом
Барнаул имеет все, чтобы стать одним из лучших городов мира, уверен Бахараш Багериан, арабский дизайнер и архитектор, прославившийся в Дубае. Сюда потянутся высококлассные специалисты, которые при желании могут работать в любой точке мира, но жить именно здесь. В этом городе и других локациях Алтая будет оседать молодежь со своей особенной ставкой на комфорт и долголетие. Но все это при выполнении ряда условий. О них говорили участники большой конференции, делая акцент на том, что уже сейчас регион определяет его мощный туристический потенциал, экологические продукты и развивающаяся промышленность.
Попасть в 200 лучших14 июня в администрации Барнаула состоялась конференция "Пространственное развитие территории. Устойчивость. Комфортная городская среда. Окна возможностей". Ее организовала Общественная палата Алтайского края, чтобы обсудить мировые градостроительные тенденции.
Сегодня провинциальные города могут получить мощный импульс для развития. Дело в том, что в конце февраля в послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин предложил определить перечень из 200 российских городов для разработки мастер-планов. Их соавторы – горожане – должны назвать точки роста и проблемы, для решения которых деньги нужны в первую очередь. Софинансирование таких объектов из федерального и региональных бюджетов будет увеличено, отметил Путин.
"Убежден, что как минимум в Барнауле должен появиться такой мастер-план, – подчеркнул губернатор Алтайского края Виктор Томенко. – Уже сейчас у нас есть много инструментов, которые позволяют оценить потребности людей и эффективность наших решений".
Мастер-план ставит долгосрочные цели для развития поселений. Он определяет его концепцию, описывая стратегию развития промышленности, жилья, транспортных связей, исторической части и др. В его основе лежат другие документы. Например, генеральный план развития города.Участники конференции обозначили особенности региона, которые могут лечь в основу такого мастер-плана Барнаула и даже всего Алтайского края. Одна из них – местоположение на карте.
"Алтайский край находится в замечательном месте с точки зрения рекреации – это юг Сибири. Мы наблюдаем, как потоки жителей России едут отдыхать на Алтай. (…) Я уверен, что к нам поедут не только отдыхать, но и жить, потому что тут комфортно", – отметил Юрий Шамков, председатель краевой Общественной палаты.
Он подчеркнул: сейчас время возможностей для привлечения в регион федеральных и коммерческих инвестиций. Но для этого нужно создавать законодательные основы.
Эффект БильбаоСпикеры российского и мирового масштаба делились своими проектами, призванными поднять престиж их городов. В числе представленных была Ивановская мануфактура. Из огромного комплекса ее зданий сегодня создают кампус с образовательными, культурными и бизнес-локациями.
О ноу-хау рассказывала представитель Анна Пьянькова, директор Центра поддержки и развития современного искусства "ЗА АРТ". Например, на базе заводов Екатеринбурга специалисты создают инсталляции в огромных цехах уральских предприятий с использованием материалов и предметов, занятых в производстве, поражают своими масштабами. Задача – показывать жизнь закрытых заводов глазами художников, убрать угнетающие заборы, которые разделяют пространства Екатеринбурга.
Нашлось на конференции и место для авторов небольших, но не менее значимых проектов. В Барнауле узнали, что в городе металлургов Выксе с населением в 50 тыс. человек культурные мероприятия стали частью его жизни, преображая пространство вокруг. И такой прием работает и в других странах.
Так, Бахараш Багериан рассказал: небольшой промышленный город Бильбао в Испании стал магнитом для туристов и расцвел благодаря запуску уникального музея. И такая же стратегия может сработать в Барнауле.
Почетный гость конференции подчеркивал: для создания города, который будет привлекать людей, необязательно нужны инвестиции, сопоставимые с вложениями в развитие Дубая:
"Красота как таковая не требует бюджетов. Она требует мастерства архитектора и планировщика".
Советы маэстроЛидеры. "Я всегда говорю: город настолько велик, настолько велики его жители. Мне кажется, что у Барнаула прекрасный потенциал. Здесь чудесные лидеры. Я мало что видел, но уже понимаю, что у этого города очень много возможностей. Барнаул может стать одним из лучших городов мира. И я также часто повторяю, что трансформация возможна благодаря сочетанию инновации и лидерства. И существует много тому примеров, взять хотя бы Дубай. За последние 30-40 лет он превратился в одну из мировых столиц. Если это получилось у Дубая, значит, это возможно для других".
