Посчитать эффект: как "Мой бизнес" искал доверие, амбассадоров и бюджет на форумы
"Опа, классная возможность!", "Поеду к подруге на НГ. Отдохнуть, сходить куда-нибудь, кинишко посмотреть. Но ноут с собой", "Второй день под впечатлением". Это не флуд и не чат подружек, а комментарии в постах краевого центра "Мой бизнес", который за пять лет сформировал сообщество малого бизнеса в регионе — разрозненного, противоречивого, разного по видам работы и доходам. О том, как команда центра искала общий язык с предпринимателями, на какие деньги проводятся форумы и семинары, зачем будут развивать креативные индустрии и многом другом "Толку" рассказал руководитель Станислав Татаринцев.
Понятный бизнесу язык– За последние лет пять центр "Мой бизнес", на мой взгляд, совершенно изменил подход к работе с предпринимателями. Это не скучная бюрократическая система, какой она, откровенно говоря, казалась, а такой масштабный нетворкинг. Почему все изменилось? Другие задачи, другая команда?
– Действительно, определенная эволюция произошла. Это был естественный процесс перехода к клиентоориентированному подходу.
В новом формате центр начал работу с 2018 года, когда в крае началось объединение инфраструктуры поддержки бизнеса на одной площадке. Одновременно с этим на федеральном уровне стартовала проработка нацпроектов, один из которых был связан с поддержкой малого и среднего предпринимательства (МСП). То есть шли два параллельных процесса.
Частично мы переняли опыт МФЦ. Во-первых, создали единую площадку для оказания услуг – одно окно. Плюс сформировали внутреннее пространство по их примеру, потом его модернизировали.
Тогда же в регионах появилась практика, направленная на то, чтобы устранить вот этот формальный подход и перейти на тот, который принят в бизнес-среде. То есть мы хотели, чтобы нас воспринимали как партнера. Нам было важно говорить с предпринимателями на одном языке, чтобы они не чувствовали себя в чужеродной среде.
– Вы, как хамелеон, подстроились под формат общения, удобный бизнесу.
– Это была одна из задач – найти общий язык и сделать так, чтобы господдержка не вызывала опасений, чтобы была понятной, эффективной, вызывала доверие. Ведь многие предприниматели очень осторожно относятся к ней. Наша задача была – преодолеть это предубеждение. Это одно.
С другой стороны, было недоверие к качеству предоставляемых услуг. И это тоже была и остается одна из фундаментальных задач – повышение доверия к господдержке, повышение ее эффективности.
Эксперты – это недешево– Правильно ли я понимаю, что ключевой задачей центра остается оказание финансовой господдержки? Или нет? Ведь у вас много форм работы по немонетарному сопровождению – обучений, форумов и прочего.
– Финансовая поддержка – одно из ключевых направлений, но не единственное. Да, центр "Мой бизнес" создан на базе гарантийного фонда, который предоставляет поручительства.
Но сегодня инфраструктура поддержки бизнеса, которую Фонд координирует, существенно шире. Это центр кластерного развития, центр инжиниринга, Фонд финансирования предпринимательства, МФЦ для бизнеса, центры оказания услуг на базе кредитных организаций, 68 ИКЦ в районах края и Бийский бизнес-инкубатор.
И нефинансовые меры поддержки часто не менее значимы для малого бизнеса. Более того, некоторые из них тоже экономят деньги. Например, если предприниматель обращается к нам за услугой упаковки франшизы, то мы за нее платим подрядчику, который ее оказывает предпринимателю бесплатно либо на условиях софинансирования. Это однозначно экономия.
– Это же можно сказать и об обучении.
– Конечно. Выступления экспертов, которых мы приглашаем, особенно на крупные форумы, тоже стоят недешево.
Но экономия средств предпринимателей – не единственная наша задача. Нам также очень важно, чтобы от оказанной нами услуги был эффект, измеряемый в показателях работы предпринимателя.
– Вы сами говорите, что хороший эксперт – это недешево, плюс нужны средства на организацию мероприятий, которые для предпринимателей бесплатные. На какие деньги это проводится?
