Толк новости
Экономика |

Маркетплейсы – не Дикий Запад: сенаторы бурно обсудили развитие онлайн-торговли

Сенаторы, представители маркетплейсов, Минпромторга, ФАС и ассоциации онлайн-продавцов подискутировали о том, что и как должно регулировать законодательство в работе торговых онлайн-площадок
Читать в полной версии ➔

Рынок маркетплейсов в России за 10 лет вырос в 12 раз. Объем интернет-торговли в стране в 2023 году составил 6,4 трлн рублей. А 71% граждан хотя бы раз совершили покупку онлайн, говорят данные ВЦИОМ. Такой бурный рост не мог не поставить ребром вопрос о защите прав покупателей и, соответственно, специальном законодательном регулировании. То, как это правильно делать и какие подводные камни есть в этом вопросе, эксперты обсуждали на площадке Совета Федерации РФ – на заседании профильной рабочей группы, которой руководит сенатор от Алтайского края Виктор Зобнев.

Риски и ответственность

Сегодня на российском рынке маркетплейсов основными являются четыре игрока, но 80% оборота сосредоточено на Ozon и Wildberries. В прошлом году только через Ozon было доставлено 5 млрд заказов, рассказал Алексей Минаев, замуправляющего директора маркетплейса:

"Это значит, что каждый гражданин России от мала до велика в среднем покупает 34 раза в год, причем в каждом заказе может быть несколько товаров". На площадке торгуют 500 тыс. компаний.

"80% концентрации всей онлайн-торговли нашей необъятной Родины на двух основных площадках – условно в правой и в левой руке – это, конечно, большая ответственность для вас. Вы должны это понимать", – сказал Виктор Зобнев.

По его словам, сегодня маркетплейсы предлагают не только простые потребительские товары, но и более сложные продукты, которые требуют серьезного обслуживания, а также услуги: "Уже и автомобили продаются, и вертолеты, скоро и за самолетами дело не станет".

"При продаже товаров и услуг через Интернет возникает множество вопросов, связанных с предоставлением полной и достоверной информации, правилами возврата и обмена товаров, а также с вопросами ответственности сторон при заключении договора. Эти вопросы требуют регулирования", – подчеркнул Вячеслав Тимченко, председатель комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности.

По словам Виктора Зобнева, речь идет не о том, чтобы "подрезать кому-то крылья", но чтобы прописать правила игры.

"Вопрос в том, как отрегулировать так, чтобы риски, которые возникают [при онлайн-торговле], маркетплейсы понимали, чтобы эти риски несли не конкретные потребители. Да, маркетплейсы нужно развивать, это замечательное, современное, удобное средство, но всё должно быть четко отрегулировано, и они должны нести четкую ответственность", – сказал Антон Гущанский, директор по контрольной деятельности Центра развития перспективных технологий – оператора системы маркировки "Честный знак".

Пока отсутствие четкого правового регулирования приводит в том числе к жалобам потребителей – по словам представителя Роспотребнадзора Олега Прусакова, впервые за последние 10 лет доля обращений граждан о нарушении их прав в торговле "обогнала" сферу услуг.

Он рассказал, что таких обращений в 2023 году было 209 тысяч, на 18% больше, чем в 2022-м. "И основная доля их касается как раз интернет-торговли, жалоб на владельцев агрегаторов, на маркетплейсы", – сказал Прусаков. По его словам, при росте объема рынка онлайн-торговли за последние 10 лет в 12 раз доля обращений выросла в 14 раз.

"Безусловно, жалобы есть, – подтвердил и Алексей Минаев, но оговорился. – Я вам так скажу: на Солнце тоже бывают пятна. По нашей статистике, 0,04% товаров вызывают нарекания. Это от порванной упаковки до неисправности. Много это или мало? Это мизер по сравнению с 5 млрд отгруженных заказов".

Минаев подчеркивает, Ozon готов к регулированию: "Но просим об одном: чтобы оно было направлено на защиту прав граждан, а не на то, чтобы просто убить эту отрасль. А те законопроекты, которые сегодня появляются, по нашему мнению, направлены исключительно на убийство отрасли".

Между тем участники дискуссии многосторонне обсудили вопрос создания тех самых правил игры – для всех участников процесса: самих маркетплейсов, бизнеса, который торгует на площадках, и, конечно, потребителей.

