Алтайский край хорошо отработал программу "по борьбе с бедностью", но богаче не стал
Счетная палата России проверила 10 регионов, которым из федерального бюджета в течение пяти лет выделяли отдельные деньги на борьбу с бедностью. К ним относится и Алтайский край. Проверка аудиторов показала, что прямого влияния на социально-экономическое состояние регионов эти деньги не оказали, улучшить место в "рейтинге бедности" смогла только Республика Карелия, а Алтайский край и вовсе опустился с 66-го на 73-е место.
Реализация индивидуальных программ развития (ИПР) шла предыдущие пять лет. 10 регионам выделялось по 5 млрд рублей в течение 5 лет, то есть по 1 млрд в год. Для сравнения: бюджет Алтайского края на 2025 год превышает 210 млрд рублей.Предполагалось, что в результате исполнения ИПР в регионах снизятся уровни бедности и безработицы, повысятся среднедушевые доходы и динамика инвестиций.
Проверка Счетной палаты показала, что по итогам пятилетки общий уровень бедности населения относительно других регионов России снизился в 6 регионах из 10. В Республике Алтай он сохранился на прежнем уровне (80-е место в рейтинге). В двух регионах позиции ухудшились – в Алтайском крае (с 66-го на 73-е место) и в Республике Адыгея (с 36-го на 45-е).
Лучшую динамику показала Республика Карелия, поднявшись с 53-го на 44-е место. При этом именно здесь реализация конкретно ИПР серьезно "хромала" – в регионе не выполнили и половины из намеченных мероприятий.
А вот Алтайский край как раз наоборот – программу отработал довольно хорошо по сравнению с другими регионами и по ряду позиций значительно перевыполнил плановые показатели. Например:
число созданных рабочих мест по плану ИПР должно было составить 2,5 тысячи, а по факту оказалось 5,8 тысячи; объем привлеченных внебюджетных инвестиций планировался в 4,4 млрд, а реально составил 22,2 млрд рублей.Да и уровень бедности по плану должен был составлять 13,6% населения, а сократился до 12,1%. Однако положение края в общем рейтинге это не "спасло".
Деньги Федерации по ИПР направлялись на разные цели: на развитие промышленности, малого бизнеса, сельского хозяйства, туризма, инфраструктуры и т. д. Но в Алтайском крае львиная доля выделенных центром денег пошла на поддержку экономики – реального сектора: промпредприятий и предпринимателей.
Основным инструментом стала докапитализация Фонда развития региона и Алтайского фонда финансирования предпринимательства. Средства фондов идут на выдачу льготных кредитов предприятиям для их модернизации и переоборудования. Счетная палата нарушений при этом не нашла.
Собственно, 2 региона из 10, включая Алтайский край, обеспечили выполнение ИПР по направлениям поддержки МСП. Но если, например, в Чувашии благодаря программе создали 1790 рабочих мест и привлекли 11,7 млрд рублей внебюджетных инвестиций, то в Алтайском крае число новых рабочих мест превысило 4,4 тысячи, а сумма частных вложений – 11,4 млрд.
"Отмечается, что при схожих объемах финансирования мероприятий по поддержке МСП в Алтайском крае создано в 2,4 раза больше рабочих мест, чем в Чувашской Республике", – говорится в отчете. Здесь объясняют: все дело в том, что в крае получатели помощи по условиям обязаны были организовать новые места, а в республике – нет.
По поддержке промышленников Алтайский край тоже оказался в лидерах. Однако, указала Счетная палата, системного мониторинга за числом рабочих мест Минпромторг России не вел: "Так, 708 из 1255 рабочих мест созданы в рамках поддержки промышленности в Алтайском крае в 2022 году. При этом информация о сохранении рабочих мест к началу 2025 года отсутствует".
По итогам проверки аудиторы установили, что "отсутствует прямая зависимость между реализацией мероприятий ИПР и достижением плановых значений темпов роста инвестиций в основной капитал".
"В Алтайском крае 9,3% расходов федерального бюджета не привели к достижению результата только по 1 из 6 мероприятий. В соседней Республике Алтай показатели не достигнуты по 3 из 36 мероприятий. <…> При этом темп роста инвестиций в Республике Алтай по итогам 2024 года более чем в два раза превысил плановое значение (план – 116,7 %, факт – 261,4 %). В Алтайском крае указанный показатель не достигнут (план – 119,4%, факт – 115,1%)", – привели пример в отчете.
Из всех выявленных нарушений на долю Алтайского края приходится совсем немного. Аудиторы выяснили, что в докладе о реализации ИПР в 2020–2024 годах нет информации об объеме налоговых отчислений, полученных в результате поддержки предпринимателей.