Люди. "Слишком часто проектировщики думают о том, что нужно городу. Мне кажется, что это тупик. Начинать нужно с людей: понять, кто уже живет в городе и кого вы хотите привлечь. Человеческий капитал в современности – это самое главное. Например, за счет него развивается Саудовская Аравия и Дубай. Это важная цель развития. Люди съезжаются в большие города и маленькие уменьшаются. Но это необязательно должно быть так. Если города поменьше будут заниматься качеством жизни, то они будут сохранять кадры, привлекать инвестиции и новых жителей".
Творчество. "На данный момент я вижу, что в Барнауле развивается инфраструктура. Можно отталкиваться от этого и добавлять творчество. Это и запустит эффект Бильбао. Когда промышленный город превращается в центр туризма, там становится комфортно жить, появляются места для досуга".
Уникальность. "У Барнаула одни из лучших природных ресурсов в мире. Это и есть основные возможности для его развития – главная отправная точка, которую стоит продвигать. Важно не оглядываться на другие города, не повторять за ними, а использовать то, что есть. Обратите внимание, какие здания становятся визитной карточкой города. Если я спрошу, какова визитная карточка Барнаула, что вы мне скажете? Природа – это хорошо. Но и архитектурные объекты или элементы инфраструктуры могут стать вашей визиткой".
Продвижение. "Чтобы в Барнаул и на Алтай приезжало все больше туристов, город должен появиться на мировой карте. Его надо продвигать, больше говорить о нем. Рекламировать природную красоту и ресурсы. Если человек увидит это, задумается о том, чтобы посетить этот город. Признаться, пока меня не пригласили на конференцию в Барнаул, я не знал о его существовании. Но приехав, планирую остаться тут на пару дней, чтобы познакомиться ближе".
Многое на вооруженииОрганизаторы конференции постарались собрать спикеров, которые бы показали практики развития городов, подтвердивших свою состоятельность. Например, они рассказывали, как отлично сработал "Праздник огурца" в Суздале, который проводится уже много лет и служит поводом для привлечения туда туристов. Алтай мог бы устраивать, например, праздник гречки.
Однако, рассказал министр экономического развития Алтайского края Евгений Дешевых, многие уникальные мероприятия уже созданы в регионе и работают на привлечение туристов. Среди них Праздник сыра, меда, "Цветение маральника". Последний собирает до 40 тыс. участников. "Но можно рефлексировать, чего у нас нет. Потому что учиться не поздно и не стыдно", – подчеркнул он.
Зампредседателя правительства Алтайского края Александр Климин подытожил: "Основная тема пространственного развития территорий – человекоцентричность. Нам необходимо этот путь пройти. Федеральное правительство создает для этого многое. Нам надо захотеть сделать".
"Рецепты" развития в цитатах экспертовВладимир Жидких, проректор Российской международной академии туризма: "Вы не Швейцария, вы – Алтайский край. Здесь все 999-й пробы. Люди, природа, продукты. Мы еще недооцениваем конкурентное преимущество территории, которая сама делает свои продукты. Алтай может предложить города с новыми форматами жизни. Ваш лозунг: Алтайский край – поезжай туда, здесь ты проживешь дольше".
Александр Романенко, председатель Алтайского краевого законодательного собрания: "Понимаем важность развития человеческого ресурса и города в интересах самого человека. Алтайский край отличается тяжелой демографической ситуацией, идет большой отток населения, и это наша главная проблема. Нам надо сделать все, чтобы Барнаул стал хабом, который бы впитывал молодежь из сельской местности и других локаций. Это понимание того, что нужно сделать".
Владимир Седов, основатель первого частного города "Доброград" во Владимирской области: "Сначала мы решали, для кого построить свой город. То есть сначала "кто", потом "что". (…) Не разделяя возрастные, профессиональные и экономические статусы, мы определили, что наш город для семьи. Дальше началась обычная работа, когда разбираешь, какие боли есть у семьи во время проживания в городе. Если в Барнауле есть проблема с "утеканием" людей, то сначала надо провести исследование, кто, почему и куда уезжает, чтобы понять, как эту боль заткнуть. Думаю, что у Барнаула есть потенциал не просто удерживать жителей, а привозить новых".
Антон Айсин провел исследование и составил SWOT-анализ Барнаула и Алтайского края: "Главная возможность для развития такого богатого и разнообразного региона, как Алтайский край, – это развитие индустрий с высокой добавленной стоимостью. Выгоднее заниматься чем-то наукоемким. (…) Направления-локомотивы для Барнаула и Алтайского края – сельское хозяйство, туризм, сочетание цифрового и аналогового. Создание Алтайского края как крупного креативного медиахаба – места для современной передовой и цифровой экономики".