Торговля или нет

Один из ключевых вопросов, который обсуждают сегодня, – относить ли маркетплейсы к сфере торговли и, соответственно, как нужно регулировать их работу – как продавцов или как IT-оператора, законом о торговле или отдельным документом? Даже в госструктурах пока нет общего представления об этом.

Так, Никита Кузнецов, директор Департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ, считает, что маркетплейсы однозначно относятся к сфере торговли, а не являются "некой отдельной сущностью, специальной формой жизни:

"Маркетплейс – это особый формат торговли. Когда-то в мире не было и торговых сетей. Но когда они появились, ни у кого не возникло сомнений, что это торговля. Поэтому, безусловно, аргумент, что маркетплейсы – не торговля, а некая цифровая платформа, нами не поддерживается. Если так рассуждать, то ярмарка – это асфальтированная платформа, торговый центр – бетонная. Все что угодно по этой логике можно переиначить".

По его мнению, попытки уйти от причастности к торговле ведут к тому, что онлайн-площадки не несут ответственности ни за товар, ни за продавца.

"Формально продавцом выступает независимый селлер, но потребитель покупает товар на площадке, рассчитывается через площадку. Информацию и все остальное ему предоставляет площадка. 99,9% потребителей не интересуются, кто конкретно юридический продавец", – сказал Кузнецов.

Он привел аналоги с офлайн-продавцами, которые контролируют своих поставщиков на предмет налоговой добропорядочности, качества, легальности товара:

"Почему офлайн-сеть должна нести эти затраты на проверку товара, на проверку контрагента? Коль маркетплейс берет деньги с продавцов, причем немалые – порой до десятков процентов доходит комиссия, – то площадка наравне с продавцом должна отвечать за товар и перед потребителем, и перед государством".

Однако в ФАС готовы дискутировать с позицией Минпромторга. Здесь считают, что работу маркетплейсов должен регулировать отдельный закон, в котором пропишут понятия и механизмы, подходящие конкретно для этой среды, а не те, что будут "болтаться между гражданско-правовым, частноправовым понятием маркетплейса, информационного посредника и определением из закона о защите прав потребителей", сказала Яна Склярова, замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России.

По ее словам, воля законодателя по многим вопросам уже высказана, и ни в одном случае маркетплейс не должен отвечать на все.

"Когда принимали нормативные акты, все понимали, что приравнять маркетплейс – электронную, цифровую площадку – к продавцу технически невозможно. Единственное, что мы тогда получим ,– это отсутствие цифровых торговых площадок. А это, наверно, не отвечает цели технологического суверенитета", – сказала Склярова.

Она подчеркнула, что многие сравнивают маркетплейсы с торговыми сетями. Но Склярова не согласна с такой аналогией – "ни по юридическому формату осуществляемых сделок, ни по той функции, которую площадка исполняет".

Нельзя сравнивать онлайн-площадки и торговые сети, считает и Анна Арутюнян, директор антимонопольной и регуляторной практики Wildberries:

"Почему в отношении торговых сетей в свое время было введено регулирование платы за полку? Именно потому, что полка [физически] ограничена. И когда сеть устанавливает огромную плату за вход на нее, то возникают вопросы, связанные с тем, что такая модель, скажем так, очень избирательна. У нас же барьеры входа значительно ниже. Мы просто проверяем наличие у продавцов необходимых документов и даем им возможность работать на платформе. Соответственно, применение к нам тех же механизмов регулирования как минимум не учитывает, как наша деятельность строится".

Что есть контрафакт

Одна из главных претензий к работе маркетплейсов – наличие контрафактного или нелегального товара. Но и здесь оказались две стороны медали.

Самым ярким примером стали БАДы. Антон Гущанский привел пример продажи некоего "волшебного" средства для похудения – бобов, завозимых из Китая. Их можно купить на маркетплейсах.

"Небольшая проблема: внутри он содержит сибутрамин – это средство а-ля наркотик. Да, действительно ты худеешь, ты не думаешь о еде, у тебя много других проблем появляется, кроме еды. <…> А кто же несет ответственность за покупку этого товара, его оборот, хранение, распространение среди родственников? А потребитель. И уже сейчас есть конкретные примеры. В Волгоградской области отец трех детей получил год колонии за закупку такого БАДа на маркетплейсе. Он не знал, что в составе находится этот наркотический препарат, но он его купил", – рассказал Гущанский.

