Как коронавирус научил растить в Барнауле микрозелень к сексуальным бутербродам
Летом в барнаульском "Бахетле" появились лотки с ростками гороха, салата, редиса и другой микрозелени. Продукцию в магазин поставляют два молодых предпринимателя, которых коронавирус "не пустил" работать в Китай, и они нашли занятие в Барнауле. Налаживая производство, они выкинули несколько мешков бракованных семян и придумали, как построить почти автономную сити-ферму в обычном офисе.
Портфолио проекта Собственники: Артем Першин (два технических высших образования) и Евгений Губанов (экономист). Инвестиции – около 700 тыс. рублей. Выход на безубыточность – около года. Основные статьи расходов: аренда помещения, оборудование, семена. Каналы сбыта – розница с доставкой, магазины, рестораны. Стоимость: в рознице 100-130 рублей за лоток. Проблемы: короткое плечо доставки, в другой город возить нет смысла. Точки роста: расширение номенклатуры продукции. Микрозелень – это ростки съедобных растений в "возрасте" от пяти дней до двух недель. Их используют для декора блюд, в качестве приправы или одного из основных ингредиентов. Микрозелень стала популярна, когда в моду вошло здоровое питание. Однако идея есть пророщенные семена или их ростки не нова. Такую еду давно признали источником витаминов, что актуально там, где зима слишком долгая и в рационе людей мало овощей и фруктов. Как начать выращивать микрозелень?Артем и Евгений познакомились в Китае, куда они отправились по гранту на стажировку. Работать там остался только Артем. Приехав на прошлые новогодние каникулы, он не смог выехать обратно из-за коронавируса. Так родилась идея построить свою сити-ферму.
Самым сложным оказался подбор семян. "Обычные садоводческие в пакетиках не годятся. Вы купили 0,3 грамма, половина не взошла, но доказать производителю, что продукт некачественный, невозможно. Он ответит: "А ты посеял неправильно". В России есть только один хороший поставщик семян со всхожестью 98%, но у него все безумно дорого. Щавель, например, стоит 50 тыс. рублей за кг, а базилик – 22-26 тысяч", – рассказывает Артем.
Сейчас сити-ферму снабжают семенами в основном фирмы из Европы и Казахстана.
Еще один вопрос, который решается одним из первых, – помещение. Для сити-фермы не нужно специальных зданий. Подойдет и обычный офис, главное, чтобы было тепло и выделенная площадь имела хорошую вентиляцию. Еще важно сразу понимать, хватит ли на производство мощности электроэнергии.
"В прежнем помещении мы хотели поставить еще одну стойку с растениями – площадь позволяла. Но когда подключили оборудование, просто выбило пробки, – говорит Евгений. – Подбирая новое помещение, мы сразу узнали, какое напряжение нам могут подать".
Где взять оборудование?"Для выращивания микрозелени дома разные производители предлагают станции (стеллажи с оборудованием), которыми можно управлять командами с телефона. Задавать, например, время полива и освещения. Но туда много не посадишь. Горох растет две недели, представьте, сколько нужно заставить на эту установку боксов с семенами, чтобы получить прибыль. Поэтому мы построили свое оборудование. Часть комплектующих пришлось покупать в Китае", – рассказывает Артем.
На сити-ферме есть несколько типов стеллажей. Например, на одном из них боксы стоят в лотках, куда по желобам подается вода с заданной частотой. Задача максимум – построить и настроить оборудование так, чтобы операции проходили автоматически, без участия человека, и результат был такой, какой хочет видеть клиент.
"Кому-то из шеф-поваров нравятся длинные побеги гороха, кому-то подавай более пушистый, усатый. Подобных характеристик можно добиться, регулируя, например, режим освещения", – продолжает Евгений.
Кто клиент сити-фермы?Сити-ферма Артема и Евгения заработала в начале 2020 года. Первых клиентов искали с помощью аккаунта в соцсетях, репостов знакомых блогеров, просто по знакомству. Первую крупную поставку сделали в "ИнВино", где работали "знакомые знакомых". А потом наращивали количество клиентов, лично обходя заведения, демонстрируя продукт и предлагая попробовать.