– Это средства, которые выделялись по нацпроекту, плюс ресурсы регионального бюджета по различным отраслевым программам. И вот эта общая "копилка" как раз и использовалась для финансирования мероприятий, образовательных форм, оказания как массовых, так и индивидуальных услуг.
Нацпроект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", как и большинство других, завершился в 2024 году. Благодаря ему в регионе выстроена эффективная система поддержки малого и среднего бизнеса на всех этапах его развития, и те ресурсы, которые в нее вкладывались, продолжают работать и сейчас.
Так, например, совокупный капитал "Алтайский фонд МСП" и МКК Фонд финансирования в настоящее время составляет более 3 млрд рублей. И эти средства предлагаются предпринимателям на условиях, выгодно отличающихся от коммерческих банков.
С 2025 года вся эта работа будет проводиться в рамках нового регионального проекта, входящего в состав национального – "Эффективная и конкурентная экономика", и финансироваться за счет средств краевой программы.
С этого года федеральное финансирование на большую часть регионов не предусмотрено. По крайней мере, на данный момент. По поручению губернатора Виктора Петровича Томенко средства на поддержку бизнеса в 2025 году в краевом бюджете заложены примерно в том же объеме, что был ранее.
То есть регион продолжит поддерживать сектор МСП. Поэтому мы рассчитываем на то, что в этом году подход точно не изменится, а объемы, форматы, качество мероприятий с учетом запроса останутся на прежнем уровне.
– Почему Алтайский край вошел в число регионов, которому не предусмотрели федеральное финансирование? Казалось бы, наш регион – один из самых развитых и как минимум многочисленных по числу предпринимателей.
– На самом деле это коснулось больше половины регионов. Логика государства была понятной: оно создало инфраструктуру развития и поддержки предпринимательства, запустило ее – теперь субъекты должны уже самостоятельно двигаться. Федеральное финансирование предусмотрели только тем регионам, у которых мало региональных возможностей.
Посчитать эффект поддержки– Вы говорите, что не собираетесь уменьшать ни количество, ни качество услуг и мероприятий. Есть какие-то тематические приоритеты на 2025 год?
– Немного смещается целевой приоритет. Если раньше, как я уже говорил, наша задача была – сформировать доверие предпринимателей, то теперь это повышение эффективности и отдачи от господдержки. Провели мы, например, образовательные мероприятия, оказали индивидуальные услуги по продвижению – и хотим видеть, какой экономический эффект получил предприниматель.
– И как это посчитать?
– Да, это более сложный вопрос с точки зрения учета. Посчитать участников предприятия просто, экономический эффект – сложнее. Сейчас мы с коллегами как раз формируем подходы, как это можно сделать.
По-прежнему остается задача повышать удовлетворенность нашими услугами. Здесь важна обратная связь. Если предприниматель говорит нам, что ему понравилось, то как минимум часть задачи мы выполнили. Но есть и некий отложенный результат, который теперь нам также важен – а какой эффект спустя время приносит эта услуга.
В числе приоритетов также – поддержка социального бизнеса, экспортеров.
– У экспортеров, видимо, все стало сложнее.
– Да, у них сейчас достаточно много сложностей, финансовых и логистических в первую очередь. Однако экспорт все равно живет, мы видим по косвенным признакам, что эта деятельность продолжается. Да, появились другие рынки, товары, транспортные, финансовые цепочки, но бизнес их выстраивает и находит варианты.
Еще один из важных приоритетов текущих реалий – работа с креативными индустриями. Их развитие – в числе национальных целей, обозначенных президентом. Сегодня государство делает акцент на развитие креативной экономики.
– Почему они стали так важны?
– Вообще, тема поддержки креативных индустрий появилась несколько лет назад. Тут вопрос в чем. Креативная индустрия – это объединение очень большого числа разных отраслей. Они между собой могут быть совершенно не связаны. Например, IT, гастрономия, кинематограф, мода и так далее. Но каждая из них считается креативной индустрией.
В чем здесь идея? В том, чтобы поддерживать отрасли, где создаются новые, а то и инновационные, творческие продукты – те, в которых высока доля интеллектуального труда. И чем она выше, тем лучше. И в этом смысле внимание к креативным индустриям — это внимание к высокомаржинальным и высокоинтеллектуальным областям экономики.