А в преддверии проверок такие БАДы, по его словам, исчезли с маркетплейсов, чтобы появиться как часть приправ, спортивного питания и т. д. "Там соль, перец и эфедрин", – заключил эксперт.

Однако, по словам Минаева, маркетплейс сам рад был бы иметь в этом вопросе четкие правила игры.

"Все БАДы у нас должны иметь свидетельство о госрегистрации. 100% БАДов проверяются на его наличие. Если его нет, никогда не будет продаваться этот товар. У нас нет специалистов, которые знают, какое вещество сильное, а какое нет. Если оно появляется в составе, вопрос: как БАД получил свидетельство? Мы также каждый раз просим объяснить, где заканчиваются БАДы и начинается что-то другое, что не требует этого самого разрешения".

Он говорит, что это касается не только БАДов. Например, есть товар, который заявляется как пищевая добавка, но при смешивании он образует смесь для вейпа, а она запрещена к продаже.

"Мы как ответственная площадка блокируем товар. Через два дня нам прилетает предписание ФАС разобраться в этой ситуации, потому что продавец написал жалобу, что он продает обычную пищевую добавку. В этом нужно разбираться".

Но при этом в действующем законодательстве есть инструменты, которые могут помогать отсекать контрафакт, уверен Олег Павлов, председатель "Общественной потребительской инициативы". Например, есть несколько государственных информационных систем, например, маркировки.

Любой продавец товаров, подлежащих маркировке, должен быть зарегистрирован в системе. А это обувь, парфюм, ювелирные, меховые, кожаные и многие другие изделия.

"К сожалению, мы видим, что такие понятные, бесплатные, открытые системы не используются маркетплейсами", – говорит Павлов.

Он привел пример: Федеральная пробирная палата провела в апреле исследование, которое обнаружило на онлайн-площадках более 500 нелегальных продавцов ювелирной продукции. Хотя их можно было просто проверить по госсистеме. Также весной нашли более 500 нелегальных продавцов обуви, в том числе детской.

"Чтобы понять, легальный участник оборота или нет, не нужно у него запрашивать миллион документов, достаточно ИНН", – заключил Павлов.

Он считает, что проверку продавцов по госсистемам нужно вменить маркетплейсам в обязанность. При этом, подчеркнул он, важно, чтобы для нелегальных продавцов "не должно оставаться тихих гаваней": "Если мы зарегулируем маркетплейсы, но не решим вопрос со статусом площадок, объявлений, соцсетей, произойдет переток нелегальной продукции туда".

Спорные скидки и рассрочки

Еще один вопрос, который планируется законодательно отрегулировать – использование скидок, рассрочек.

"Достаточно активно развиваются сервисы, предлагающие оплатить долями, частями, сплит – используются разные слова, смысл которых в том, что товар можно получить сегодня, а платить за него частями в течение нескольких месяцев, – сказал Алексей Чирков, представитель Банка России. – Это может быть удобно, интересно потребителю и в ряде случаев позволяет ему сократить издержки. Но крайне важно, чтобы такое удобство не приводило ни к какому ущемлению прав гражданина".

По словам Чиркова, это значит, что покупатель должен получать тот же объем информации, как в потребительском кредитовании. "Чтобы не было никаких ростовщических практик в плане возмездности таких рассрочек либо повышенных штрафных санкций. Чтобы была возможность обратиться к регулятору, если есть какие-то нарушения, или напрямую к оператору рассрочек".

Сегодня подготовлен законопроект, который частично регулирует работу маркетплейсов. В нем в том числе есть норма и о рассрочках. Но в предлагаемом виде он категорически не устраивает маркетплейсы.

"Законопроект запрещает маркетплейсам делать скидки на товары за свой счет в маркетинговых целях. То есть у нас сегодня огромная инфляция, предпринимаются огромные меры для борьбы с ней, но появляется законопроект, который запрещает снижать цены. На мой взгляд, это несерьезно. Такие вещи просто не должны обсуждаться. Но они на полном серьезе обсуждаются!" – возмутился Алексей Минаев.

Есть и другие нормы, которые вызывают вопросы у представителей онлайн-площадок. Например, 10%-ое ограничение размера комиссии, которую получает маркетплейс от продавца.

