Толк новости
Экономика |

Алтайские экспортеры могут лишиться до половины субсидий из-за смены правил

С 2021 года размер субсидии на транспортировку для многих экспортеров сократится наполовину, но зато оформить ее станет гораздо проще
Читать в полной версии ➔

В 2020 году 67 алтайским переработчикам-экспортерам компенсировали больше 300 млн рублей затрат на доставку местной сельхозпродукции за рубеж. Однако со следующего года государство меняет правила. В компаниях говорят, что они потеряют почти половину денег и станут менее конкурентоспособными на большом рынке.

Но есть одно "но"   

С 2017 года в России действует постановление правительства РФ № 1104 о субсидиях на транспортировку продовольственной и сельхозпродукции за рубеж. До сих пор компаниям возмещали 50% затрат за перевозку груза до границы страны-получателя. То есть только по России. Новое постановление № 1313 от 29 августа 2020 года вводит другой принцип начисления.

"С 1 января 2021 года субсидированию подлежит транспортировка продукции от пункта отправления до конечного пункта назначения, например Шанхая. Также отменяются требования по экологическому классу автотранспорта и упрощается процедура подачи документов", – поясняет Андрей Выборнов, консультант отдела развития Алтайпищепрома.

Но при этом меняется формула расчета субсидии, говорит эксперт. Теперь сумма компенсации не может превышать четверти понесенных затрат (25%) на транспортировку и трети стоимости перевезенной продукции. Поэтому для маршрутов, большая часть которых проходит по территории России, по новым правилам субсидия может быть меньше. Для компаний с большим зарубежным транспортным плечом она будет больше.

"Нельзя однозначно сказать, что эти поправки отрицательно повлияли на наших экспортеров. Со многими разговариваю, и по предварительным расчётам получается, что по ряду направлений отгрузок сумма  субсидии будет больше", – добавляет эксперт.

В 2020 году 67 предприятий Алтайского края получили на компенсацию затрат больше 302 млн рублей субсидий, но эта сумма не окончательная. Документы до сих пор принимаются. В 2019 году выделено чуть меньше 244 млн рублей. Лимитов на регион по программе нет, в том числе на 2021 год. Однако сумма ограничена размером федерального бюджета, и точной суммы не называли. Потолкаться локтями   

Предприниматели соглашаются: механизм оформления субсидии стал проще и экспортерам уже не надо подавать коробки документов в Российский экспортный центр. Там сами будут запрашивать информацию в ведомствах, в том числе в налоговой, чтобы узнать затраты на поставку и высчитать размер субсидии.

Но все равно новым правилам алтайские производители не обрадовались: по большей части направлений они потеряют половину госвыплат. "Потому что дороги проходят по России: что мы отправляем груз на Европу, что на Дальний Восток", – говорит Алексей Азанов, финансовый директор экспортной компании "Меркурий".

Предприниматель приводит цифры: субсидия за транспортировку цистерны рапсового масла в Латвию составляла 127 тыс. рублей, теперь только 90 тыс. За доставку контейнера алтайского льна в китайский регион Суйфыньхэ компенсировали 180 тыс., будут 70 тыс. рублей. "А за счет этого сразу падает конкурентоспособность поставщика на рынке", – продолжает Азанов.

Единственное направление, которое становится интереснее "Меркурию", – на Китай через Казахстан. До сих пор экспортер получал субсидию только за дорогу до Кулунды, а это всего ничего по расстоянию для алтайских предпринимателей.   

"Много зависит от региона поставки. Выиграют те, кто поставляет с транзитом через Казахстан с дальними морскими перевозками. Например, в Малайзию и Вьетнам. По новым правилам субсидия начисляется и на оплату фрахта. Раньше этого не было".

 "Новые правила начисления субсидий не катастрофичны для бизнеса. Экспортер считает экономику поставок продукции целиком, в том числе учитывает курс валюты. Сейчас он складывается в пользу российского экспортера. Но ситуации бывают разные. Субсидия здорово выручала в условиях острой конкуренции на рынке. Например, когда курс юаня был низкий и в Казахстане убрали большой урожай, нам приходилось толкаться локтями на китайских рынках", – поясняет Алексей Азанов.

Эффект неожиданности   

Процедура начисления субсидий построена так, что в расчет берется период отгрузок с октября по октябрь. Главный документ – акт выполненных работ от перевозчика. Его  можно подать до 1 ноября, чтобы получить выплату в текущем году. Но часто груз, отправленный в октябре и даже сентябре, не успевает доехать до места.

Фактически заявление на субсидию за поставки четвертого квартала предприниматели подают только 1 января будущего года. И 29 сентября 2020-го стало ясно, что денег будет в два раза меньше.

Особенно неприятной была новость для компаний, которые заключили контракты на четвертый квартал 2020 года с учетом "старых" субсидий. Фактически они могут понести убытки. В такой ситуации оказался "Алейскзернопродукт", говорит его коммерческий директор Наталья Мамаева:

"При отгрузке продукции на экспорт по заключенным контрактам мы учитываем субсидию на возмещение части затрат на транспортировку. Также применяем нулевую ставку НДС. Все это направлено на то, чтобы быть конкурентными по цене и увеличивать экспортные поставки".

  

 

Читать в полной версии ➔