Конкуренты Boeing: как "политех" и шинный комбинат уводят разработки в цифровую среду
"Мы фактически готовим специалистов мирового уровня, поскольку наши ребята сегодня конкурируют, по сути, с разработчиками Boeing, Airbus и создают продукцию этого уровня", – сказал ректор АлтГТУ Андрей Марков 16 декабря на Алтайском шинном комбинате (АШК), где сотрудники вуза и инженеры завода с нуля создают новое программное обеспечение для разработки отечественных авиашин.
"Задача очень амбициозная, потому что аналогов такого программного обеспечения не существует", – сообщил Марков. "Мы здесь первопроходцы", – подтвердила и Анастасия Зрюмова, завкафедрой информационных технологий "политеха".
Суть в том, что новая разработка позволит с нуля проектировать шины полностью в цифровой среде. Работа будет проводиться в семь этапов. Сейчас завершен первый – создано программное обеспечение для построения контура шин. И оно уже используется.
Как сказали в конструкторском отделе, если раньше для построения геометрии шины нужно было до 4 дней, сейчас – до 5 минут.
Остальной функционал будет добавляться поэтапно. Самым сложным станет моделирование по расчету нагрузок на шину. Это предельно ответственная задача, так как речь идет о безопасности использования изделий в будущем.
"Шина же только на первый взгляд – простое изделие, но на самом деле это сложная инженерная конструкция", – объяснил Андрей Марков.
В конечном итоге полный запуск нового программного обеспечения позволит максимально уйти от ручного труда, автоматизировать процессы модерирования.
"Мы снижаем математическую нагрузку на инженера-конструктора, убираем вероятность человеческой ошибки, увеличиваем возможности моделирования, ускоряем процесс от этапа идеи до модели, а также минимизируем число необходимых натурных испытаний", – объяснила Анастасия Зрюмова.
По словам Владимира Балабанова, гендиректора АШК, без внедрения собственных разработок, без инвестиций в технологии предприятие не сможет развиваться и оставаться современным. Тем более что сейчас перед российской авиацией стоят амбициозные задачи, связанные как с собственным производством, так и с импортозамещением.
Осенью 2025 года комбинат получил сертификаты годности на шины для опор шасси самолета МС-21. Это официально позволяет комплектовать авиалайнер шинами отечественного производства. Теперь предстоят летные испытания, и после этого АШК сможет при наличии заказов производить этот вид шины серийно.
Сейчас АШК в целом производит около 1 млн шин и столько же покрышек в год – не только для авиационной, но преимущественно для наземной техники. Мощности позволяют изготавливать и больше.В совместных планах предприятия и вуза – создание Центра инженерных разработок. Предполагается, рассказал ректор, что это будет сеть лабораторий, проектных бюро, которые будут заниматься разработкой программного обеспечения более широкого назначения.
"Это актуально, так как в стране стоит задача импортозамещения. У нас летает много самолетов, в основном не отечественного производства, а шины для них производит АШК. Проектирование и новых шин, и шин под известные решения – интересная задача. Студентам это позволит обучаться на реальных задачах конкретного предприятия", – резюмировал Андрей Марков.