Меньше шампуня, больше муки: в "Мария-Ра" рассказали, как ковид изменил покупки
Пандемия коронавируса и уход на самоизоляцию в 2020 году изменили поведение покупателей. В торговой сети "Мария-Ра" говорят, что из-за этого пришлось пересмотреть список товаров на полке, добавить более дешевые продукты. Но не только. В уходящем году, например, покупателей интересовали особенности выбора вин, а еще они положительно отреагировали на появление касс самообслуживания. О ярких трендах в современной торговле рассказала "Толку" Леся Колтакова, руководитель службы маркетинга торговой сети.
Меньше походов, больше покупокВ начале пандемии все ритейлеры отметили резкое снижение покупателей в магазинах. Частично это компенсировалось ростом среднего чека, потому что товары приобретались на более длительный срок. Тренд наблюдался в течение года. Летом, когда количество заболевших сократилось, он частично нивелировался, а осенью опять набрал оборот.
Похудевший кошелекВ 2020-м снизилась покупательская способность и в целом доходы населения. По исследованием компании Nilsen и наблюдением аналитиков "Мария-Ра", ковид повлиял на каждого третьего покупателя. Одни потеряли работу, другие стали меньше зарабатывать, в том числе в связи с уходом на "удаленку".
"Этот тренд видно, и он продолжится в следующем году. В связи с ним мы пересматривали ассортимент так, чтобы во всех группах были предложения разных ценовых категорий", – говорит Леся Колтакова и добавляет, что некоторые сети пошли по пути развития дискаунтеров.
По той же причине покупатель уделяет больше внимания на продукцию собственных торговых марок "Мария-Ра" (СТМ), чтобы не переплачивать за бренд. А еще более целенаправленно ищет акционные товары.
"Удаленка" изменила людейВ 2020 году изменилась структура потребления. По одни товарным группам спрос рос, по другим падал. Это связано прежде всего с тем, что большая часть населения ушла на удаленную работу. В апреле на "удаленке" работало 34% трудоспособного населения России, осенью – 25%. Плюс на покупателей повлияло закрытие или ограничение в работе кафе, ресторанов и кинотеатров. Алтайский край переживает аналогичную ситуацию.
"Люди перестали ходить в рестораны и начинают готовить дома. Им нужно больше ингредиентов для блюд, поэтому растет объем продаж муки, масла, приправ. Еще снизился объем продаж средств по уходу за собой. Когда сидишь дома, нужно меньше шампуней, дезодорантов, бритвенных принадлежностей и другой подобной продукции", – продолжает руководитель службы маркетинга.
Потолстели – начали худетьКогда люди сели дома, перестали посещать спортзалы, они поднабрали в весе. Поэтому решили больше уделять внимания здоровому образу жизни, в том числе в питании. В их корзинах появилось больше низкокалорийных товаров, продуктов без сахара и глютена. Эту тему развивают многие продуктовые магазины, потому что есть спрос.
Безопасность превыше всегоУ всех ритейлеров появилась новая категория товаров – антисептики и маски. Этим раньше почти не торговали, а теперь санитайзеры есть в каждой десятой покупке, и магазины готовы предложить их. Тренд общероссийский, но справедлив и для нашего региона.
Винные фантазииВ 2020 году в торговых сетях увеличился объем продаж алкоголя. Пить больше не стали, просто отказавшись от кафе и ресторанов, люди отмечают праздники дома. В "Мария-Ра" еще в 2019 году запустили проект "Выбор вин". В новых отделах представлен более широкий ассортимент и есть коммуникация с покупателям. Например, на ценниках есть рекомендации сортов вин к мясу или рыбе.
Ставка на скоростьПокупателям стало важно сокращать время пребывания в магазине. Многие ритейлеры ответили на это открытием онлайн-площадок. В "Мария-Ра" стали устанавливать кассы самообслуживания. Тестовые проекты показали себя хорошо – помогли сократить очереди и разгрузить кассиров.
До конца 2020-го алтайский ритейлер установит около 100 касс самообслуживания во всех регионах присутствия и продолжит развивать проект в 2021 году.