"Вот бутылка воды передо мной стоит. Норма говорит: чтобы ее доставить в Алтайский край, в Свердловскую область, на Дальний Восток, разместить ее на складе, прорекламировать – все эти расходы не должны превышать 10% от ее стоимости. Любой человек, даже ни дня не работавший в бизнесе, понимает, насколько абсурдна эта норма. Она напрямую направлена на то, чтобы нанести удар по отрасли", – сказал Минаев.

Его поддержала коллега из Wildberries: "Мне удивительно слышать эту цифру [10%], потому что она совершенно не учитывает экономику маркетплейса. Фактически законопроект предлагает установить ограничение торговой наценки на услугу маркетплейса. Это своего рода госрегулирование цен на услуги маркетплейса. Простите, для торговых сетей такого регулирования нет. Эта наценка не относится к регулируемым".

Правила для продавцов

Также на совещании обсудили и права продавцов площадок. Сами маркетплейсы подчеркивают, что дали возможность торговать и выходить на недоступные ранее рынки тысячам производителей.

"Раньше они могли продавать только в своем регионе. Выехать куда-то еще – это огромные затраты на логистику, на хранение. Сегодня маркетплейсы эти затраты берут на себя", – отметил Минаев.

Однако к взаимодействию площадок и продавцов возникло немало вопросов.

"Иногда нарушение прав селлера влияет в конечном итоге на потребителя. Например, какие-то недостоверные сведения по сроку доставки товара, которые сам селлер не может изменить", – сказала Екатерина Авдеева, первый вице-президент Союза интернет-торговли.

Она привела и другие примеры. Скажем, иногда маркетплейс меняет данные в карточках, и в результате появляется недостоверная информация. Есть вопросы к возмещению убытков, когда товар продавца теряется при транспортировке. Много скрытых штрафных санкций.

"Для микробизнеса это может быть очень существенно. Мы все знаем, что рубль сегодня не равен рублю завтра. А селлер обречен на длительное доказывание своей правоты", – добавила Авдеева.

Александр Ефимов, председатель совета Ассоциации участников рынка электронной коммерции, высказался более решительно: "Для этого рынка не писано законов как буквально, так и фигурально".

Он напомнил, что в начале 2024 года один из маркетплейсов изменил договор и ввел "ничем не обоснованный сбор денег со своих пунктов выдачи заказов". По его словам, каждый ПВЗ принудительно платит от рубля до 30 тысяч. "Маркетплейс за два месяца нам так и не смог объяснить, какой эффект получают владельцы ПВЗ от этого", – сказал Ефимов. В среднем, добавил он, выплаты пунктам выдачи уменьшились на 14-20%.

Он привел другой пример: "У меня есть скриншоты владельцев пунктов, как они ежедневно получают штрафы по 10 тысяч рублей за очереди. Пришло больше семи человек – получи штраф. Коллеги из маркетплейсов скажут – надо ставить больше людей. Но это больше оплата труда. А из чего ее платить, если на маркетплейсе вознаграждение ПВЗ за последние два года снизилось почти в два раза. А с учетом всевозможных штрафов – в 2,5 раза".

Он говорит: штрафы могут быть, но они должны быть обоснованными.

При этом Анна Арутюнян из Wildberries отметила, что и к селлерам бывают вопросы. Например, они заводят карточки товаров, подлежащих маркировке, по категориям, которые эту маркировку не предполагают. "И пока мы как маркетплейс ищем, выявляем этот товар, конечно, он находится в обороте".

Она же в определенном смысле резюмировала дискуссию: "Есть такое расхожее мнение, что маркетплейсы – это такой Дикий Запад, где нет никаких правил, нормативных требований. И поэтому надо зарегулировать все. Но я бы хотела предостеречь от такого подхода, потому что есть огромное количество нормативно-правовых, которые устанавливают обязанности, в том числе для маркетплейсов". Она перечислила закон о защите конкуренции, о защите прав потребителей, различные госсистемы и т.д.

"Мы, Wildberries, не понаслышке знаем, как много претензий по отношению к нам и как нам приходится чуть ли не в ежедневном режиме корректировать наши бизнес-процессы, для того чтобы отвечать этим требованиям".

Она подчеркнула, что маркетплейсы понимают общественный запрос на регулирование: "Но призываем к тому, чтобы оно было сбалансированным, чтобы эти нормы были по-настоящему исполнимыми".

Читать в полной версии ➔