То есть, во-первых, это секторы бизнеса, которые имеют высокую доходность, а для государства это дополнительные отчисления в бюджет. А во-вторых, само по себе развитие креативного мышления среди предпринимателей ведет к улучшению качества продуктов, товаров, услуг, повышению их эффективности. То есть внимание к креативной индустрии обусловлено стратегическими подходами к развитию экономики в целом.
В этом году мы уделим еще больше внимания этому направлению. Указом губернатора наш центр определен опорной организацией по развитию креативных индустрий. Минэкономразвития Алтайского края занимается внедрением регионального стандарта развития креативных индустрий. Созданы рабочая и экспертная группы. Планируется создание центра креативных индустрий. Соответственно, и мероприятий на эту тему мы будем проводить больше.
Нетворкинг как фундамент– Возвращаясь к вашим событийным мероприятиям. Вы часто с их тематикой попадаете в "больное", актуальное: выход на маркетплейсы, продвижение в соцсетях, налоговые изменения и прочее. Как вы определяете темы, ловите этот пульс? Обратная связь от бизнеса, план мероприятий?
– Сразу скажу – никакого четкого регламента не существует. Все это естественный процесс. Опять же – верну вас к мысли о том, что костяк команды работает с 2018-2019 годов. Это люди с большим опытом и широкой сетью контактов как среди предпринимателей, так и среди экспертов. Иначе говоря, они находятся в эпицентре бизнес-повестки. Плюс погружение в наши же мероприятия, с их участниками. То есть все сотрудники ежедневно находятся в общении с предпринимателями разного уровня, отраслей и даже разного финансового положения.
Еще один момент – на наших мероприятиях мы ведем сбор обратной связи: как люди его оценивают, чего не хватает, что изменить и так далее. Это тоже помогает.
Наши федеральные эксперты нам тоже подсказывают, какие темы актуальны. Плюс встречи на форумах с коллегами. Благодаря нацпроекту у нас была возможность регулярно посещать выездные мероприятия – от Калининграда до Дальнего Востока. Это тот самый нетворкинг, о котором вы говорили. Создание сообщества – один из фундаментов работы центра, это база для всего остального.
– Есть предприниматели-амбассадоры, которые вам помогают продвигать господдержку – например, они у себя в соцсетях рассказывают о своем положительном опыте. На каких условиях вы сотрудничаете?
– В самом начале реализации нацпроекта был такой опыт, когда центры "Мой бизнес" сами формировали команды амбассадоров – предпринимателей, которые успешно пользовались инструментами поддержки. Но затем такая целенаправленная практика ушла. Этот процесс стал более естественным.
Никакой экономической подоплеки тут нет – у нас ни с кем нет ни договоров, ни обязательств. Чаще всего такими амбассадорами становятся получатели наших услуг. Те, у кого есть личный позитивный опыт. При этом у них есть какая-то своя активность, медийный образ. Сегодня же многие работают над личным брендом, используют соцсети для продвижения.
Иногда мы можем попросить нашего партнера рассказать у себя на странице о каком-то нашем интересном проекте, где нам важен охват. Не обязать, а попросить, он может и не делать этого. Просто проинформировать сейчас сообщество – любое – непросто. Потому что информационный поток очень большой, и выделиться на его фоне сложно. Поэтому здесь уже, конечно, идет точечная работа, в том числе – через наших амбассадоров. Говорим: "Иван Иванович, у нас будет вот такой классный форум, будем благодарны, если вы расскажете".
"Хочешь расти – будь среди лучших"– В других регионах примерно в таких же стратегиях развиваются центры, как в Алтайском крае? Или везде по-разному?
– В целом подход единый, поскольку финансирование по нацпроекту выделялось каждому региону. Но, конечно, в разных территориях свои особенности. Те регионы, в которых мы были, развиваются в схожем ключе. И мы постоянно общаемся. Такая коммуникация, особенно личная, офлайн, значительно "продвигает" нас всех вперед в качестве услуг. Это же известно: хочешь расти – будь среди лучших.