"Хотите кадры? Платите денежки": строители обсудили дефицит специалистов в отрасли
Закрыть потребности в людях в строительной сфере гастарбайтерами больше не получится – компаниям нужно самим вкладываться в поиск и удержание кадров. В том числе на этапе обучения молодежи, тем более все идет к тому, что работодателю, если ему нужны работники, придется инвестировать в их обучение – платить стипендии, оплачивать проезд и т. д. Но пока с этим туго. Об этом говорили на недавнем заседании Союза строителей Алтайского края.
"Трудно форму заполнить?!"На 28 тысяч вакансий, официально зарегистрированных в Алтайском крае, на долю строительной отрасли приходится только 1,1 тысячи – 1% от общего числа занятых в этой сфере, рассказала Елена Чувашова, замначальника краевого управления по труду и занятости.
Она предположила, что сами строительные компании не направляют данные в сервис "Работа России", что формирует искаженную картину потребности в кадрах в отрасли. "Это, наверно, недостаточно. По идее, должно быть больше. Поэтому обращаемся – направляйте информацию о вакансиях", – подчеркнула она.
Это тем более важно, что именно на основе этих цифр в том числе формируется госзадание для учреждений среднего профобразования – сколько обучающихся и по каким направлениям нужно набирать. "И это касается не только бюджетных мест. В ближайшей перспективе будут серьезные изменения, нам это из федерального центра транслируют", – отметила она.
Это подтвердила и Наталья Дмитриева, начальник отдела профобразования краевого минобрнауки: "Мы полностью перестроили формирование контрольных цифр приема. Уже нельзя просто прийти к знакомому работодателю и попросить его написать, что ему нужно 25 сварщиков. По каждому предприятию работодатель подписывает заявки. После этого все цифры отправляются в управление по труду, чтобы посмотреть вакансии и понять, на самом ли деле требуется такое число работников. Только после такой сверки утверждаются контрольные цифры приема".
Параллельно в стране идет опрос для анализа потребности в кадрах по всем отраслям. Алтайский край должен опросить 3 тыс. работодателей. Пока строители свою "норму" отработали только на 30%, что опять же не дает представления о нуждах, сказала Чувашова. А тем временем другие отрасли активно о себе заявляют:
"Представители Минсельхоза на "Дне поля" очень серьезно с фермерами проговаривали этот вопрос, объясняли, насколько это важно для дальнейшего формирования объемов подготовки, вообще распределения трудовых ресурсов и особенно молодежи по отраслям. Есть же и инвестпроекты, которые тоже будут требовать кадров в будущем. Больше-то ресурсов не станет, и надо понимать, как их перераспределять", – объяснила Чувашова.
Руководитель Союза строителей Александр Мишустин пожурил коллег: "Нам кадры нужны, но мы не заявляемся. Вопросом надо заниматься! Я понимаю, что у вас есть сезонные работы. Но вы же понимаете в среднем, кому какие кадры нужны. Неужели трудно форму заполнить?"
Тем более, подчеркнул он, что все идет к сокращению бюджетного набора в учебных учреждениях и переходу преимущественно на целевой:
"Сегодня мы все пользуемся бесплатно подготовленными кадрами. Другой вопрос – пришли они к вам или нет. Но я так чувствую, что завтра будут спецнаборы, а бюджетный сократится. Хотите готовить кадры – платите денежки. К этому все идет".
Мишустин подчеркнул, что это путь неизбежный – надеяться на то, что закрыть потребности удастся "таджиками и узбеками", не приходится.
"Проще набор блогеров сделать"При этом спрос школьников на получение строительных специальностей неровный. Например, в вузе – в Алтайском политехе – две строительные специальности, связанные собственно с возведением зданий, в этом году стали первыми, по которым закрыли зачисление, рассказал Иван Харламов, декан строительно-технического факультета.
"Но нас волнует направление "Производство строительных материалов, изделий и конструкций". Кто будет работать технологами? Больше всего работодателей приходит именно за [выпускниками] ПСК, но брать некого. А в этом году, например, компания "Союз" просит таких специалистов уже не только для Барнаула, но и для Новосибирска и даже Санкт-Петербурга. Специальность в дефиците по России. А мы выпускаем их 15 человек. В этом году только один абитуриент подал оригиналы документов на это направление".
В Бийском колледже отмечают спад интереса к строительным специальностям.
"Я 30-й год в приемной комиссии работаю и вижу, что если раньше это был конкурсный набор, то сегодня – один к одному. Дети больше склонны к информационным технологиям. К сварщикам еще есть интерес, а к мастерам общестроительных работ – нет. Сегодня будет проще сделать набор блогеров, чем строителей", – рассказала Елена Метель, директор колледжа.
"Не нужно золотых гор"Выходом, считают в образовательных учреждениях, может стать целевой набор и ведение студента в течение обучения.
"Спасаться можем только за счет целевой подготовки, – сказал Харламов и привел пример сотрудничества "РЖД" и Сибирского университета путей сообщения. – В "РЖД" поняли, что предстоит расширять сеть – строить много мостов, туннелей, дорог. В этом году на специалитет по направлению "строительство мостов и туннелей" сделали целевой набор. Условия: 29 тыс. рублей стипендия, бесплатное проживание и питание. И ребята, конечно, туда идут, в том числе из Алтайского края. Пока работодатели не повернутся к целевому набору, ситуацию мы не улучшим. У нас тоже есть целевики, которым платят 24 тыс. рублей в месяц".
