Алтайские молочники страдают от затрат на бесполезную маркировку продукции
С 1 июня 2021 года российские производители сыра и мороженого обязаны наносить на все упаковки маркировку с информацией о товаре и отправлять в систему "Честный знак". Алтайские компании только на оборудование совокупно потратят до 800 млн рублей, а ежегодный платеж за его обслуживание для кого-то превысит 100 млн. Вот только потребитель от этого ничего не выиграет, но будет еще больше платить за продукты, уверены эксперты "Толка".
Поехали!В России реализуется проект по очистке рынка от фальсификата. Для этого создан госресурс "Честный знак" для размещения информации о товаре. Каждая единица должна иметь код – Дата Матрикс (Data Matrix), через который ее можно считать.
1 июня "Честный знак" сообщил: регистрацию прошли 85% производителей мороженого и 100% – сыра. Начальник профильного краевого управления Александр Большаков говорит, что все перерабатывающие предприятия региона установили оборудование в полной или неполной мере.
В "Честном знаке" сообщают, что маркировка молочки заработала, но не упоминают о проблемах. Хотя в первый же день система "легла" на несколько часов и продолжает сбоить, поэтому линии простаивают.
К этому в алтайских компаниях относятся философски – технические проблемы со временем решатся. Аналогично внедрялась, например, маркировка лекарств.
Относительно легко переживают внедрение маркировки компании, которые продают товар крупным весом – головы сыра, большие куски масла, говорит Юрий Пекшев, возглавляющий компанию "Столица молока".
Также время для разгона есть у тех, кто выпускает молоко и молочную продукцию сроком годности менее 40 суток. Для них маркировка заработает только через полгода.
Тяжелее всего приходится как раз первой "партии" переработчиков молока – производителям сыра, которые фасуют его отдельными кусками в пачки, а также мороженщикам.
У "Киприно" из 11 линий по фасовке нарезанного и тертого сыра работают только четыре. Их скорость сократили до 40 штук товара в минуту вместо прежних 120. Персонал работает круглосуточно, но все равно производительность – 30-40% от прежних объемов. В компании сосредоточились на сетевых ритейлерах, для которых просрочка заявок чревата штрафами.
Также пострадал ассортимент компании "Алтайхолод", сообщил его генеральный директор Михаил Туркин. От части наименований пришлось отказаться.
Верные спутники маркировкиМаркировка уже применяется для продажи шуб, обуви, табака, шин и других товаров. В 2020 году заработала маркировка лекарств – и на фоне ковидного ажиотажа из аптек пропали антивирусные препараты, антибиотики и пребиотики. В "Честном знаке" от решения ситуации "отбивались", говоря, что ни при чем. Однако проблемы были, и их не избежали переработчики молока.
Дорого навсегда
Чтобы маркировка заработала, необходимо программное обеспечение, специальный принтер (возможно, как встроенный в линию модуль) для печати этикеток с Дата Матрикс на бумаге или прямо на упаковке, а также эксперты и исполнители.
По оценкам алтайского бизнес-омбудсмена Андрея Осипова, у региональных производителей на это уйдет до 800 млн рублей. "Алтайхолод" уже потратил на нововведение 30 млн рублей, "Киприно" – 70 млн. И это не окончательные суммы, потому что оборудование продолжает поступать, в том числе для маркировки новых видов молочной продукции.
Кроме того, компаниям придется покупать каждую Дата Матрикс за 65 копеек (с НДС). "Всего за один месяц работы мы оплатили "честных знаков" на сумму 333 тыс. рублей. Умножайте на 12 месяцев и получите годовую сумму только за Дата Матрикс (около 4 млн рублей. – Прим. ред.)", – говорит Алексей Яковенко, возглавляющий Мамонтовский маслосырзавод.
На первоначальное оборудование, принтеры, программное обеспечение и внедрение всей системы у него ушло более 4 млн рублей: "И это только для того, чтобы была возможность маркировать и клеить Дата Матрикс на продукцию вручную".
Для перехода на маркировку продукции в автоматическом режиме потребуется семь линий по 3 млн рублей каждая. То есть итоговая цена инвестиций для мамонтовского производства – 25 млн.
"И это для предпринимателей "гиря к ногам" на всю жизнь! Все эти линии, программы и механизмы будут ломаться и сбиваться. Их необходимо будет обслуживать", – говорит Алексей Яковенко.