Микрозелень стала находкой шеф-поваров. "Это вкусно, полезно, а еще хороший декор для блюда. С ней даже бутерброд выглядит сексуально и его хочется съесть, но сначала сфотографировать и выложить в соцсеть. И это хороший маркетинг для ресторана", – рассказывает шеф-повар Евгений Петенев. Он стал одним из первых и постоянных клиентов "технаря" Артема и экономиста Евгения.
Как еще можно продавать микрозелень?Проблема сбыта микрозелени в том, что продукция плохо переносит транспортировку на дальние расстояния. Росткам нужно обеспечить оптимальный температурный и световой режим, иначе до покупателя доедет некондиция. Потому микрозелень не продают в сетях. Пока.
Но в компании работают над этим. Когда общепит закрыли из-за карантина и часть продукции пришлось отвезти зайцам в зоопарк, предприниматели начали налаживать связи с ритейлом.
"Сначала мы договорились с магазином "Ленд24". Это было относительно просто, потому что он заточен на особый, не массовый сегмент покупателей. Их устраивает схема работы, когда мы по звонку привозим то, что закончилось или просто хорошо покупают", – рассказывает Евгений.
Затем начался долгий путь входа в еще одну торговую точку – магазин "Бахетле". "Мы привезли заведующей отделами свежих овощей и фруктов нашу продукцию. Долго и "вкусно" рассказывали, оставили фото и видео, но сначала получили отказ. А потом – хорошая новость – в "Бахетле" решили попробовать продавать микрозелень", – рассказал Артем.
На согласование договора ушло больше двух месяцев. Пришлось объяснять, что продукция – это не замороженное мясо и даже не яблоки, которые могут храниться на складе. Микрозелень растет около двух недель, а потом за неделю теряет товарный вид. Это надо учитывать, утверждая график поставок.
Может ли такой бизнес стать "большим"?Собственники сити-фермы говорят, что за период с января по ноябрь они смогли выйти на точку безубыточности. Доход, который они получают, идет на развитие производства (средства на жизнь они зарабатывают на другой работе). Сейчас они переехали в помещение, которое в четыре раза больше первого. Там надо построить оборудование, отрегулировать производство.
В месяц компания продает около 500 штук лотков.
Не имея возможности расширять географию за пределы Барнаула, они сделали ставку на ассортимент. Например, купили установку для дегидрации (высушивания) растений и предложили клиентам кулинарные пудры. Например, мяты, петрушки, перца. Их используют в качестве приправы к блюду, для украшения и как натуральный краситель.
Спортсмены заказывают на сити-ферме напитки из пророщенной пшеницы. Еще одна ниша, которая пока недоступна, – выращивание съедобных цветов. Например, анютины глазки могут использовать для украшения блюд.
В перспективе у предпринимателей строительство фермы по выращиванию клубники. Технологии есть и рынок сбыта тоже, говорит Артем. В Барнауле свежие ягоды зимой поставляют из-за границы. В "Ленте" иногда продают отечественную продукцию, но чаще всего ягоды уже подпорчены.
"Выращивание клубники в "промышленных" масштабах требует серьезной подготовки. Надо понимать агрономию процесса. Это я для себя мог посадить кустик, снять ягоды и забыть про него. А на сити-ферме его нужно "усыпить", потом "разбудить" и вновь ждать урожая. Да и инвестиции в такую сити-ферму уже серьезные. Нужны инвесторы. У меня есть на примете несколько предпринимателей, которые могут заинтересоваться проектом", – рассказывает Артем.
Какие риски?Главный из выявленных рисков — сезонность. Пик продаж пришелся на весну, а летом был спад, потому что на дачах и так достаточно зелени. Зачем микрозелень редиски, если можно купить настоящую? Сейчас объем реализации восстановился.
Есть и другие риски. Бизнес по выращиванию микрозелени не требует больших капиталовложений. Сейчас на рынке только Барнаула уже больше шести сити-ферм, которые предлагают свою продукцию.
Можно рассчитывать на помощь государства?Для малого и среднего бизнеса в России предлагают, например, льготные кредиты. Однако Артем и Евгений решили обойтись собственными средствами. Единственную помощь, которую они бы хотели получить, – это дотацию на приобретение программ для электронного документооборота. Это необходимая опция, когда производитель начинает работать с сетями. Часто это обязательное требование ритейлера. Но только один модуль стоит около 100 тыс. рублей, а их нужно несколько.