При этом в техникумах и колледжах говорят – их студенты не ждут таких заоблачных стипендий:
"Мы заключили в этом году 40 целевых договоров – все с предприятиями ОПК. Но ни одна строительная организация предложений не сделала, – говорит Елена Метель. – Хотя тут больших денег и не требуется – вы пообещайте стипендию в пределах 1 тыс. рублей при государственной в 640 рублей. Дети не мечтают о десятках тысяч. Оплатите дорогу от деревни и обратно. Никто не просит каких-то золотых гор, все скромнее. Но пока нет".
В Новоалтайском лицее есть опыт обучения целевиков. "Железная дорога готова заключить 25 целевых договоров, санаторий "Россия". Санаторий "Белокуриха" – предприятие не строительной отрасли, но они развиваются, строятся и готовы брать детей 15-17 лет на практику, закрепить за ними наставников, оплатить проезд, лишь бы дети пришли к ним работать", – рассказал Олег Басалаев.
Возраст, армия и ОПКМежду тем возраст выпускников учреждений СПО сегодня – одна из главных проблем. Многие выходят на рынок труда несовершеннолетними.
"Из 89 студентов строительных специальностей 21 будет несовершеннолетним. В следующем году выпустятся 143 человека по программе "Профессионалитет", из них 52 – несовершеннолетние. Работодателям нужно быть готовыми к этому выпуску – создавать коллективы наставников. Других детей у нас не будет. Это данность", – рассказал Олег Басалаев.
Но сегодня не все предприятия к этому готовы. "Я лично встречалась с работодателями строительной отрасли, предлагала брать детей на практику, на что мне сказали: "Так они у вас несовершеннолетние. Это такая ответственность. За ними надо закреплять наставников, у нас их нет. Им надо выдавать спецодежду, мы не готовы. Пусть они лучше к нам на работу уже приходят". Но сегодня это уже невозможно. Выпускника надо выбрать", – рассказала Елена Метель.
Хотя Басалаев рассказал о положительном опыте: "Железная дорога трудоустраивает студентов третьего курса, у них практика переходит в устройство. Потом провожают в армию, но закрепляют за ними рабочие места – большая вероятность, что ребенок после армии вернется на свое рабочее место, так как начальные трудовые отношения уже сложились с предприятием".
Армия – важнейший "конкурент" для работодателей любых отраслей.
"Многих ребят после учебы забирают в армию, а это значит, что практически треть из них не вернется в профессию. Многие после срочной подписывают контракты и остаются служить", – говорит Наталья Андреева.
Елена Метель говорит, что из тех, кто уходит в армию, около 70% не возвращаются: "Да и трудовую миграцию тоже никто не отменял, они все себя видят за пределами Алтайского края".
Еще один стратегический конкурент строителей – оборонка. "На выпускной к нам пришли руководители кадровых отделов оборонных предприятий с предложениями – 50 тыс. рублей подъемных, для неквалифицированных работ зарплата в 50 тысяч – стартовая. Конечно, ребята пошли", – рассказала Елена Метель.
"Нужны массовые решения"Но проблема строительной отрасли в том, что она не обладает ресурсами таких компаний, как "РЖД", не имеет такого госфинансирования, как предприятия ОПК. То есть рассчитывать нужно только на свои силы. Сегодня целевиков направляют учиться такие предприятия, как "Союз", "АКТО", БКЖБИ №1 им. В. И. Мудрика и некоторые другие – крупные лидеры отрасли в регионе. Но и они говорят, что можно было бы подумать над механизмами финансирования подготовки кадров под запрос.
Например, Кирилл Овсянников сказал, что, как вариант, можно было бы обратиться к властям с предложением – дать возможность какой-то процент налога на прибыль направлять целевым образом на подготовку кадров:
"В затраты это не включишь, а нагрузка на бизнес сейчас и так большая. Нужны массовые решения. Нужна помощь с точки зрения законодательства".
Однако руководитель СРО "Алтайские строители" Зинаида Герасимович сказала, что идея вряд ли пройдет – с подобными ей уже были обращения в правительство.
Она сформулировала перечень других предложений.
Больше информировать сами строительные организации – членов СРО и Союза строителей. По словам Герасимович, многие небольшие предприятия просто не в курсе, что можно привлекать стройотряды, ходить на демонстрационные выпускные экзамены в учреждения СПО, вообще мало знают о том, где и кого готовят.Ее слова подтвердила Елена Метель: "Есть удобная форма – когда специалисты организаций приходят на демонстрационный экзамен, на конкурсы профмастерства – смотрят и заключают договоры. Так у нас, например, работает энергетическая отрасль – электрики у нас расходятся как горячие пирожки".
Регулярно водить студентов на экскурсии на стройки. По словам Зинаиды Герасимович, опыт других регионов показывает, что это рабочий механизм.Наконец, общей рекомендацией, исходя из выступлений, можно считать выплату конкурентной зарплаты. Ее размер остается главным критерием выбора работы, показал опрос 510 студентов АлтГУ и АлтГТУ. В основном выпускники рассматривают заработок от 40 тыс. рублей и выше – в среднем почти 50 тысяч.