Алтайский край наращивает собственную налоговую мощь, но теряет в федеральных деньгах
В проекте бюджета Алтайского края на 2025 год доля федеральной финансовой поддержки упала фактически до трети от общего объема, хотя еще два года назад совсем немного не дотягивала до половины. Регион увеличивает свою бюджетную независимость, однако не факт, что это исключительно хорошая новость.
Своих денег все большеПравительство края внесло проект бюджета на 2025 год в краевое заксобрание. В октябре его рассмотрят в первом чтении, то есть утвердят только основные параметры – доходы, расходы и дефицит.
Согласно документу, доходы составят 167,5 млрд рублей, из них:
собственные налоговые и неналоговые – 110,8 млрд, помощь федерального центра – 56,7 млрд.То есть соотношение 66% к 34%. Еще в прошлом году в проекте первого чтения оно было 62% к 38%. А за год до этого – 55% к 45%. Ко второму чтению соотношения чуть менялись, но не принципиально.
Федеральная помощь в абсолютных цифрах, то есть в рублях, ежегодно прирастает, но с динамикой собственных доходов не сравнится. Например, в проекте бюджета края на 2025 год помощь из бюджета страны пока предусмотрена в размере 56,7 млрд рублей, это + 4,4% к первому чтению прошлого года. А собственные доходы – 110,8 млрд, и это на четверть больше, чем рассматривали в 2023-м.
Три кита доходовИз чего формируются свои доходы? Три основных источника, которые дают до 80% объема, – НДФЛ, налог на прибыль организаций и акцизы (в основном на топливо и алкоголь).
НДФЛ обеспечивает более трети доходов бюджета края. А этот налог – с зарплат, которые в последние пару лет, и особенно в текущем году, значительно выросли. Основных причины – две, как и во всей стране: острый кадровый голод, на фоне которого работодатели вынуждены повышать зарплаты, и большие государственные вливания в оборонный комплекс и СВО.
Очевидно, что и в 2025 году общий фонд оплаты труда в регионе как минимум не сократится. Для бюджетников также предусмотрена индексация зарплат.
Второй по доле в доходах бюджета налог – на прибыль организаций. Она в 2024 году также росла, говорят цифры статистики. В проекте бюджета края на 2025 год запланирован рост поступлений от этого налога на 13% (к первому чтению прошлого года), сообщили "Толку" в региональном минфине.
Напомним, с 1 января 2025 года произойдет и резкий рост ставки налога – с 20 до 25%. Но в бюджет региона из них как поступало 17%, так и будет поступать. Весь прирост уйдет в федеральную казну.
Большинство акцизов также повысится с 1 января 2025 года.
Усиление собственной финансовой устойчивости, казалось бы, хорошая новость. Однако федеральные деньги – это не только и даже не столько условная сумма на "поддержание штанов", то есть на то, чтобы закрыть базовые и самые необходимые потребности региона. Это прежде всего средства, которые направляются по госпрограммам на крупные, финансово емкие проекты, которые сам край в одиночку потянуть не может, – на ремонты и стройки соцобъектов, создание инженерной, транспортной и другой инфраструктуры, лекарственное обеспечение, экологию и т. д.
И в этом случае говорить, скорее, можно о том, что рассчитывать региону придется в большей степени на себя. И это будет происходить на фоне пока еще высокой инфляции, темпы которой государству пока не удается радикально укротить, несмотря на принимаемые решения, что следует из оценок экспертов РБК.
Разумеется, цифры проекта бюджета к первому чтению неокончательные. Доходы из федерального центра могут вырасти (и, вероятнее всего, так и будет) ко второму чтению. И уже в 2025 году, скорее всего, бюджет еще будет не раз пересматриваться в пользу увеличения – так происходит каждый год.
Основные параметры бюджета края на 2025 год в проекте к первому чтению: доходы – 167,5 млрд, расходы – 179,4 млрд, дефицит – почти 12 млрд рублей.