Засуха и нашествие мотылька: как аграрии Алтая пережили високосный сезон
Алтайские сельхозпроизводители осторожны в оценках итогов аграрного сезона 2020 года. "Непростой год", "интересный", "сложный" – эпитеты разные, но в основном все склоняются к одному: кампания завершилась неплохо с учетом того, что пришлось пережить.
Год "интересный"Неожиданности начались с самого начала — апрель оказался необычайно жарким, сдвинув многие полевые работы буквально на месяц.
"Из-за ранней весны посевную технику, которая не была подготовлена с осени, пришлось приводить в рабочее состояние в очень короткие сроки. Однако, с другой стороны, впервые за всю историю для наших предприятий мы начали такой ранний сев не только ранних зернобобовых, но и просто зерна, в том числе пшеницы, ячменя и подсолнечника. И это оказалось хорошо, на 20 октября завершили все уборочные работы", – рассказал "Толку" председатель Союза крестьянских (фермерских) формирований Алтайского края Александр Балаков.
Но самым большим испытанием стала засуха. "Весной было много влаги, но потом наступила резкая жара, земля начала трескаться. Резкий перепад губителен для большинства сельхозкультур.
И с этими проблемами лоб в лоб столкнулись сельхозпроизводители. Каждый работал по своей методике — как могли защищали свои растения", – рассказал глава крупного краевого агропредприятия "Колос" Сергей Бенслер.
"Я такой засухи за все свои годы не видел. Была в 2012-м, 1997-м, но какая была в этом году — такой не помню. Я, честно говоря, ожидал результатов гораздо страшнее", – рассказал Балаков.
По словам Владимира Никифорова, директора "АКХ Ануйское" Петропавловского района, влияние засухи плохо сказалось на кампании. Аграрии вложили огромные деньги в подготовку, в посевную, а на выходе получили невысокую урожайность.
"У нас урожайность пшеницы составила в пределах 20 ц/га. Для засушливого года результат неплохой, но в обычный год с одного гектара собираем за 30 центнеров. Твердые сорта пшеницы дали 25 ц/га", – говорит Никифоров.
Могло быть хужеВообще, крупные хозяйства, судя по данным их руководителей, получили урожай хоть и ниже, чем обычно, "потому что некоторые поля дали "очень низкий результат", но не провальный, как ожидали. Однако в самых пострадавших хозяйствах урожайность составила всего по 5-7 ц/га.
"Мы по зерновым получили 13 ц/га, а расчет был на 22-25. По подсолнечнику получили 14,3 ц/га, расчет тоже был центнеров 20. Если бы цена не изменилась, то мы бы сегодня чувствовали себя очень тревожно", – рассказал Александр Балаков.
Согласно данным алтайского минсельхоза на 12 октября (есть в распоряжении "Толка"), в Алтайском крае такие показатели.
Урожайность зерновых и зернобобовых в 2020 году составила 11,6 ц/га против 14,5 ц/га в 2019-м. Урожайность пшеницы в среднем упала до 10 ц/га. В прошлом году собирали 13,5 ц/га. Всего эту культуру убрали с 1,7 млн га пшеницы, это 94% от изначального плана (1,8 млн га). Сахарной свеклы с гектара убрали 501 центнер против 451 ц/га год назад. Сою убрали со 118,1 тыс. га, это только 88% от уровня прошлого года (131,3 тыс. га). Но возросла урожайность: в 2020 году она составила 13,8 ц/га, а в 2019-м собирали 12,4 ц/га. Рапса убрали на 27% меньше, хотя урожайность повысилась на треть.По гречихе и подсолнечнику окончательные данные будут чуть позже, говорят эксперты.
С подсолнечником сложилась тревожная ситуация — в сезоне произошло нашествие лугового мотылька. "Слава богу, не было второй волны. Но повреждения были довольно значительные, результаты по подсолнечнику могли быть еще лучше", – рассказал Александр Балаков.
Цена "просто шикарная"Аграрии, которые не погорели на засухе, говорят, что в 2020 году на урожай цены "достойные".
В стандартное время рентабельность на зерновые культуры не превышала 55-60%. В этом году цена "просто шикарная", отмечает Анатолий Вытоптов, совладелец племрепродуктора "Тимирязевский" (Мамонтовский район).
"В прошлом году ценник был не выше 12 тыс. рублей за тонну за пшеницу третьего класса. А сегодня уже дают 15-16 тыс. Себестоимость продукции может варьироваться от 6 до 9 тыс. рублей. Рентабельность получается практически 100%, это очень хороший показатель", – говорит Вытоптов.
Цена на культуры варьируется в зависимости от показателей качества, условий поставки и индивидуального подхода к клиенту.
"Если хороший продукт и большой объем, то цена дается индивидуально. На сегодня могу сказать, что пшеница третьего класса стоит 16 тыс. рублей за тонну", – говорит Анатолий Вытоптов.
А качество в этом году действительно отменное. "Окончательных результатов сезона пока нет. Но можно говорить, что качество урожая у нас лучше к уровню прошлого года", – рассказал исполнительный директор краевого Союза крестьянских (фермерских) хозяйств Александр Вайс.
Это подтверждает и глава Алтайпищепрома Александр Большаков, по словам которого собраны рекордные объемы пшеницы 3-го класса за последние 10 лет (58% в этом году, в прошлом — 44%).
По словам Владимира Никифорова, сегодня 33 тыс. рублей стоит тонна подсолнечника, 34 тыс. – тонна сои, гречиха — в пределах 37 тыс.
"Это хорошие цены. Они несколько компенсируют засушливый год", – говорит глава хозяйства.
Но и обольщаться не стоит: чем выше подняли цены, тем ниже они потом упадут, считает Сергей Бенслер:
"Гречиха поднялась в цене — и начали всех проверять. Да пусть хоть запроверяются. Восемь лет назад сырье гречихи тоже доходило до 45 рублей за килограмм, сегодня дошла до 35 рублей, и все кричат "караул"".
Спикер задается вопросом: почему все ринулись проверять производителей, но никто не работает с торговыми сетями.
"Они накручивают 200%. Надо проверять, все налицо. Почему мы гречку продаем по 30 рублей, а она 90 стоит? Хотя должна стоить максимум 56 рублей. Мы об этом говорим на всех уровнях", – резюмирует Бенслер.
Не всем повезлоОднако радоваться высоким ценам предстоит не всем хозяйствам. Для некоторых аграриев засуха стала неподъемным бременем. Серьезно пострадали Кулундинский, Табунский районы и вся славгородская зона, говорят эксперты.
"Я знаю хозяйства, у которых урожайность сложилась на уровне 4-5 центнеров с гектара, есть и ниже урожай. Для таких хозяйств цена уже ничего не стабилизирует", – рассказывает Александр Балаков.
"Кошмар, но занимаемся"Ситуация с пандемией, говорят алтайские аграрии, добавляет тревожности: по растениеводству работа практически завершилась, но животноводство не останавливается.
"Не дай бог, массовая вспышка среди доярок — у нас нет дополнительных людей. Мы соблюдаем все меры предосторожности. На нашем предприятии есть заболевшие люди, которые находятся на карантине и на больничном, есть и те, кто уже переболел, как и в других компаниях. Но, конечно, мы надеемся на лучшее", – говорит Александр Балаков.
По словам Никифорова, заниматься животноводством сейчас в принципе невыгодно: корма дорогие, закупочные цены на молоко не растут, стоимость мяса упала и большинство хозяйств убыточно. "Кошмар, но занимаемся", – комментирует ситуацию Никифоров.