По оценкам Михаила Туркина, гендиректора "Алтайхолода", в этом году у него уйдет около 100 млн рублей на обслуживание "Честного знака" к уже вложенным в оборудование 30 млн рублей. И это только начало, продолжает гендиректор "Киприно" Денис Зюзин: "Где гарантия, что через год Дата Матрикс не будет стоить рубль и больше?".
При этом, сетуют эксперты, основные доходы от внедрения "Честного знака" пойдут мимо кармана россиян, потому что все оборудование – импортное. Российскими рублями насытится европейская, американская и китайская экономики.
"Мы до последнего надеялись, что в правительстве РФ отложат внедрение маркировки. Это дорогостоящий проект для каждой компании, и непростая ситуация в экономике страны – не лучшее время для его запуска", – говорит Наталья Кишкина, директор Барнаульского молочного комбината.
Фатально долго
Переработчики молока столкнулись с проблемой: а что именно надо покупать для внедрения маркировки? На "Киприно" обратились в "специально обученную" московскую компанию. Направить заявку производителю удалось только в феврале.
В результате, говорит Андрей Осипов, зарубежный производитель получил вал заказов из России и не может оперативно отрабатывать их. То оборудование, которое ранее получали за месяц-два, теперь ждут до полугода.
По оценкам Дениса Зюзина, на полное перевооружение отрасли уйдет до двух лет."Мы постоянно общались с Минпромторгом РФ и Минсельхозом РФ, сообщая, что производители сыра и мороженого не успевают получить оборудование, – рассказывает Андрей Осипов. – Но они уже отчитались наверх, что все успеют. За отсутствие маркировки на продукции производителя ждет штраф (до 100 тыс. рублей), но, скорее всего, санкции сейчас применять не будут".
Хотя, как выяснил "Толк", это лишь условная их отсрочка: переработчик молока не может поставить в сеть свежую продукцию без Дата Матрикс. Только ту, что была произведена до 1 июня, да и то не все магазины хотят ее принимать, говорит Михаил Туркин. Да и фискалы будут закрывать глаза лишь до тех пор, пока выполняется план по сбору налогов и других платежей в бюджет.
В ресурсе "Честный знак" уже официально прокомментировали проблемы с поставками оборудования. На жалобы крупной компании по производству мороженого Unilever (фабрики в Омске и Томске) там заметили: надо было раньше заказывать оборудование.
"Заявления о потенциальной краткосрочной остановке производства в столь ответственный для отрасли момент имеет своей целью нагнетание ситуации и не направлено на конструктивное разрешение вопроса, связанного с несвоевременной подготовкой производителя", – пишет офсайт ресурса.
Сложно
Отдельная проблема маркировки – отсутствие специалистов. А работы много. Во-первых, надо систему спроектировать. Во-вторых – внедрить. В теории производителя должны за руку провести специалисты ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий).
"Для производителей сыра и мороженого в усиленном режиме работает служба поддержки, а также выделены персональные менеджеры оператора маркировки. С каждым предприятием товарной группы проводится системная и персональная работа", – пишет офсайт госресурса.
Но на деле все по-другому. "Техническая поддержка "Честного знака" работает очень плохо и не несет ответственности за работу системы", – говорит Надежда Быстрицкая, руководитель отдела качества компании "Киприно".
Специалист рассказала, что пыталась войти в эксперимент, чтобы специалисты ЦРПТ приехали на предприятие и помогли с внедрением новшества. Но на июльскую заявку (2020 года. – Прим. ред.) ответили отказом только в октябре, объяснив, что до конца проекта осталось два месяца. "Нас просто отопнули", – рассказала Быстрицкая "Толку".
"Система маркировки – сложный проект, – подтверждает Андрей Осипов. – Где гарантии, что код с бутылки молока считается? Я сам попадал в ситуацию, когда в период пандемии программа не считала код на лекарство. Мне предложили прийти на следующий день, когда программист исправит проблему. Но если магазин находится в селе? Откуда там на следующий день возьмется программист?"
100% эффектыВкладывая в систему колоссальные деньги, переработчики молока и другие участники процесса маркировки хотели бы понимать, куда идут их деньги. Но пока о каких-то плюсах от новшества никто не рассуждает.
Фальсификат не уйдет
Система "Честный знак" создана, чтобы очистить рынок от фальсификата. Однако, говорит Андрей Осипов, он не встречал сообщений о том, что благодаря ему с рынка ушел заметный процент подделки в уже охваченных группах товаров.
Денис Зюзин говорит: как была в стране фальшивая водка, так и есть, хотя ее защищают акцизы, как были подделки сыра, так и останутся, потому что никуда не делись рынки и мелкая розница, которые забирают на себя 30-40% товарооборота.
Программисту с головой ничего не стоит подделать Дата Матрикс, как это сейчас делают в отношении системы "Меркурий" (электронной сертификации грузов, подлежащих ветеринарному контролю. – Прим. ред.).
Можно получить приз, но не информацию
За сканирование Дата Матрикс потребитель может получить приз и поучаствовать в розыгрыше 1 млн рублей. Но на полезную информацию не стоит рассчитывать.
Корреспондент "Толка" сканировал коды с упаковок сыра в одной из торговых сетей. Программа сообщила лишь о названии и бренде товара, возможном весе (0,2-0,4 кг) и наличии сертификата ветеринарного контроля (в данном случае его нет). Возможно, это недоработка производителя, возможно – системы (должна показывать всю информацию с этикетки, а это 15 пунктов. – Прим. ред.).
При этом, говорят производители, нет никакой гарантии, что информация в карточке действительно относится к товару, который сканируется. Дело в том, что все данные вносятся в нее самим производителем. То есть это только его добрая воля и желание рассказать правду и только правду о своем продукте. Как и было прежде.
Молочка подорожает
Эксперты "Толка" полагают, что единственная польза от "Честного знака" – сборы в казну за счет покупателей и/или производителей. Новые затраты лягут в рыночную цену молока, сыра, масла, мороженого и другой молочки.
Но и это не факт, потому что конкуренция слишком высокая, а доходы населения сокращаются. Их надо чем-то кормить.
"Сегодня цена хорошего "Российского сыра" – 700-750 рублей. Через год будет 800, а потом 900. А уж из-за чего она растет – инфляции или "присосок" – это другой вопрос. А доходы населения падают. Мы раньше делали пачки сыра по 250-300 грамм, а сейчас по 180-200. И при этом продажи на 70% идут только по акции. Переработчики научились делать немолоко, несметану, несгущенку, несыр. Что может быть хуже?" – говорит Денис Зюзин.
Он добавляет, что производитель несет множество других новых затрат: "Раньше перекрыть крышу на коровнике стоило 2 млн рублей, теперь 4 млн. И это только стоимость железа, без гвоздей и железобетона. Потому мы и не видим, что производство – животноводство, растениеводство, переработка – в Алтайском крае развиваются".
"Цель этой акции – следить за качеством продукции, в частности, за "серым товаром", – продолжает Алексей Яковенко. – Но у нас его раньше и так не было, и наше предприятие весь товар продает в белую! А эффект такой, что это серьезные дополнительные расходы для переработчика, и поэтому все подорожает!".
Дайте времяЭксперты "Толка" говорят о том, что система "Честный знак" для молочной продукции – дело решенное. Вслед за обязательной маркировкой сыра и мороженого поэтапно будут включаться другие виды продукции: с 1 сентября – молочка со сроком годности более 40 дней, с 1 декабря – со сроком годности 40 и менее дней.
Также в 2022 году система заработает в магазинах. Там должны будут списать товар из оборота, и таким образом цикл "жизни" товара от производства до продажи будет пройден (то есть сейчас маркировка нужна, лишь чтобы покупатель мог считать Дата Матрикс).
Но и на этом этапе ожидаются проблемы – не во всех отдаленных магазинах доступен выход в сеть для передачи данных. Впрочем, сообщил Андрей Осипов, в свежий закон уже внесены поправки о том, что списание допустимо в течение 30 дней.
Производители же хотят еще больше ясности.
"На эксперимент по внедрению маркировки молочной продукции отвели один год и семь месяцев, а на внедрение после подписания постановления – чуть больше четырех месяцев, если отбросить новогодние и другие каникулы, – говорит Быстрицкая. – Дайте больше времени на работу! Как во все окунуться без знающих людей в регионах, без трудовых ресурсов? Это все легло на наши плечи. Дни и ночи мы на заводе. Мы не можем не отработать заявки, потому что прилетят штрафы".